материальные условия
(общественное бытие) порождают и определяют сознание, сознание же, получая в своем развитии относительную самостоятельность, активно, через
материальную деятельность людей в свою очередь воздействует на материю
(в том числе на общественное бытие), становится силой, преобразующей ее.
Источником сознания человека являются его общественные отношения
и связи, а их основой выступает труд. Человек в отличие от животных является общественным существом, его сознание формируется по мере развития
всего общества и по своей сущности оно социально. Конечно, чтобы стать
обладателем сознания, человеческий индивид должен родиться с человеческим мозгом, но наличие мозга создает лишь возможность возникновения
нового свойства. Сознание должно сформироваться под воздействием социальной среды: известно около 1500 случаев “воспитания” детей животными,
и хотя эти дети имели человеческие генотип и головной мозг, но сознанием
не обладали. Человек становится человеком через связи и отношения с другими людьми – обществом, и, прежде всего, через трудовые отношения.
Кто же мыслит: человеческий мозг или человек с помощью мозга? В известном романе А. Беляева “Голова профессора Доуэля” приводится версия:
мыслит человеческий мозг. Он может мыслить даже без человека. С такой
позицией трудно согласиться. Процесс мышления начинается с ощущений209
человека. Сигналы от них поступают в спинной мозг человека и через него в
Таким образом, современная наука дает возможность сделать следующие выводы:
а) возникнув как результат развития материи, сознание не может существовать и не существует помимо высокоорганизованной материи, свойством
которого оно является. Русские физиологи И.М. Сеченов и И.П. Павлов установили, что всякая психическая деятельность в своей основе имеет материальные – физиологические процессы, протекающие в человеческом мозге.
Установлено, что нарушение мыслительной деятельности человека вызывается заболеванием или травмами мозга.
б) мысль не тождественна предметам, которые она отражает. Мысль по
своей природе идеальна, а предметы материальны. Мысль, идеальное – это
продукт деятельности мозга, система знаний, но они определяются предметами и явлениями материального мира. Идеальное, есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.
Следовательно, идеальный образ объективен по содержанию и субъективен
по форме, ибо складывается в голове субъекта, отражающего и материально
изменяющего мир в процессе практической деятельности (субъективный образ объективного мира). Субъективное в сознании исходит от субъекта, зависит от его особенностей, объективное принадлежит объекту материи. Таким
образом, в сознании взаимодействуют две стороны – субъективная и объективная.
В сознании отражаются не только предметы внешнего мира, но и собственное “Я” познающего субъекта. Познающий субъект отделяет себя от остального мира и на этой основе возникает самосознание. Самосознание – это
осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения,
интересов, своего положения в обществе, то есть осознание себя как личности. (Самосознание порождает такие морально-этические связи, как чувство
совести, собственного достоинства, долга перед людьми и др.).
Следует иметь в виду, что в сознании нет абсолютно точного и полного,
вполне адекватного отражения действительности, поскольку в нем всегда
присутствует элемент, привносимый человеком, — элемент субъективности
(преувеличение, преуменьшение, переоценка, недооценка, достройка объективного содержания познаваемого объекта).
Итак, природа сознания – в отражении действительности, в единстве
объективного и субъективного. Сознание присуще человеку как функция его
мозга, заключающаяся в целеноправленном, активном отражении объективного мира, которое является результатом длительного биологического и социального развития человека.
в) различие между материей и сознанием не абсолютно, абсолютная
противоположность материи и сознания имеет смысл лишь в пределах основного вопроса философии, при выяснении вопроса: что первично, что вторично? За этими пределами их противопоставлении становится относитель-210
ным, ибо сознание есть свойство высокоорганизованной материи, продукт ее
развития. В реальной же человеческой деятельности цель действия как образ
будущей действительности предваряет саму деятельность, и сознание оказывается первичным по отношению к будущей реальности.
Генезис сознания. Сознание сложилось вместе, одновременно с формированием человека, ибо нет и не было человека без сознания, нет и не было
на земле сознания без человека. Сознание это важнейший атрибут, отличительная черта человека, отличающая его от всего живого на нашей планете.
Имеют место три позиции возникновения человека и его сознания.
Первая – позиция религии, возникла в глубокой древности. Согласно ей – человека создал господь Бог. “И сотворил Бог человека по образу своему, по
образу божию сотворил его; мужчину и женщину — соворил их”. Вторая позиция – выдвинута и обоснована Ч. Дарвином во второй половине XIX века.
Это позиция антропогенеза: процесс историко-эволюционного формирования
физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. Третья позиция – космическое происхождение
человека. Она возникла в период полетов человека в космос. Высказывается
два направлении по этой позиции. Первое – некогда на землю прибыли инопланетяне, но улететь обратно не смогли. От них и произошел человек. Аргументы: на египетских пирамидах выбиты фигуры, напоминающие экипировку современных космонавтов. Далее – если подняться на высоту птичьего
полёта над Южной Америкой – можно увидеть следы гигантских плановых
разметок территории. Другое направление – человечество было посеяно на
земле инопланетянами с экспериментальной целью.
Наиболее научно обоснованным представляется теория антропогенеза.
Но и она имеет слабое звено: отсутствие достаточно доказательного переходного звена от животного к человеку.
Согласно современному пониманию антропогенеза человек произошел
не просто от обезьяны, а от специфического обезьяноподобного животного –
гоминида. Гоминиды спустились с деревьев на землю, видимо ввиду недостатка корма на деревьях. Это повлекло за собой ряд последующих изменений
в жизни и организме предков человека.
Прежде всего — это переход к прямохождению. Это обеспечило расширение кругозора и освобождение передних конечностей с последующим изменением их роли в жизни гуманоида. Освободившаяся конечность из органа
опоры превращается в орган, позволяющий выполнять различные трудовые
операции, — в руку. Свободная рука стала целиком использоваться (на первых
порах) для применения найденных в природе готовых “орудий”. Действие с
природными орудиями труда совершенствовало руку, она приобретала все
большую ловкость движений, изменялось и ее анатомическое строение. Совершенствование руки и ее операционных навыков, использование готовых
орудий привело к новому качественному скачку в развитии наших предков –
переходу к изготовлению первых орудий труда. Это неизбежно должно при-211
вести к переходу от простой жизнедеятельности к человеческому труду –
сознательной целенаправленной деятельности. В ней особое место занимает
процесс изготовления предком человека орудий труда.
В этом процессе все более совершенствуется человеческий труд и постепенно исчезают его животные формы. Осознание необходимости производства орудий труда и их назначения, конечных целей трудовых операций
неизбежно делало труд общественным. Именно с тех пор, как труд стал человеческим, он в то же время стал общественным, первобытные люди вынуждены были действовать сообща, коллективно, а не изолировано друг от друга.
В совместном труде и была заключена причина возникновения первой
формы общественной организации людей – рода, родовых связей и отношений. Это объясняется тем, что в процессе трудовой деятельности первобытных людей развивались не только операционно-технические функции сознания по отношению к объекту труда, но и отношения людей друг к другу, их
производственные отношения.
Процесс становления человеческого рода как социальной организации
одновременно был процессом подавления животных инстинктов. Род становился не только носителем производственного опыта, но и социального опыта поведения людей, норм и правил поведения в первобытном коллективе.
Именно здесь истоки возникновения нравственно-эстетических норм поведения первобытных людей, а также отдельных форм общественного сознания.
В процессе перехода к человеческому труду, от стада к роду животная
система сигналов преобразовывалась в человеческий язык и речь.
Люди не могли производить, не вступая в определенные связи, не передавая друг другу опыт, унаследованный от предков, и свой опыт, знания и
умения. Именно на этой основе возникает потребность в более совершенных
знаках, понятиях, представленных в форме слов, ритуалов, рисунков – возникают человеческие языки и речевая форма общения.
Язык – это система знаков, служащих средством общения между людьми, средством мышления и выражения мысли. Речь – это материализация
мысли. Мысль, язык и речь – специфически человеческие средства хранения
и передачи информации.
Человеческая речь, как и речевой аппарат, является результатом длительного исторического развития. Язык и сознание существуют в единстве и
неразрывной связи. Язык выступает средством общения между людьми,
средством обобщения и логического анализа.
Язык есть непосредственная действительность мысли. Слово – это материальная и, следовательно, доступная для восприятия форма передачи мыслей, но слова могут выражать мысль только в логически стройной системе.
Речь – это наиболее распространенная и естественная форма бытия сознания.
По мере развития абстрактного мышления язык становится более разнообразным и одновременно более формализованным.212
Наряду с развитием естественного языка возникают, развиваются искуственные языки: языки науки (математики, физики, химии, географии, кибернетики), языки искусства (живопись, музыка, балет) и т.д.
Структура сознания. Сознание человека не пассивно, а активно. Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе активной
преобразующей деятельности. Сознание человека это такая духовная деятельность, которая направлена на активное творческое преобразование действительности. Сознание человека не только отражает объективный мир, но и
творит, изменяет его посредством практической деятельности. Творческая
работа сознания органически связана с практической деятельностью человека и его потребностями. Потребности человека – это социально обоснованные нужды в достойном обеспечении жизнедеятельности организма и духовного развития.
Потребности определяют интересы людей. Собственно, интересы это не
что иное как осознание потребности. Интересы в сознании приобретают характер замысла или идеи. Идея – это не только знание того, что есть, но и основа планирования того, к чему человек стремится. Это понятие ориентированное на практическую реализацию. Потребности, интересы и идеи определяют цели. Цель – это идеализированное мысленное предвосхищение результатов деятельности. В качестве непосредственного мотива она направляет и
регулирует человеческую деятельность. Важной стороной активности сознания является самосовершенствование. Люди, как правило, стремятся перейти
в новое состояние, стать совершеннее, изменить себя и свою деятельность,
сделать жизнь лучше. Конструирование будущего состояния человека, общества и превращение этой идеальной модели в действительность составляет
сущность творческой активности человека.
Понятие сознания неоднозначно. Структура сознания включает в себя
целый ряд компонентов. Прежде всего, под сознанием понимается осознание,
отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется: естественном или социальном, чувственном или рациональном.
В данном аспекте имеется в виду отношение сознания к материи без выявления специфики его структурной организации.
В структуру сознания входит осознание вещей и явлений. Это не просто
отражение вообще. Это высшая, чисто человеческая форма отражения действительности, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается, переживание по этому поводу. Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это – знание.
Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание мира имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное
осознание мира. А также чувственный и рациональный уровни сознания.213
Ощущения, восприятия, представления, понятия мышление образуют
ядро сознания. Однако все это не исчерпывает его структурной полноты.
Сознание включает в себя апперцепцию. Всякое восприятие нового каждый
человек пропускает через свой опыт, через свой менталитет и в связи со всем
этим определяет свое отношение к полученной информации.
Сознание включает в себя убеждения и волю. Убеждения выражают отношение субъекта к познанному объекту. Они возникают и укрепляются там,
где знания верно отражают объективные процессы развития действительности. Убеждение – это вера, основанная на научном знании, на объективной