на несовершенном, ошибочном знании). Однако это зависит от достигнутого
уровня развития познания и социальных условий, в которых оно осуществляется.
Важная сторона сознания – это эмоции, переживания. Эмоции выражают связь знаний и убеждений с управлением человеческой деятельностью,
направленной на достижение определенной цели, на превращение идеальных
конструкций в действительность. Осуществление этих моделей всегда связано с управлением, как самим собой, так и другими людьми, а это, в свою очередь, всегда связано с переживаниями – эмоциями. Они возникают на основе
тех противоречий и сложностей, которые неизбежно встречаются на пути
достижения поставленной цели.
Важнейшим компонентом сознания является самосознание. Человек
мыслит и в большей или меньшей мере знает себя. Он отдает себе отчет в
том, что делает, думает, чувствует. Он осознает себя как личность. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов
поведения, интересов, своего положения в обществе. Самосознание формируется во взаимодействии человека с другими людьми с миром через свою
практическую деятельность. Вместе с тем, человек осознает себя не только
посредством других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру.
Самосознание тесно связано с рефлексией. Рефлексия – это принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм, предпосылок, предметного рассмотрения самого знания,
критический анализ его содержания, методов познания. Это расширение духовного мира человека.
Познавая себя, человек не остается таким же, каким он был прежде. Самосознание это не духовное зеркало. Это ответ на зов общественных условий
жизни, которые требуют от каждого человека, чтобы он умел оценить свои
поступки, слова, мысли с точки зрения определенных социальных норм.
Жизнь своими строгими уроками требует осуществлять самоконтроль и саморегулирование.214
Моделирование сознания. На рубеже XX и XXI веков человечество
подвергает анализу и переоценке многое из того, что определяло его развитие на протяжении последних десятилетий. Что должно взять в новый век, а
что надо отбросить, что нуждается в изменении или переоценке для обеспечения поступательного прогресса цивилизации. Научно-технический прогресс сделал за сравнительно короткий отрезок времени огромный рывок
вперед в овладении тайнами природы и в их практическом использовании:
теория относительности, квантовая механика, ядерная физика, химия полимеров, информатика, молекулярная биология, генная инженерия. И, наконец,
кибернетика, компьютерная техника. Применение компьютеров позволяет в
десятки раз повышать производительность труда вообще и умственного труда в особенности. В связи с этим встает вопрос: есть ли пределы моделирования человеческого сознания и, если есть, каковы они?
Знаменитый английский физик Стивен Хокинг утверждает, что постепенно возникнет некое новое суперсущество, представляющее продукт
вживления в организм человека более эффективных электронных заменителей – протезов в различные органы, вплоть до мозга. Более правильной представляется позиция академика В.А. Садовничего: он категорически не верит в
то, что в принципе возможно создать искусственный интеллект, сравнимый с
мозгом человека. Компьютер всегда будет способен к анализу большего или
меньшего конечного числа алгоритмов, а возможности человеческого мозга
бесконечны. Компьютер будет все более приближаться к возможностям мозга, но смоделировать бесконечность не удастся никогда. Микросхемы не способны написать “Евгения Онегина”, смоделировать лесные запахи, испытать
Как уже указывалось выше: мыслит не мозг, а человек с помощью мозга.
Человеческое сознание по своей природе социально. Оно включает в себя
всю историю человеческой культуры. Значит, чтобы машина обладала сознанием, надо смоделировать и изготовить общество роботов, надо при этом
сконструировать и изготовить машину, которая воспроизводила бы не только
операционно-технические функции человеческого сознания, но и отношения
мыслящих существ друг к другу.
Иными словами, речь можно вести не о создании чего-то, заменяющего
человека с его сознанием, а о создании таких устройств, на которые можно
будет переложить всё большую часть операционно-мыслительной деятельности человека, во много раз повысить ее эффективность. Именно моделирование отдельных сторон опреационно-умственной деятельности человека и её
ускорение составляет необходимость и возможность моделирования. И в моделировании и производстве кибернетических устройств, производстве быстродействующих операций проявляется именно творческая активность сознания человека.215
Человек в сферах бытия. Пути, уготованные человеку, его место в
мире, сферы и судьбы его бытия – эти тайны жизни человека всегда занимали умы мудрецов, прорицателей и самих смертных, оказавшихся в этом
мире. К тому, что говорилось о человеке в мифах, в религиозных, оккультистских, научных и философских учениях, добавлялись гадания прорицателей, парапсихологов, хиромантов, как и гадания на гороскопах, картах и др.
Фантастика описывает жизнь и подвиги людей в космических, временных,
параллельных и виртуальных сферах бытия. В соответствии с разными духовными канонами, человеку предначертаны свыше вечная загробная небесная жизнь или бесконечные реинкарнации для земной жизни. На что
же возможно реально рассчитывать человеку в его жизни, не впадая в самообман? Каковы сферы бытия человека в этом мире? Каким достойным
смыслом человек может преисполнить своё бытие?
Наша планета и её обитатель, человек — затеряны малой песчинкой в бесконечном космосе как реальной форме бытия. Для человека его бытие – это
его жизнь от рождения до смерти. Бытие человека, как настаивает философэкзистенциалист М. Хайдеггер, временно в этом мире, это бытие от рождения к смерти. Ему вторит философ-экзистенциалист Ж.-П Сартр, доказывая,
что до рождения человека бытия не было, поскольку было “ничто”, и что
после смерти человека бытия не будет, поскольку будет также “ничто”.
Пессимисты думают: летай иль ползай – конец известен, все в землю лягут,
всё прахом будет. Человечество – преходящая плесень на поверхности затерянной планеты, обреченной на гибель космического остывания.
Однако философии, духовной культуре в целом всегда был свойствен
оптимизм. Для философов Человек и Бытие – многопланово соприсутствующие объекты мира. И это потому, что человек – кардинально значимое
звено всех сфер бытия. Бытие чревато человеком, мироздание потенциально антропно. Антропно не в виде конкретной цели, но в виде космически
редких реальных возможностей появления в галактиках и Вселенных разных состояний жизни, видов разумных существ, их различных коммуникативных сообществ. Антропность бытия связана с потенциально антропной
сущностью материи, субстанции, субстрата мира. Человек погружён в
сферу природного бытия. Общество, человечество обручены со своими
сферами социального и исторического бытия. Индивид плывет, купается,
барахтается в потоке своего личного бытия. В философии, религии, искусстве для человека и человечества открывались высокие смыслы для сфер их
геокосмического, природного, социального, исторического и личного бытия.
Категория бытия у философов наполняется особенным набором онтологических смыслов. Категорией бытия обозначают разные субстратные и
особенно процессуальные, длящиеся виды реалий, независимые или связанные с потенциальным, реальным или возможным соприсутствием человека,
общества людей, человеческой жизни. Это Вселенная и природа Земли, хаос и гармония, неживое и жизнь, материя и дух, движение и эволюция,
свойства и качества вещей, реальное и возможное, силовое и смысловое, ма-216
териальное производство и социокультурная среда, внешняя материальная и
внутренняя духовная жизнь индивида, рождение, жизнь и смерть как поток
реалий или как факторы жизни людей.
В трактовках сущности бытия версии философов, как известно, разделились на материалистические, идеалистические, дуалистические; на естественные и сверхъестественные. У материалистов сущность бытия – это естество, натура, материя, субстанция, субстрат мира, сущность этого мира.
Материя – это объективная, естественная реальность. Однако в эзотерическом философском мировоззрении встречается форма сверхъестественного
материализма, где субстратом мира признаются энергия и материя, вещество
и где материя подразделяется на физическую, грубую и тонкую (эфирную,
ментальную, астральную), которая соответствует духовному. Мировой
дух, бог, космические иерархии – носители высших энергий, тонких материй, стратегий и проектов мира. У идеалистов сущность бытия обычно ассоциируется с противоположным духовным, идеальным, смысловым планом
мира, который полагается главным в отношении материального плана бытия, материальной природы. Духовный план мира наполняет смыслом космическое и земное бытие человечества и отдельных людей. Мировой дух,
Бог, абсолют – средоточие особого, сверхъестественного смысла мира и
бытия человека. Довольно распространённой оказалась философия дуализма,
где сущность бытия рассматривается двойственной, в качестве равнозначного единства двух субстанций мира – материальной природы и мирового,
божественного духа, либо в виде единой субстанции мира как единства
материального и духовного её начал. В первой версии дуализма духовной
субстанции обычно приписывается сверхъестественный, божественный
смысл, тогда как во второй версии дуализма субстанция более естественна, хотя и здесь ей порою приписывается некоторый сверхъестественный,
божественный смысл (у Б. Спинозы, у П. Тейяра де Шардена).
Вопрос о сущности человека в философии оказывается связанным с
вопросом о сущности бытия. Сущность человека обычно трактуется посредством выяснения сфер бытия человека, которые своей сущностью определяют те или иные планы существования человека. Таким образом, выявляется,
что сущность человека геокосмическая, биологическая (биосферно-родовая),
социальная (цивилизованная, культурная, историческая). При этом философы по-разному трактовали сущность человека, делая акцент то на одних, то
на других её планах. Так, философы — сторонники теологических, оккультных, эзотерических взглядов — трактуют сущность человека как мистикокосмическую. Напротив, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, З. Фрейд видели в человеке прежде всего его биологическую сущность. Л. Фейербах полагал человека и биологическим, и культурным существом. По Фейербаху, разум
человека – это наука, его чувства – это искусство, его сердце – это религия.
К. Маркс трактовал сущность человека как родовую, цивилизованную
(экономическую, классовую, политическую, идеологическую), историческую.217
Думается, человеческой сущности свойственны все эти планы вместе
в их естественно-научной трактовке. Человек — существо геокосмическое,
биологическое, социальное (цивилизованное, культурное, историческое).
Соответственно этому можно сказать, что человек погружен в сферы геокосмического, биологического (биосферно-родового), социального (цивилизованного, культурного, исторического) бытия, которые своей сущностью
налагают печать на общую сущность человека, на смыслы его бытия.
Материальное само по себе – это вид реальности, не окрашенный
смыслом духовного. Духовное – это вид реальности, несущий в себе смысл
и сообщающий смысл всему окружающему. Человек как существо одухотворенное проецирует на окружающий мир смыслы своей жизни, выделяя в
мире осмысленные сферы своего бытия и наделяя их ценностью. Бытие –
часто осмысленные человеком сферы реальности. Смысл – субъективное
содержание сознания, духовности человека, которое наполняется и объективным содержанием в целях обеспечения биологического выживания и социального прогресса в мире людей.
Исходным, базовым в образовании систем, структур, отношений социального является смысл, порожденный сознанием и существующий в сфере
личного бытия людей. Смысл по своим модальностям бывает чувственноэмоциональным, рациональным (идейно-понятийным), операционноволевым (практическим, поведенческим) и смешанным. Смысл опредмечивается вовне, обретает знаковые носители и существует в обществе в виде
разнообразных семиотических (знаково-смысловых), языковых систем.
Смысл обращается в обществе, циркулируя в виде звеньев таких семиотических систем. Смысл в обществе выступает в роли средства организации
людей в различные коммуникативные деятельностные системы с коллективной рефлексией: семьи, производственно-хозяйственные организации,
этнические общности, классы, слои, группы, государственно-властные,
идеологические, культурные структуры с их ценностными нормами, функциями, языками, целями, стратегиями деятельности, которые все вместе и
составляют метауровень коллективной рефлексии этих систем.
Исходной базой в формировании системы сфер бытия человека оказывается област его личного бытия. Личное бытие человека погружено в
космическое, земное, биологическое и социальное бытие, современное и историческое. Личное бытие – это поток жизни, в котором слиты внешний,
материальный и внутренний, духовный его планы. Оба плана личного бытия одинаково самоценны, поскольку материальный план обеспечивает саму жизнь человека, тогда как духовный план придает ей смысл. У человека
в стоянии комы утрачен смысл жизни, это – живой труп. Материальный и
духовный планы личного бытия равноценны в самой его сущности. В то же
время в смысловом наполнении жизни для одних людей важнее их материальная жизнь. Их называют прагматиками, материалистами. Для других
важнее их духовная жизнь, духовные ценности. Их