становится непродуманное развитие
техники. Отсюда и предназначение философии техники: критический философский анализ сложившихся проблем, оценка результатов технической деятельности, возможных перспектив ее эволюции в связи с развитием всего
общества, состоянием материального благополучия и изменением духовного
облика человека. По мнению американского философа Х. Сколимовски, «философия техники является философией нашей культуры. Это философия человека и цивилизации, увидевшей себя в тупике, которой угрожает специали-188
зация, раздробленность и распыленность и которая осознает, что избрала
ложный путь для своего общения с природой».
Главные вопросы философии техники сегодня: Какова природа и сущностная особенность техники? Существуют ли пределы технического роста и
как развитие техники связано с судьбами нашей культуры? Как соотносятся
между собой ценности техногенной цивилизации и гуманитарно-духовные
устои человеческого сообщества? Отсюда и необычайно широкое проблемное поле философии техники: уточнение самого понятия техники, изучение
её исторического развития и анализ структурных характеристик, выявление
специфики технического знания и его взаимосвязи с фундаментальными науками, поиски новой концепции опосредованного техникой диалога человека
с природой, моделирование глобальных технико-экономико-природных систем, выработка критериев оценки технологического развития общества. В настоящее время на первый план выходят также и социально-этические проблемы, связанные с компьютеризацией общества, меняющей не только сферы производства и образования, но и саму форму организации человеческой
жизни, стиль отношений между индивидами. И здесь, прежде чем перейти к
рассмотрению конкретных вопросов данного раздела, можно привести слова
основателя философии техники Эрнста Каппа, который в основание своей
концепции положил, как центральный, антропологический критерий: «Содержанием наук в исследовательском процессе, вообще, — писал он, — является ничто иное, как возвращающийся к себе человек».
Техника: современная трактовка понятия. Техника и технология.
Основные характеристики техники, выделенные в различных исследованиях
и специфицирующие культурно-исторический подход, представленный в
проблемном поле философии техники, следующие. Техника представляет
собой артефакт. Латинское «artefactum» означает буквально «искусственно
сделанный». В этом смысле техника специально изготовляется, создается человеком (ремесленником, мастером, техником, инженером), представляет собой так называемую «вторую» природу, хотя «живет» по законам «первой»
природы, и используется в практической деятельности людей. При этом в
технике воплощаются и реализуются определенные замыслы, идеи, знания,
опыт, навыки, без чего невозможно создание и приведение в действие «артефактов». Пусть не покажется парадоксальным, но с этой точки зрения, даже
выращенная в пробирке биологическая культура является артефактом, то
есть техникой. Отсюда возникают и этические проблемы, связанные с генной
инженерией, клонированием (от греч. klon — ветвь, отпрыск) — искусственным
созданием живых существ и т.д.
Техника образует составную часть производительных сил общества.
Функционируя в качестве производительных сил, современная техника разделяется на следующие отрасли: производственная техника, техника транспорта и связи, техника научных исследований, военная техника, техника
процесса обучения, техника культуры и быта, медицинская техника, техника189
управления. Производственная техника, техника транспорта и связи в свою
очередь подразделяется на активную и пассивную.
Пассивная техника включает: связующую систему производства (в первую очередь, в химической промышленности); производственные помещения; технические сооружения наземной связи, железные дороги, мосты, каналы, гидромелиоративные сооружения; технические средства распространения информации (телефон, радио, телевидение и др.).
Активная часть состоит из орудий (инструментов), которые делятся на
орудия ручного труда, орудия умственного труда и орудия жизнедеятельности человека (очки, слуховые аппараты и т.п.); машин (производственных,
транспортных, военных); аппаратуры управления машинами, технологическими, производственными и социально-экономическими процессами.
Техника, в соответствии с историческими этапами ее развития, отличается различными технологическими способами соединения человека и техники. Первый этап характеризуется таким способом соединения человека и
техники в технологическом процессе, при котором человек является материальной основой технологического процесса; труд при этом носит ручной характер; орудия (инструменты) ручного труда лишь удлиняют и усиливают
работающие органы человека.
На втором этапе основой технологического процесса становится машина; труд при этом становится механизированным; человек лишь дополняет
работу машины (механизированного устройства) своими органами труда, являясь лишь ее технологическим элементом.
Третий же этап технологического способа соединения человека и техники характеризуется свободным типом связи человека и техники; труд становитcя автоматизированным; человек перестает быть непосредственным звеном технологической цепи, получая условия для творческого использования
своих способностей.
Сейчас уже можно говорить о четвертом, информационном, этапе технологического способа взаимодействия человека и техники. Информатизация
связана с широчайшим внедрением компьютеров и компьютерных сетей в
соединении с совершенными средствами связи. Компьютер оказался уникальным средством автоматизации интеллектуальной деятельности. Если
предшествующие средства автоматизации касались лишь сферы материального производства (облегчали работу рук, но не умственную деятельность
мозга), то компьютерно-информационные технологии затронули непосредственно интеллектуальную сферу, возможности которой несопоставимо возросли по сравнению с докомпьютерным периодом.
Техника представляет собой также самостоятельный мир, реальность,
данную нам как ту, которую мы застаем от рождения и с которой живем и
умираем. Мир техники как самостоятельной реальности противопоставлен
природе, миру искусства, языковой реальности, всему живому и, наконец,
человеку. Но техника — это и определенный способ существования человека.
Техника нужна как средство, орудие, удовлетворяющее ту или иную челове-190
ческую потребность (в силе, энергии, защите и т.д.). В этом плане техника
является «инструментом», но это такой инструмент, от которого в наше время зависит уже судьба цивилизации. Что такое современный человек без техники? Представим себе, что было бы с нами, если бы все технические достижения разом исчезли. Именно в этом плане техника и приобретает самостоятельное (иногда, правда, добавляют: относительно самостоятельное) существование.
Осознание самостоятельной роли техники относится уже к античности,
где впервые было введено и обсуждалось понятие «технэ» (греч. techne — искусство, ремесло, мастерство, умение). В Новое время формируются представления об инженерии. В конце XIX — начале XX в. создаются технические
науки и возникает философия техники как особая рефлексия (от позднелат.
reflexiо: обращение назад — размышление, осмысление, самопознание собственных действий и законов) техники. Особое внимание философия техники
привлекает внимание мыслителей в середине XX в., когда ряд философов
стали связывать с техникой кризис нашей цивилизации и культуры. Так,
М. Хайдеггер считает, что современная техника поставила себе на службу
человека и природу, превратила их в «по-став», по выражению Хайдеггера,
сделала человека одним из видов сырья, подлежащего обработке.
Природа разрушается, а человек деградирует, поскольку они становятся
простыми функциональными элементами и материалом бездушной машины
(«поставляются производству»). Хайдеггер не верит в решение проблем, порожденных техникой, он лишь призывает человека осознать, что он давно
уже и сам стал поставом техники и превратил в ее постав и природу. Уже
знакомый нам Х. Сколимовски пишет: «Техника превратилась для нас в физическую и ментальную опору в столь извращенной и всеобъемлющей степени, что если мы даже осознаем, как опустошает она нашу среду, природную и человеческую, то первой нашей реакцией является мысль о какой-то
другой технике, которая может исправить всё это». Как бы в ответ, но с очередным вопросом, мы слышим от немецкого философа Карла Ясперса (1883-
1969): «Полагать, что задача преодоления техники с помощью техники вообще осуществима, означает прокладывать новый путь неблагополучию… Остается, однако, вопрос: как человек, подчиненный технике, в свою очередь,
станет господствовать над ней?»
Техника как специфически инженерный способ использования сил и
энергий природы. Хотя техника во все времена была основана на использовании сил природы, но лишь в Новое время природа особо рассматривается
как неисчерпаемый источник материалов, сил, энергий и процессов, описываемых в науке как естественные феномены, поставленные на службу человеку путем создания технических сооружений («второй», или «новой», природы). При их создании главным был уже не опыт, как в античные времена,
хотя и там частично использовались научные знания, а как такое техническое
творчество, инженерия, в котором специально производился расчет сил (про-191
цессов и энергий) природы, осуществлялось их сознательное приспособление
для нужд и деятельности человека.
Если в античности и в средние века творчество техников понималось как
«хитрость», искусственная реализация, выведение из скрытого состояния заложенных в мироздании вечных изменений и превращений различных «фюсис» (природ), уже сотворенных высшей силой, Богом, то, начиная с Нового
времени, творчество инженеров (фр. ingenieur — изобретатель), творцов техники, основа которого изобретение, конструирование, проектирование и технология, т.е., всё вместе, как инженерия, предполагает знания естественных и
специально направленных на производство и конструирование технических
наук. Современная инженерия ориентируется и на целый комплекс экономических и природопользовательских наук, знания основ системного проектирования, эргономики и дизайна, и т.д.
До недавнего прошлого технология рассматривалась только как определённая сторона организации производственных процессов: от индивидуальной деятельности рабочего, мастера, простой коллективной деятельности
бригады, цеха, предприятия, — до сложно организованной, строго иерархизированной социальной деятельности, — «Мегамашины», по Мэмфорду, — проходящей долгий исторический путь развития от трудовых армий фараонов до
современных промышленных производств. Сторона, связанная с методами
обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката. В узко производственном значении технология
включает также и производственное оборудование, необходимое для изготовления время, квалификацию работника. Всё это оформляется в так называемой «технологической карте».
В последние несколько десятилетий ситуация стала резко меняться. Реализация крупных национальных и международных технических программ и
проектов в наиболее развитых в промышленном отношении странах и группах стран позволила осознать, что техника как реальность существенно обновилась. Исследователи и инженеры обнаружили, что между технологическими процессами, операциями и принципами, а также состоянием науки,
техники, инженерии, проектирования, производства, которые уже сложились
как устойчивые образования в данной культуре и стране, с одной стороны, и
различными взрывообразно протекающими социальными и культурными
процессами, отвечающими на запросы (зачастую, весьма, острые) времени — с
другой, существует тесная взаимосвязь.
Так, разработка и производство, например, полупроводников, компьютерной или ракетной техники, так же, как и других сложных технических
систем, оказались зависящими как от достигнутого в данной стране уровня
развития научных исследований, инженерных разработок, проектирования,
так и от характера организации труда, наличия необходимых ресурсов, соотношения приоритетов и целей общества, качества производимого сырья и
продукции, потребностей и особенностей рынка, внутренней и международной конъюнктуры и многих других факторов. Технология в широком смысле,192
таким образом, понимается как общая характеристика, совокупность трудовых действий, типичных для того или иного социокультурного образования,
подчиненных вполне конкретным социально значимым ориентирам. В этом
плане технология понимается уже как особого рода «техносфера».
Отметим появление системотехники как особого вида современной инженерно-технической деятельности по созданию сложных технических
систем. В системотехнике происходит также и выработка новых знаний,
причем знаний высоко абстрактного уровня, связанных с теорией структурных преобразований сложных систем. В системотехнике научное знание
проходит полный цикл своего функцонирования от получения до использования в инженерной практике. Системотехника включает также и деятельность, направленную на организацию, научно-техническую координацию,
руководство всеми видами проектирования, конструирования, отладки, разработки технологии производства сложного технического устройства, а также его радиоэлектронное обеспечение, химические технологии, инженерноэкономические проработки, разработку средств общения человека и машины
и т.д.
Концентрируя все силы для решения военных, народнохозяйственных и
иных задач, государство и общество достигают своих целей путем создания
новой техники, сложных технических систем, нередко опасных для устойчивости природных процессов технологий и т.д. Всё это вольно или невольно
порождало различные деструктивные, разрушающие последствия, способствовало возникновению целого ряда кризисов — экологического, антропологического, угрожающего выживанию самого человека, и других. Человек
превратился в некоего «планетарного научно-технического Бога», но при
этом уподобился и все разрушающему дьяволу, угрожая всей жизни на Земле, а, со временем, разрушая сложившиеся планетарные механизмы, возможно, уничтожая всё и вся и за её пределами. Всё это требует социальнокультурного и философско-методологического осмысления: техника — благо
или, напротив, несвобода, риск, угроза существованию. «Нет никакого демонизма техники, — пишет М.