Ф. Тютчев
Прежде всего, определим под мистикой то, что не укладывается в наше представление о непрерывной цепочке причинно-следственных взаимодействий.
И мистики, и ученые предполагают наличие общих принципов, лежащих в основе явлений, которые мы воспринимаем. То, что сегодня понимает (осознает) мистик, возможно, завтра сможет измерить ученый. Творчески мыслящий ученый должен уважать новые рубежи, в открытии которых мистики являются пионерами. Новые идеи инспирируются интуицией и прозрением. Разум же только подтверждает или отрицает их согласованность с уже доказанными мнениями. Вообще же логика и мистицизм обладают наибольшей ценностью, когда они объединены.
В качестве мистических ситуаций можно привести примеры исчезновения и появления предметов, мгновенный перенос материальных объектов на огромные расстояния, изменение темпа хода времени, вплоть до остановки или проникновения в прошлое и будущее. К этому классу можно отнести и исполнение подсознательных желаний, вплоть до воздействия на технические устройства. Как ко всему этому относиться? Можно, конечно, каждый раз кричать: «Нечистая!!!» или, крестясь, повторять:
«Чур меня!»… Но ведь от этого мистические ситуации не исчезают, а с ростом духовности и развитием интуитивного мышления людей частота таких явлений возрастает, в годы духовных пиков превращаясь просто в способ существования, ибо регулятивное начало столь сильно себя проявляет, что не заметить его или сопротивляться ему невозможно.
Именно тогда и начинается мир булгаковской мистики, именно тогда и становится ясным существование ноуменального мира.
Не случайно, что во всем мире уже давно организована служба наблюдения за привидениями. В нашей стране, в нашей прессе на эту тему появились лишь статьи, содержащие насмешки. Столь же очевидно отрицалось существование и неопознанных летающих объектов (НЛО). Безусловно, видеть за ними инопланетян очень уязвимо для ортодоксов от науки.
В связи с тем, что число неопознанных летающих объектов и иных не отождествленных фактов, которые теперь принято называть аномальными явлениями (ЛЯ), сильно возросло, потребовалась организация специальной комиссии по исследованию АЯ во главе с чл. — корр. АН СССР B.C. Троицким. Приятно было прочитать ответ зам. председателя комиссии по АЯ чл. — корр. АН СССР Н. А. Желтухина на вопрос корреспондента газеты «Социалистическая индустрия» И. Носика: «Чем же все-таки объяснить, что на страницах газет и журналов мы чаще сталкиваемся с отрицанием существования НЛО, чем с их признанием?». Желтухин ответил: «Считается, что отрицать легче. Неверно. Научное отрицание основывается на кропотливой работе по выявлению сущности явления, процесса или события. А голословное отрицание или плохо аргументированное — это, мне кажется, заявление о собственном незнании и собственной ограниченности. С аргументированным отрицанием проблемы НЛО я не встречался» [49].
По моему мнению, АЯ есть не что иное, как проявление в нашем феноменальном мире Мира ноуменального, не проявленного. Ноуменальный мир, тем не менее, также реален и оказывал всегда серьезное воздействие на мир явленный. Проблемами ноуменального мира сейчас уже всерьез занимаются философы и у нас, и за рубежом. Появляются и первые работы с попытками инструментально заглянуть в этот невидимый мир.
Так, в Италии предпринята попытка сфотографировать обитателей ноуменального мира, а описания этих исследований вошли в книгу Лучио Боконе [11]. Цель этой книги — показать, что результаты, полученные за три года исследований в области ноуменологии и феноменологии НЛО, практически сходятся с теми выводами, которые были получены несколько лет назад румынским инженером Флорином Георгина и американским ученым Тревером Констебелем, причем Констебель занимался изучением невидимых НЛО свыше 20 лет. «Отрицать ноуменологическую реальность НЛО и ее связь с более явной феноменологией значило бы подвергнуть сомнению результаты, полученные в разное время и разными способами в США, в Восточной и Западной Европе», — говорится во введении к этой книге.
С точки зрения методологии исследовательская группа использовала различные инструменты: указатели альфа-, бета- и гамма-излучения, фотометры, магнитофоны и т. д. Отклонения в показаниях любого, одного или нескольких, из этих приборов могут указывать на присутствие невидимого НЛО. За три года исследований удалось обнаружить существование эфирных форм жизни амебного и одноклеточного типа, архитектонического или геометрического типа, энергетического или метаморфического типа, а также форм биологического или квазичеловеческого типа в плазменном состоянии.
Мне представляется, что все, что мы относим к разряду мистики, безусловно, принадлежит, во-первых, к проявлению четырехмерности в нашем мире; во-вторых, наличие сильного регулятивного начала при высоких уровнях духовного развития подразумевает глубокие процессы, идущие в четырехмерности, и присутствие в ней мощных сил и вселенского разума.
Мне не хотелось превращать эту книгу в мемуары, хотя они были бы не менее интересны. Здесь я могу лишь попросить моих читателей поверить, что практически все типы мистических ситуаций мне пришлось испытать самому, причем каждый раз свидетелями происходящего были многие люди.
И все же приведу один пример. Это было в Москве весной 1983 года. Я читал стихи на квартире одного москвича, геолога по профессии, но одновременно интереснейшего сенсетива. Позднее он возглавил группу прогноза катастроф. В частности, его группа предсказала железнодорожную катастрофу поезда в районе станции Бологое. Они послали предупреждение в управление железной дороги, но там лишь посмеялись. Когда же несчастье произошло, то их вызвали и спросили: «Это не вы устроили?». Так вот, в квартире этого москвича, недалеко от станции метро «Кузьминки», я читал стихи для друзей. Всего было слушателей 13 человек. На стенах комнаты висело несколько картин. Две из них обратили на себя мое внимание особо. На одной из них изображен гид (ангел-хранитель) хозяина, а на другой — хозяйки. Гид хозяина изображен в виде аскета, сидящего на камне в пустыне под палящим солнцем. Поза аскета напоминает «Мыслителя» Родена. Картина, посвященная хозяйке, есть полная противоположность — темная влажная ночь. В правом нижнем углу картины просматриваются море, пальмы, Луна и световая дорожка на море. Но все остальное поле картины занимает темное звездное небо, и за звездами изображено лицо Будды: глаза закрыты, губы — намек на улыбку. Звезды неяркие и идут по лицу Будды.
Читая стихи, я находился в углу комнаты рядом с этой картиной. Среди моих стихов есть одно очень созвучное ей стихотворение, написанное осенью 1980 года в поселке Орджоникидзе, где я был в очередной командировке.
Вот это стихотворение.
В полночном небе звезды, мириады,
Как журавли, напоминанье лета.
Но ярче всех их свет моей лампады,
Осколок яркий неземного света.
Мне Космос давит непосильной ношей,
Всей массой навалился мне на плечи,
Уверенный, что я его не сброшу.
Так мотыльки безумно любят свечи.
И я молюсь коленопреклоненный.
Твой лик из темноты являет блики.
Он смотрит в мир лампадой ослепленный.
О, как в любви те мотыльки велики!
Мне не взлететь на крыльях опаленных,
Не распрямить под трудной ношей плечи.
Прекрасны вспышки мотыльков влюбленных.
В их гибели не виноваты свечи.
После второго четверостишия я инстинктивно встал под картину. В этот момент мои слушатели широко раскрыли глаза и застыли в изумлении, выдохнув невольное: «Ах!»
Когда я дочитал, они все прошептали: «Обернись!». Когда я взглянул на картину, то на ней ярко горели звезды, широко были открыты глаза Будды, рот улыбался, обозначив белые зубы. Вот такой мистический эпизод, один из многих.
Практически все операции по искривлению и свертке нашего пространства-времени также будут для нашего сознания мистикой. Наличие же регулятивного начала связано, как правило, с проявлением сущностей более высокой структуры, т. е. с проявлением воли так называемых «гидов». Подробнее это понятие будет рассмотрено в последней главе книги.
В заключение я приведу слова еще одного заместителя председателя комиссии по АЯ космонавта П. Р. Поповича: «Пора во всем этом разобраться. Нет смысла, подобно страусу, прятать голову под крыло и все отрицать. Непонятное нужно изучать. В процессе познания человечество постоянно сталкивается с загадочными явлениями. Чем смелее наука берется за их изучение, тем скорее она добивается успеха и тем меньше остается оснований для всякого рода домыслов» [49].
Прекрасный призыв, относящийся в равной степени ко всей парапсихологии и не в последнюю очередь к медицинским аспектам парапсихологии, которым и посвящена следующая глава книги.
Глава 3
МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ПАРАПСИХОЛОГИИ
Прижавшись к окошку больницы.
Смотрю я, как добро шагают
Разные люди.
Исикава Такубоку
Эта часть книги наиболее сложна, ибо я, как инженер по образованию, вторгаюсь в святая святых такой «ревнивой дамы», как медицина. Тем не менее я попытаюсь проследить основные тенденции ее развития и осмелюсь высказать ряд замечаний в адрес современных врачей.
Задача моя не в том, чтобы конфликтовать с традиционной медициной, а в том, чтобы убедить врачей в реальности парамедицинской диагностики и тем самым помочь медикам лучше разобраться в механизмах ряда неизлечимых, с их точки зрения, заболеваний.
Вторая моя задача — предложить некоторые профилактические мероприятия для поддержания своего организма в здоровом состоянии. Я выражаю искреннюю благодарность тем медикам, которые проявили живой интерес к моей работе и оказали необходимую консультацию.
В данную главу вошли как разделы книги «Исповедимый путь», так и мои современные соображения на эту тему, изложенные в книге «Богочеловечность».
3.1. ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Дьявол медицины объяснил, что его дело состоит в том, чтобы внушать людям, что самое нужное для них дело — это заботиться о своем теле, а так как забота о своем теле не имеет конца, то люди заботящиеся с помощью медицины о своем теле, не только забывают о жизни других людей, — но и о своей собственной.
Лев Толстой
«От