Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философия жизни

друзей наших меньших и видим в основном плоскостной мир. Вернемся к нашему дальнейшему изложению. Мы знаем, что всякое движение в пространстве сопровождается тем, что мы можем назвать движением во времени. Кроме того, мы знаем, что, даже не двигаясь в пространстве, все существующее вечно движется во времени. Временем мы называем расстояние, разделяющее события в порядке их последовательности и связывающее их в различные целые.

Это расстояние лежит по направлению, не заключающемуся в трехмерном пространстве. Если мы будем мыслить это направление в пространстве, то оно и будет новым протяжением пространства.

Это новое протяжение отвечает всем требованиям, которые мы на основании предыдущих размышлений можем предъявить четвертому измерению.

Под идеей «времени» мы обозначили, с одной стороны, некоторое пространство, а с другойдвижение по этому пространству. Причем движения этого в действительности не существует, а оно представляется нам существующим только потому, что мы не видим пространства — времени, т. е. ощущение движения во времени возникает у нас потому, что мы смотрим на мир как бы через узкую щель: видим только линии пересечения плоскости времени с нашим трехмерным пространством. Неполное ощущение времени (четвертого измерения) — ощущение сквозь щелку — дает нам ощущение движения, т. е. создает иллюзию движения, которого в действительности нет и вместо которого в действительности существует только протяжение по непостижимому для нас направлению.

Но мы не поймем четвертого измерения до тех пор, пока не поймем пятого.

Неопределенность, возникающую при четырехмерном описании пятимерного мира, можно пояснить следующим образом (рис. 5).

Представим себе модернизированный вариант платоновской пещеры: кинозал, в котором места занимают «платоновские физики» (будем их называть П-физиками в благодарность Платону, подарившему человечеству замечательный образ), но на освещенном экране не демонстрируется фильм, а перемещаются тени от шаров, движущихся в зале в лучах прожектора.

Допустим, что у наших П-физиков есть возможность наблюдать все события, происходящие в (трехмерном) зале, только по теням на (двухмерном) экране. Таким образом, описывать события они могут только с помощью величин, характеризующих расположение и перемещение теней на экране. Предположим далее, что шары взаимодействуют друг с другом (в трехмерном зале) по законам упругого удара. Тогда в результате своих двухмерных исследований П-физики неизбежно столкнутся с тем, что «одни и те же» (двухмерные) условия приводят к существенно различным результатам: в одних случаях (двухмерное) столкновение шаров ведет к изменению их движения, а в других случаях шары беспрепятственно проходят друг через друга. Неопределенность результата взаимодействия шаров П-физики могли бы описать с помощью вероятности, которая с трехмерной точки зрения определяется, конечно, отношением диаметра шаров к глубине зрительного зала — величиной, не наблюдаемой П-физиками. Подобного рода неопределенность, вероятностный характер законов можно было бы ожидать, если бы оказалось, что мир можно уподобить пятимерному зрительному залу, а реальное пространство-время — четырехмерному экрану» [21].

Я предлагаю еще один ассоциативный образ для понимания пятого измерения, которое условно можно было бы назвать вечностью.

Представьте (рис. 6), что вы идете по дороге и видите немного вперед и немного назад, если оглянитесь. Но вот перед вами высокая вышка, и вы, поднимаясь вертикально вверх, чем выше, тем дальше видите и вперед и назад.

В действительности вечность есть не бесконечное протяжение времени, а линия, перпендикулярная ко времени, потому что если вечность существует, то каждый момент вечен, и мы можем считать у мер времени два измерения. Второе измерение, т. е. вечность, будет пятым измерением пространства. Движение первого измерения идет по порядку последовательности: сначала причина, потом следствие, т. е. время является продуктом причинно-следственных связей. Это предположение, выдвинутое примерно сто лет назад, нашло блестящее подтверждение в наши дни в работах ленинградского астронома, профессора Николая Александровича Козырева.

2.4. ГИПОТЕЗА ПРОФЕССОРА Н. А. КОЗЫРЕВА О ПРИЧИННОСТИ ВРЕМЕНИ

Ход времени определяется линейной скоростью поворота причины относительно следствия, которая равна 700 м/с со знаком «плюс» в левой системе координат.

Н. А. Козырев

Н. А. Козырев пришел к идее причинности времени в 50-е годы XX — века. Он писал о времени следующее:

«Что собой представляет время, до сих пор еще неизвестно. В физике по этому вопросу существуют смутные соображения, тогда как в силу важности вопроса следовало бы иметь написанные о времени целые тома. Физик умеет измерять только продолжительность времени, поэтому для него времяпонятие совершенно пассивное. Теперь мы пришли к заключению, что время имеет и другие активные свойства. Время является активным участником мироздания» [35].

Суть причинной механики Н. А. Козырева может быть изложена в нескольких постулатах:

«1. В причинных связях всегда существует принципиальное отличие причин от следствий. Это отличие является абсолютным, независимым от точки зрения, т. е. системы координат.

2. Причины и следствия всегда разделяются пространством. Расстояние между причиной и следствием может быть сколь угодно малым, но не может быть равным нулю.

3. Причины и следствия, возникающие в одной и той же точке пространства, различаться не могут и представляют собой тождественные понятия.

4. Причины и следствия всегда разделяются временем. Промежуток времени между причиной и следствием может быть сколь угодно малым, но не может быть равным нулю. Следствие всегда находится в будущем по отношению к причине. Таким образом, отношение причин от следствий устанавливается свойством времени.

5. Время обладает особым, абсолютным свойством, отличающим будущее от прошлого, которое может быть названо направленностью времени. Этим свойством определяется отношение причин к следствиям, ибо следствие всегда находится в будущем по отношению причин…» [35].

Весьма интересно, что академик В. И. Вернадский в своих обобщениях вопросов естествознания пришел к заключению, что»…время натуралиста не есть геометрическое время Миньковского и не время механики и теоретической физики Галилея или Ньютона. Действительно, для натуралиста, как и в обыденной жизни, первостепенное значение имеет направленность времени — понятие, которым совершенно не пользовались точные науки» [17].

«Существование направленности времени, как некоторой физической реальности, вытекает даже просто из самой возможности жизни. Действительно, существо жизни заключается в процессах, направленных против возрастания энтропии. Это означает, что в организмах, в некоторых процессах, ход времени может отличаться от мирового хода времени.

Поэтому, подобно астрофизическим данным, точные биологические опыты должны показать в процессах жизни нарушение обычного баланса энергии из-за использования жизнью мирового хода времени» [35].

Итак, время обладает двумя следующими свойствами:

1) свойство скалярное, которое выражается существованием промежутков времени (Dt), и

2) свойство векторное, которое представляется псевдовекторами хода времени ±iC2, где С2 — псевдоскаляр, представляющий как бы скорость превращения причины в следствие и могущий служить мерой хода времени; i — орт направления причинно-следственной связи (рис. 7).

Т. е. другими словами, если точка П — есть причина, а точка С — следствие, то во-первых, причина переходит в следствие не мгновенно, есть действительно некий промежуток времени Dt, во-вторых, причина переходит в следствие не в одном и том же пространстве, т. е. есть какой-то путь DS. Тогда можно говорить о скорости перехода причины в следствие DS/Dt = С, где С — скорость перехода причины в следствие. Лучшим доказательством причинности времени является наше с вами биологическое время. Вспомните, как часто бывает в жизни, когда минута растянулась невероятно или день пролетел незаметно. Так вот это не иллюзия нашего сознания, а подлинное наше время. А произошло это растяжение и сжатие времени по причине каких-то событий.

Н. А. Козырев занимался этой проблемой почти 30 лет. И все эти годы стойко выдерживал и прямое отрицание, и замаскированный скептицизм. Но он твердо верил, что истина всегда восторжествует. И для этого оптимизма у него были основания, достаточно вспомнить Луну.

Незыблемо считалось, что Луна относится к планетам, потерявшим внутреннюю энергию. Основанием для этого суждения служил второй закон термодинамики: «Теплота не может переходить сама собой от более холодного тела к более теплому», т. е. Луна — мертвое тело, закончившее свою эволюцию. И вдруг Н. А. Козырев заявляет: на Луне возможна вулканическая деятельность. Это утверждение было настолько парадоксальным, что над автором издевались долгие годы. Самое интересное состоит в том, что он вначале и не искал вулканы, он лишь проверял одно предположение: сравнивая спектры света, отраженного Луной и горными породами Земли, он хотел найти аналоги. И делал это, нарушив каноны, согласно которым спектральные наблюдения Луны — бессмысленное занятие. Ведь она сама не является источником света и лишь отражает солнечные лучи. Н. А. Козырев терпеливо продолжал именно спектральные наблюдения Луны. Год за годом он приезжал в Крымскую астрофизическую обсерваторию, направлял на Луну 50-дюймовый рефлектор и привозил в Пулково пластинки со спектром солнечных лучей. Он мог, наконец, прекратить попытки. Мог, но не прекратил. 3 ноября 1958 года Н. А. Козырев делал снимки Марса, а когда закончил намеченную работу, посмотрел на часы и убедился, что телескоп будет в его распоряжении еще некоторое время, и навел рефлектор на лунный кратер Альфонс, который давно вызывал у него подозрения. На щели спектрографа он отчетливо увидел центр кратера в каком-то необычном состоянии: он был значительно ярче и светлее. Уже в кювете, проявляя пластинку, Козырев увидел полосы свечения газов, которые могли выходить только из недр Луны. Он даже поежился: а что было бы, наведи он телескоп на Альфонс получасом позже? Через год он установил выброс пепла в Альфонсе.

Сообщение Н. А. Козырева вызвало волну скептицизма. Дошло до того, что директор луннопланетной обсерватории доктор Джеральд Койпер (США) ответил Козыреву: «Неубедительно» и объявил его в американских научных кругах шарлатаном. И лишь приехав в Пулково и лично, с лупой в руках усмотрев спектрограмму, Дж. Койпер скажет: «Ради этого стоило пересечь океан».

Козырев, конечно, направил документ об открытии активной вулканической деятельности в комитет по изобретениям и открытиям, на что получил «отлуп» экспертов, сославшихся на второй закон термодинамики. Со дня открытия минуло 11 лет. Американские астронавты слетали на Луну в конце 1969 года и, проведя сейсмику Луны, обнаружили горячее ядро. Попытались закрепить за собой приоритет открытия, однако приоритет был за Козыревым, и в январе 1970 года Козырева

Скачать:PDFTXT

Философия жизни читать, Философия жизни читать бесплатно, Философия жизни читать онлайн