Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов

становится непродуманное развитие

техники. Отсюда и предназначение философии техники: критический философский анализ сложившихся проблем, оценка результатов технической деятельности, возможных перспектив ее эволюции в связи с развитием всего

общества, состоянием материального благополучия и изменением духовного

облика человека. По мнению американского философа Х. Сколимовски, «философия техники является философией нашей культуры. Это философия человека и цивилизации, увидевшей себя в тупике, которой угрожает специали-188

зация, раздробленность и распыленность и которая осознает, что избрала

ложный путь для своего общения с природой».

Главные вопросы философии техники сегодня: Какова природа и сущностная особенность техники? Существуют ли пределы технического роста и

как развитие техники связано с судьбами нашей культуры? Как соотносятся

между собой ценности техногенной цивилизации и гуманитарно-духовные

устои человеческого сообщества? Отсюда и необычайно широкое проблемное поле философии техники: уточнение самого понятия техники, изучение

её исторического развития и анализ структурных характеристик, выявление

специфики технического знания и его взаимосвязи с фундаментальными науками, поиски новой концепции опосредованного техникой диалога человека

с природой, моделирование глобальных технико-экономико-природных систем, выработка критериев оценки технологического развития общества. В настоящее время на первый план выходят также и социально-этические проблемы, связанные с компьютеризацией общества, меняющей не только сферы производства и образования, но и саму форму организации человеческой

жизни, стиль отношений между индивидами. И здесь, прежде чем перейти к

рассмотрению конкретных вопросов данного раздела, можно привести слова

основателя философии техники Эрнста Каппа, который в основание своей

концепции положил, как центральный, антропологический критерий: «Содержанием наук в исследовательском процессе, вообще, — писал он, — является ничто иное, как возвращающийся к себе человек».

Техника: современная трактовка понятия. Техника и технология.

Основные характеристики техники, выделенные в различных исследованиях

и специфицирующие культурно-исторический подход, представленный в

проблемном поле философии техники, следующие. Техника представляет

собой артефакт. Латинское «artefactum» означает буквально «искусственно

сделанный». В этом смысле техника специально изготовляется, создается человеком (ремесленником, мастером, техником, инженером), представляет собой так называемую «вторую» природу, хотя «живет» по законам «первой»

природы, и используется в практической деятельности людей. При этом в

технике воплощаются и реализуются определенные замыслы, идеи, знания,

опыт, навыки, без чего невозможно создание и приведение в действие «артефактов». Пусть не покажется парадоксальным, но с этой точки зрения, даже

выращенная в пробирке биологическая культура является артефактом, то

есть техникой. Отсюда возникают и этические проблемы, связанные с генной

инженерией, клонированием (от греч. klon — ветвь, отпрыск) — искусственным

созданием живых существ и т.д.

Техника образует составную часть производительных сил общества.

Функционируя в качестве производительных сил, современная техника разделяется на следующие отрасли: производственная техника, техника транспорта и связи, техника научных исследований, военная техника, техника

процесса обучения, техника культуры и быта, медицинская техника, техника189

управления. Производственная техника, техника транспорта и связи в свою

очередь подразделяется на активную и пассивную.

Пассивная техника включает: связующую систему производства (в первую очередь, в химической промышленности); производственные помещения; технические сооружения наземной связи, железные дороги, мосты, каналы, гидромелиоративные сооружения; технические средства распространения информации (телефон, радио, телевидение и др.).

Активная часть состоит из орудий (инструментов), которые делятся на

орудия ручного труда, орудия умственного труда и орудия жизнедеятельности человека (очки, слуховые аппараты и т.п.); машин (производственных,

транспортных, военных); аппаратуры управления машинами, технологическими, производственными и социально-экономическими процессами.

Техника, в соответствии с историческими этапами ее развития, отличается различными технологическими способами соединения человека и техники. Первый этап характеризуется таким способом соединения человека и

техники в технологическом процессе, при котором человек является материальной основой технологического процесса; труд при этом носит ручной характер; орудия (инструменты) ручного труда лишь удлиняют и усиливают

работающие органы человека.

На втором этапе основой технологического процесса становится машина; труд при этом становится механизированным; человек лишь дополняет

работу машины (механизированного устройства) своими органами труда, являясь лишь ее технологическим элементом.

Третий же этап технологического способа соединения человека и техники характеризуется свободным типом связи человека и техники; труд становитcя автоматизированным; человек перестает быть непосредственным звеном технологической цепи, получая условия для творческого использования

своих способностей.

Сейчас уже можно говорить о четвертом, информационном, этапе технологического способа взаимодействия человека и техники. Информатизация

связана с широчайшим внедрением компьютеров и компьютерных сетей в

соединении с совершенными средствами связи. Компьютер оказался уникальным средством автоматизации интеллектуальной деятельности. Если

предшествующие средства автоматизации касались лишь сферы материального производства (облегчали работу рук, но не умственную деятельность

мозга), то компьютерно-информационные технологии затронули непосредственно интеллектуальную сферу, возможности которой несопоставимо возросли по сравнению с докомпьютерным периодом.

Техника представляет собой также самостоятельный мир, реальность,

данную нам как ту, которую мы застаем от рождения и с которой живем и

умираем. Мир техники как самостоятельной реальности противопоставлен

природе, миру искусства, языковой реальности, всему живому и, наконец,

человеку. Но техника — это и определенный способ существования человека.

Техника нужна как средство, орудие, удовлетворяющее ту или иную челове-190

ческую потребность (в силе, энергии, защите и т.д.). В этом плане техника

является «инструментом», но это такой инструмент, от которого в наше время зависит уже судьба цивилизации. Что такое современный человек без техники? Представим себе, что было бы с нами, если бы все технические достижения разом исчезли. Именно в этом плане техника и приобретает самостоятельное (иногда, правда, добавляют: относительно самостоятельное) существование.

Осознание самостоятельной роли техники относится уже к античности,

где впервые было введено и обсуждалось понятие «технэ» (греч. techne — искусство, ремесло, мастерство, умение). В Новое время формируются представления об инженерии. В конце XIX — начале XX в. создаются технические

науки и возникает философия техники как особая рефлексия (от позднелат.

reflexiо: обращение назадразмышление, осмысление, самопознание собственных действий и законов) техники. Особое внимание философия техники

привлекает внимание мыслителей в середине XX в., когда ряд философов

стали связывать с техникой кризис нашей цивилизации и культуры. Так,

М. Хайдеггер считает, что современная техника поставила себе на службу

человека и природу, превратила их в «по-став», по выражению Хайдеггера,

сделала человека одним из видов сырья, подлежащего обработке.

Природа разрушается, а человек деградирует, поскольку они становятся

простыми функциональными элементами и материалом бездушной машины

(«поставляются производству»). Хайдеггер не верит в решение проблем, порожденных техникой, он лишь призывает человека осознать, что он давно

уже и сам стал поставом техники и превратил в ее постав и природу. Уже

знакомый нам Х. Сколимовски пишет: «Техника превратилась для нас в физическую и ментальную опору в столь извращенной и всеобъемлющей степени, что если мы даже осознаем, как опустошает она нашу среду, природную и человеческую, то первой нашей реакцией является мысль о какой-то

другой технике, которая может исправить всё это». Как бы в ответ, но с очередным вопросом, мы слышим от немецкого философа Карла Ясперса (1883-

1969): «Полагать, что задача преодоления техники с помощью техники вообще осуществима, означает прокладывать новый путь неблагополучию… Остается, однако, вопрос: как человек, подчиненный технике, в свою очередь,

станет господствовать над ней?»

Техника как специфически инженерный способ использования сил и

энергий природы. Хотя техника во все времена была основана на использовании сил природы, но лишь в Новое время природа особо рассматривается

как неисчерпаемый источник материалов, сил, энергий и процессов, описываемых в науке как естественные феномены, поставленные на службу человеку путем создания технических сооружений («второй», или «новой», природы). При их создании главным был уже не опыт, как в античные времена,

хотя и там частично использовались научные знания, а как такое техническое

творчество, инженерия, в котором специально производился расчет сил (про-191

цессов и энергий) природы, осуществлялось их сознательное приспособление

для нужд и деятельности человека.

Если в античности и в средние века творчество техников понималось как

«хитрость», искусственная реализация, выведение из скрытого состояния заложенных в мироздании вечных изменений и превращений различных «фюсис» (природ), уже сотворенных высшей силой, Богом, то, начиная с Нового

времени, творчество инженеров (фр. ingenieur — изобретатель), творцов техники, основа которого изобретение, конструирование, проектирование и технология, т.е., всё вместе, как инженерия, предполагает знания естественных и

специально направленных на производство и конструирование технических

наук. Современная инженерия ориентируется и на целый комплекс экономических и природопользовательских наук, знания основ системного проектирования, эргономики и дизайна, и т.д.

До недавнего прошлого технология рассматривалась только как определённая сторона организации производственных процессов: от индивидуальной деятельности рабочего, мастера, простой коллективной деятельности

бригады, цеха, предприятия, — до сложно организованной, строго иерархизированной социальной деятельности, — «Мегамашины», по Мэмфорду, — проходящей долгий исторический путь развития от трудовых армий фараонов до

современных промышленных производств. Сторона, связанная с методами

обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката. В узко производственном значении технология

включает также и производственное оборудование, необходимое для изготовления время, квалификацию работника. Всё это оформляется в так называемой «технологической карте».

В последние несколько десятилетий ситуация стала резко меняться. Реализация крупных национальных и международных технических программ и

проектов в наиболее развитых в промышленном отношении странах и группах стран позволила осознать, что техника как реальность существенно обновилась. Исследователи и инженеры обнаружили, что между технологическими процессами, операциями и принципами, а также состоянием науки,

техники, инженерии, проектирования, производства, которые уже сложились

как устойчивые образования в данной культуре и стране, с одной стороны, и

различными взрывообразно протекающими социальными и культурными

процессами, отвечающими на запросы (зачастую, весьма, острые) времени — с

другой, существует тесная взаимосвязь.

Так, разработка и производство, например, полупроводников, компьютерной или ракетной техники, так же, как и других сложных технических

систем, оказались зависящими как от достигнутого в данной стране уровня

развития научных исследований, инженерных разработок, проектирования,

так и от характера организации труда, наличия необходимых ресурсов, соотношения приоритетов и целей общества, качества производимого сырья и

продукции, потребностей и особенностей рынка, внутренней и международной конъюнктуры и многих других факторов. Технология в широком смысле,192

таким образом, понимается как общая характеристика, совокупность трудовых действий, типичных для того или иного социокультурного образования,

подчиненных вполне конкретным социально значимым ориентирам. В этом

плане технология понимается уже как особого рода «техносфера».

Отметим появление системотехники как особого вида современной инженерно-технической деятельности по созданию сложных технических

систем. В системотехнике происходит также и выработка новых знаний,

причем знаний высоко абстрактного уровня, связанных с теорией структурных преобразований сложных систем. В системотехнике научное знание

проходит полный цикл своего функцонирования от получения до использования в инженерной практике. Системотехника включает также и деятельность, направленную на организацию, научно-техническую координацию,

руководство всеми видами проектирования, конструирования, отладки, разработки технологии производства сложного технического устройства, а также его радиоэлектронное обеспечение, химические технологии, инженерноэкономические проработки, разработку средств общения человека и машины

и т.д.

Концентрируя все силы для решения военных, народнохозяйственных и

иных задач, государство и общество достигают своих целей путем создания

новой техники, сложных технических систем, нередко опасных для устойчивости природных процессов технологий и т.д. Всё это вольно или невольно

порождало различные деструктивные, разрушающие последствия, способствовало возникновению целого ряда кризисов — экологического, антропологического, угрожающего выживанию самого человека, и других. Человек

превратился в некоего «планетарного научно-технического Бога», но при

этом уподобился и все разрушающему дьяволу, угрожая всей жизни на Земле, а, со временем, разрушая сложившиеся планетарные механизмы, возможно, уничтожая всё и вся и за её пределами. Всё это требует социальнокультурного и философско-методологического осмысления: техникаблаго

или, напротив, несвобода, риск, угроза существованию. «Нет никакого демонизма техники, — пишет М.

Скачать:PDFTXT

Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать, Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать бесплатно, Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов читать онлайн