семья как основная
ячейка общества, урбанизация, одни и те же принципы стандартизации, синхронизации, централизации, максимизации и т.д.
Тоффлер показывает, что индустриальное общество обречено, везде и
всюду терпит крах, некоторые симптоматичные характеристики которого
только что были перечислены. В результате этого кризиса возникает новая
супериндустриальная цивилизация, которая предполагает новые типы межличностных отношений, новые половые и семейные ценности, новый тип
восприятия реальности. Он предполагает новую экономическую среду, которая, в свою очередь, сформирует корпорацию нового стиля.
«Вторая волна»
(индустриальное общество — прошлое,
сохраняющееся ещё сегодня)
«Третья волна»
(общество будущего, нарождающееся
уже сейчас)
1. Отношение к природе и ее ресурсам
Борьба с природой. Разбазаривание
невосстанавливаемого «капитала природы» (уголь, газ, нефть, леса и т.д.)
Сотрудничество с природой. Ориентация на возобновляемые источники
энергии и активный их поиск198
2. Лидирующие области науки и техники.
Тип научно-технического развития
Гигантский прогресс механической
техники. Решающие отрасли — машиностроение, электромашиностроение,
химическая индустрия. Главные науки: механика, впоследствии — учение
об электричестве, химия
Техника — на основе знаний, выходящих из научных лабораторий. Ведущие области науки и техники: квантовая электротехника, информатика, молекулярная биология, в том числе
генная инженерия, наука о космосе,
экологические знания, океанология
Неограниченный рост во имя роста Рост, но ограниченный и сбалансированный
3. Основные принципы социальной организации и социальной
деятельности в экономике, политике, других областях
6 принципов «индустриализма»:
1) стандартизация
2) специализация
3) синхронизация
4) концентрация
5) максимизация
6) централизация
Принципы нового общества:
1) индивидуализация
2) комплексная интеграция
3) синхронность, но нового ритма
4) деконцентрация
5) мини-формы
6) децентрализация
4. Система коммуникаций, образования, культуры
Почтовая служба, средства массовой
коммуникации (газеты, радио, кино,
телевидение), работающие на основе
вышеперечисленных принципов индустриализма. Общение между людьми — иерархическое, стратифицированное, атомистическое, случайное.
Учреждения образования и культуры
построены по типу фабрики и также
массифицированы
«Аудиокоммуникация» на основе новейшей информационной техники,
«демассифицированные» средства
коммуникации; «сети» индивидуализированных неофициальных коммуникаций по интересам, желаниям, без
иерархии, нацеленные на взаимопомощь. Перестройка деятельности в
сфере образования и культуры — в соответствии с вышеперечисленными
принципами нового общества
“Индустриальный» индивид: ориентирован на производство и потребление; культ денег, власти, господства —
подчинения, пассивности; «автоматизированная» повседневная жизнь;
коммерсиализированный секс и «нуклеарная семья»; Труд в недрах огромных организаций — принуждение, жёсткий временной режим, рутина
Новая личность: ориентирована на
духовные ценности и творчество;
многомерность ориентаций и понимание другого человека как способ
общения; новый вид сексуальных и
семейных отношений. Труд в небольших организациях и на дому;
скользящий график труда; добровольный, творческий труд199
5. Отношения между странами и народами
Приоритет национального (национализм, шовинизм, реваншизм),
экономика и политика на уровне отдельных стран или их блоков; вооружение и война как способы «разрешения» международных конфликтов
Приоритет интернационального; ориентация на глобальные проблемы и их
совместное разрешение; реальное разоружение, прочные договоры между
странами, возможность предотвращения военных конфликтов
Гуманитарные проблемы техники. Благодаря способности новейших
компьютерных банков данных (как частных, так и государственных) собирать и обрабатывать множественную информацию самого различного свойства об индивидуальных и коллективных пользователях этих банков, начиная
от финансовых обстоятельств и кончая сведениями о матримониальных делах и состоянии здоровья, в повседневную практику вторгаются вопросы, постепенно трансформирующие всё общественное сознание — в первую очередь,
в области морали и права. По мере того, как конфиденциальная информация,
касающаяся жизни миллионов граждан, накапливается в банках данных различных электронных систем, люди всё в большей степени попадают в зависимость от реального вторжения компьютерного «соглядатая» в их частную
В компьютерную эпоху понятие «права на частную жизнь» обретает совершенно новое значение, поскольку информационная сфера гигантскими
шагами совершенствует свою техническую вооруженность дешевыми магнитными дисками, становящейся общедоступной волоконной оптикой, широчайше распространившимися персональными компьютерами, что чрезвычайно упростило возможность компьютерного вторжения преступников или
просто любопытствующих в частную жизнь пользователей компьютерной
техникой. Говоря о «технологии компьютерного века», способствующей
вторжению в частную жизнь, американский юрист и социолог У. Фридмен
относит сюда и «детектор лжи», и электронную графическую экспертизу, да и
вообще всякую электронную «наблюдательную технологию». В последнее
время начинает широко распространяться беспроволочная телефонная связь,
радиотелефоны. Так, в 1986 г. в США уже насчитывалось более 200 тысяч
изолированных телефонных аппаратов, использующих радиотрансмиссию,
что делает проблему вторжения в частную жизнь как никогда актуальной.
У. Дж. Тэггарт (Австралия) считает, что в ближайшие годы на соответствие
установлениям морали и права пройдут проверку следующие вопросы, вызванные новейшей компьютерной технологией:
1) морально ли сохранять детальное досье о людях, с которыми вы совершили сделку;
2) морально ли собирать подобную информацию и пускать ее в продажу;
3) морально ли использовать компьютер, дабы обнаружить потенциальных банкротов путем анализа их прошлых кредитных операций;200
4) допустим ли просмотр компьютерного банка данных просто из любопытства или ради того, чтобы узнать чей-то номер телефона;
5) допустимо ли копировать компьютерные программы.
Проблемы в области морали, вызываемые распространением в обществе
компьютерной технологии, тесно переплетаются с правовыми проблемами.
Компьютерная преступность, совершаемая путем раскрытия тайны кода и
проникновения в информационные сети частных фирм, банков и государственных служб, совершается вне непосредственных человеческих контактов,
вне непосредственно-вещественных (денежных сейфов и т.п.) объектов преступления, в силу чего смешиваются и размываются границы между привычными понятиями добра и зла: нажатием кнопки человек, не задумываясь, совершает уголовное преступление, которое он никогда не решился бы осуществить традиционным образом. То же самое относится и к несанкционированному изготовлению копий компьютерных программ.
Австралийский исследователь У.Х. Макквейд различает семь видов
«компьютерной преступности»:
1) «троянский конь» — в компьютер вводятся секретные команды, которые позволяют производить незаконные операции;
2) «подмена данных» — незаконное изменение данных перед вводом
или во время ввода их в ЭВМ;
3) «суперудар» — незаконное использование вспомогательных компьютерных программ, нарушающих контроль доступа в компьютер;
4) «техника салями» — незаконное отчисление на собственный счет,
при помощи введения специальной программы, ничтожно малых сумм с каждой из огромного количества компьютерных финансовых операций;
5) «логическая бомба» — незаконное введение в компьютер, набора
команд, которые должны срабатывать в определенное время;
6) «уборка мусора» — сбор информации, которая может быть оставлена
после работы пользователем в памяти машины либо возле неё;
7) кабельное прослушивание с целью получить доступ к данным, передаваемым по телефону.
Логической модернизацией способа совершения компьютерного преступления «троянский конь», выполняющего алгоритм типа «сотри все данные этой программы, перейди в следующую и сделай то же самое», являются «компьютерные вирусы». С программно-технической точки зрения под
компьютерным вирусом понимается специальная программа, способная самопроизвольно присоединяться к другим программам, образно говоря, «заражать» их, и при запуске основных программ выполнять различные нежелательные действия: порчу файлов и каталогов (при файловой организации
программной среды), искажение и стирание (уничтожение) данных и информации, переполнение машинной памяти и создание помех в работе ЭВМ. Вопросами научного изучения компьютерных вирусов в настоящее время занимается специально созданная новая наука — компьютерная вирусология.201
Помимо чисто «компьютерной преступности», могут быть и ситуации,
когда, например, программист, разрабатывающий программу для ведения
банковских счетов в фирме А, переходит затем на работу в фирму Б и «захватывает с собой» ту часть составленной им программы, которая касается времени и характера совершения сделок в фирме А и может быть использована
его новым работодателем. Всё это требует пересмотра прежних моральноправовых подходов, а нередко и введения абсолютно новых.
Как отмечает австралийский судья М.Д. Керби: «…наше поколение будут
упрекать в том, что, создав технологию, имеющую громадный потенциал, мы
не смогли обеспечить такие инструкции и правила, благодаря которым эта
технология могла бы справедливо и эффективно использоваться». В связи с
этим возникает насущная необходимость в принятии государством «информационных законов». Так, в США уже расценивается как преступное любое
самостоятельное электронное подслушивание, нарушающее права индивида
на частную жизнь «без физического вторжения» в неё. Исключением является
электронное прослушивание, официально разрешенное по определению
юридических органов.202
Проблемами сущности человека, пределами и многообразием ситуаций человеческого существования, свободы воли и детерминантов поведения, смысла жизни и достоинства смерти, исследованием различных человеческих качеств занимается специализированная область философии — философская антропология (от гр. anthropos — человек, и logos — слово, учение).
Родовое понятие “Человек” определяет место человека в ряду других
элементов мира: он не принадлежит безраздельно Природе, хотя многие
свойства человека имеют естественное происхождение, как анатомические,
физиологические или психические. Человек — продукт и часть Культуры, социальной системы, общества, и ещё больше свойств имеют искусственный
характер и привнесены в человека воспитанием, как способности к труду,
общению, игре. Есть в человеке и свойства, приписываемые Богу (или богоданные) и имеющие сверхъестественный характер, как способность к творчеству или дар предвидения. Однако человек — не естественное, не искусственное и не сверхъестественное существо: у него свой особенный — синтетический — способ существования.
Природные свойства человека являются врождёнными и передаются по
наследству через генотип. Совокупность этих свойств объединяется понятием “индивид” (лат. неделимый, особь).
Социальные свойства человека являются приобретёнными и закладываются в него в процессе постнатального (после рождения) развития, который
называют социализацией индивида или воспитанием. Совокупность этих
свойств объединяется понятием “личность” (persona, лицо, личина).
Как природные, так и социальные качества человека, подчиняясь принципу комбинаторности, образуют неповторимые сочетания: так, даже небольшое количество цветных стёклышек в детском калейдоскопе складывается в
бесчисленное множество картинок, которые практически не повторяются неопределённо долго. Мы все рождаемся в похожих семьях, воспитываемся похожими нянями и бабушками, учимся в похожих школах по одинаковым
учебникам, читаем одни и те же книги, смотрим одни и те же фильмы, живём
похожей — типичной! — жизнью, и все мы совершенно разные люди. Неповторимость и уникальность, своеобразие и оригинальность каждого организма,
тела и каждого разума, души — каждого человеческого существа — объединяются понятием “индивидуальность” (целостноь,нераздельность).
Ценностные асимптоты человеческого существования: В философской антропологии важнейшее место в понимании сущности человека занимает трактовка человека как социального существа. Традиционным в прежней философии поискам естественных или божественных начал человеческой природы современная теория, опирающаяся на социоцентризм эпохи203
классицизма, на философию Г. Гегеля, К. Маркса, О. Конта – противопоставляет идею принадлежности человека особенной форме реальности: социальной системе, в которой человек выступает и как продукт, результат обработки природного биологического материала средствами культуры, и как персонифицированное воплощение этой системы, выделившийся в ней субъект
новых преобразований и, следовательно, движущая сила саморазвития общества.
Содержание общественного бытия воплощается прежде всего в предметах культуры. Действительно, мир вещей, искусственная среда обитания человека – это “говорящий”, даже “кричащий” о самом человеке мир. Представим себе фантастическую ситуацию: на Земле исчезли люди, но всё ими созданное сохранилось в неприкосновенности. В этот момент на планету высаживаются “зелёные человечки” из “летающих тарелочек” и находят весь
предметный мир человеческой культуры. Смогут ли они восстановить внешний образ и внутренний облик создателей этого мира?
Думается, что да, и достаточно легко. Исследуя предметы быта – одежду,
жилища, мебель, они реконструируют пропорции и внешний вид человеческого тела. Найдя наши продукты питания, поля и фермы, продовольственные комплексы и прилавки гастрономов, они установят химизм и физиологию нашего организма. Разбираясь с нашими заводами, транспортом, источниками энергии, они поймут нашу технологию, а, значит, установят уровень
развития производительных сил и, следовательно, основные типы социальных институтов, включая тип общественно-экономической формации. Наконец, расшифровав наши языки и прочитав наши книги, воспроизведя звуковые и видеозаписи, они откроют наш духовный мир, наши логику и психологию, поймут наши стремления, беды и радости, страхи и надежды.
Однако надо понимать, что предметная культура сама по себе мертва без
приводящей её в движение деятельности людей. Поэтому общественное бытие отражается в самих структурах и организационных формах деятельности,
в атрибутах труда, общения, способах жизнедеятельности, составляющих характеристики образа жизни.