Скачать:PDFTXT
Философия жизни

которым можно отнести обобщенный образ ученого-мыслителя, типа эзоповского Ксанфа (рис. 42).

Но даже те, кто целиком себя посвятил развитию духовности через медитацию, религиозный догмат или иогическую реализацию типа «сидхи», т. е. чудотворец, оказываются гиперастральными людьми и ничего общего с гармонией не имеют (рис. 43).

Существует множество путей развития и совершенствования отдельных составляющих нашего сознания.

Рассмотрим сначала религиозный путь.

В том, что религия занимается областью духа, нет никаких сомнений, как и в том, что место ее в этом мире определенное и оправданное. В глубине каждой религии, в ее эзотерическом сердце-вине, содержатся великие сущности. Хранителями их являются отнюдь не церкви, костелы, мечети и синагоги. Все эти внешние атрибуты религиозности несут массе верующих лишь экзотеризм, а эзотеризм герметически хранится в теософии христианства, суфизме ислама и каббалистике иудаизма.

В задачу этой книги не входит подробное исследование различных религиозных систем так же, как и истории возникновения религии. Я хочу лишь сформулировать свое личное отношение к религиям мира, подробно остановившись на христианстве как основе духовной культуры европейских народов. Не являясь специалистом в области религиозной науки, я, тем не менее, считаю, что религия оправдана уже потому, что человек религиозен, точнее, духовен по своей сути. Никакая бытийная задача не может утолить духовный голод людей. Уходя своей духовной сутью через ментальный мир парапсихических явлений в мистическую таинственность ноуменального мира, высшее «Я» человека нуждается в практике постижения этих незыблемых глубин. Именно формой этой практики и различаются религии мира.

Наиболее разработанной практикой, доведенной до системы упражнений, является йога, своими корнями уходящая в индуизм и буддизм. Именно своей доходчивостью восточная религия привлекает внимание жестко-логически мыслящих американцев и европейцев: недаром буддизм и особенно дзен-буддизм называют атеистической религией. Ритуальная простота, демократизм, стремление к несловесному общению, что приводит, по словам Налимова, к глубокой культуре молчания, когда постижение высших духовных основ осуществляется не на уровне разума, а от сердца к сердцу, — вот черты дзен-буддизма.

Дзен-буддизмнечто большее, чем религиозно-философская система: это своеобразная культура, странным образом вписанная в наш мир. Идеология дзен-буддизма нашла свое проявление во всем многообразии японской жизни: в образе мышления, в архитектуре, в поэзии, в искусстве икебаны, в церемониях чаепития, в психотерапии.

Влияние дзен на литературу, живопись и музыку Европы стало заметно лишь в XX веке и привело, в частности, к появлению такого шедевра, как роман Германа Гессе «Игра в бисер».

Очень интересны ламаизм Тибета и политеизм Индии. Можно исповедовать истинность великих книг, будь то Евангелие или Веды, положенных в тот или иной догмат, но ни один догмат не может быть признанным путем совершенствования человеческого рода. Я вовсе не претендую на атеистический характер этого повествования, ибо атеизм, как он был принят у нас, есть отражение другого догмата, а в споре двух догматов еще никогда не рождалась истина. Нельзя никакой, даже самой великой книгой, ограничить духовную свободу человека. Нельзя также, по словам Ф. Энгельса, «покончить с религией, просто объявив ее состряпанной обманщиками бессмыслицей» [80].

Чрезвычайно интересной и неожиданно близкой показалась мне и иудейская каббалистическая эзотерика. Само слово «Каббала» с ударением именно на последний слог на иврите означает «получение». По каббале «желание получить» есть одна из главных черт всего сущего, ибо это основа всего сотворенного: человека, животных, растений, неживой природы.

Человек обладает наибольшим желанием получать, т. к. он должен удовлетворять не только материальные, но и духовные потребности, т. е. «получать» спокойствие, счастье, удовольствие, удовлетворение и т. п.

Высшая ступень «желания получать» — это «получать во имя ближнего», т. е. «получать», чтобы «давать», «желание получать» проявляется во всей его полноте, когда оно трансформируется в «желание разделить полученное с ближним»; любя ближнего, мы в известном смысле более глубоко, по-настоящему, любим себя и, в конечном счете, своего творца [4]. А отсюда и проистекает библейское «Возлюби ближнего, как самого себя». По-моему, просто и прекрасно. Мы к Каббале еще будем возвращаться.

Что касается христианства, то, признавая величие основ, на которых оно образовалось, и роль Христа, я хочу высказать ряд соображений о современном взгляде на христианский догмат и попытаться демистифицировать личность Христа.

«Сущность христианства, которую многие пытаются разгадать со стороны, — в личности Христа, в космической роли этой таинственной личности. Евангелие есть учение о Христе как Искупителе и Спасителе мира, а не учение Христа. По Евангелию путь спасения — сам Христос, его божественная личность, а не евангельская мораль, не христианские поучения. Если брать учение Христа и отрывать самого Христа, то в христианстве нельзя найти ничего нового и оригинального. В Ветхом Завете, в Индии, у Сократа и стоиков были даны почти все элементы христианской морали, а учение Канта некоторые находят даже более возвышенным, чем христианское. Однако абсолютно ново и оригинально в христианстве только сам Христос» [7].

Это мнение высказано фактически нашим современником — Николаем Бердяевым. Очень много созвучного современному видению мира содержится в книгах Н. Бердяева. Он ставит вопрос, на который позже я постараюсь ответить по-своему: «Кто был Христос и что Он для нас? Это не умственный вопрос той или иной теории разума — это вопрос нашего религиозного опыта, нашего религиозного восприятия, вопрос реального факта. Если Христос — Сын Божий, Логос, то у меня есть надежда на вечное спасение, и мир имеет смысл; если Христосчеловек, то мир бессмыслен и для меня нет религии спасения. Догматы — факты, и только как факты они нам дороги» [7].

К сожалению, основа современного церковного учения и базируется на непреложной вере в те самые факты-догматы, которые содержатся в канонизированных текстах четырех Евангелий.

Когда приходится беседовать с истово верующими православными, то выясняешь, что вся их система доказательств построена на священных писаниях. В то же время, несмотря на исключительную ценность этих памятников культуры, считать их источниками информации о жизни Христа не следует.

Н. Бердяев писал: «Я склонен думать, что в языке самих Евангелий есть человеческая ограниченность, есть приниженность божественного света в человеческой тьме, в жестокости человека. Я вижу в самом Евангелии различие между эзотерическим и экзотерическим… Христианство есть религия любви и свободы. Евангелие есть благая весть о наступлении Царства Божьего… Притчи экзотеричны: в них учение Христа, голос свыше, преломлены в темном еще человеческом сознании. Во многих местах Евангелия образ Христа и его учение видны лишь через тусклое стекло, но видение через тусклое стекло есть видение экзотерическое» [7].

Эзотеризм Евангелий от Луки и Матфея прекрасно выявлен в книге польского ученого Анджея Немоевского «Бог Иисус» [48]. Там показано, как евангельские события были списаны с небес, где Иисус месяц, а все остальные действующие лица — другие небесные тела. Некоторые эпизоды вообще не могут быть объяснены земными причинами, зато в игре светил просматриваются малейшие нюансы описываемых событий. Все это не может быть простым совпадением: просто еще одна эзотерическая безусловность.

История жизни Христа — а сомнений в том, что такой человек действительно жил, уже ни у кого нет, — содержит целый ряд моментов, которые не устраивали создателей Евангелий.

Он отказался от противоборства

Как от вещей, полученных взаймы,

От всемогущества и чудотворства

И был теперь, как смертные, как мы.

Б. Пастернак

4.2. ХРИСТОС И ХРИСТИАНСТВО

«Отче, я верю, помоги неверию моему»

Книга Иисуса

«Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг.

(Иран. 21,25)

Эта глава моей книги оказалась для меня самой сложной. Дело не в том, что тема Христа вообще очень сложна и ответственна. Я уже в книге «Исповедимый путь», так или иначе, затрагивал тему христианства. Уже тогда в середине 80-х гг. я знал о путешествии Иисуса на восток. Уже тогда я был убежден, что в основе философии Христа лежала идея реанкорнации. В своем повествовании я даже написал следующую фразу:

«Надо бы демистифицировать Христа». Сейчас в начале XXI века я много понимаю уже иначе и глубже и хочу в этой главе рассказать о Христе, о сыне человеческом Иисусе.

В этом повествовании мне помогут 4 книги, пришедшие ко мне в 1998 году почти одновременно. Это прежде всего Дм. Мережковский «Иисус неизвестный», книга «Утерянные годы Иисуса», «Евангелие Иисуса Христа эпохи Водолея» и, наконец, «Книга Иисуса».

Я попробую синтезировать биографию Иисуса человека и Иисуса Христа.

Заранее прошу прощение у всех ортодоксально верующих. Мной движет не кощунственное желание дискредитировать Церковь, а лишь желание разделить «зерна и плевелы» и понять, в чем и почему Церковь не права. Мне кажется, что Церковь лишь декларирует Христа, сама же по Христу не живет. Примерно так же Политбюро декларировало Ленина, но по Ленину жить не жило. Так вот, я предлагаю попробовать жить по Христу, а для этого прежде всего стоит понять, как жил он.

Подготовка к появлению младенца Иисуса велась задолго до Рождества. Столь же интересна история подготовки к появлению и Иоанна, будущего крестителя.

«Мария родилась в семье Иоакима, человека богатого, бывшего учителем иудейского Закона, жившего в Назарете Галилейском и Акипы из колена Иуды. Иоаким устроил пир в честь рождения дочери Марии… И когда исполнилось девочке 3 года, родители отнесли ее в Иерусалим. И в храме благословили ее священники.

Первосвященник, пророк и предсказатель, увидев дитя, молвил: «Вот это дитя станет матерью великого пророка и Учителя Закона, она будет жить в этом святом храме Господнем. И Мария жила в храме Господнем, и Гиллея, глава Синедреона, учил ее заповедям иудейским, и она восхищалась законом Божьим.

Когда достигла Мария девического возраста, обручили ее с Иосифом, сыном Иакова, плотником из Назарета.

Иосиф был человеком праведным и преданным

Скачать:PDFTXT

Философия жизни читать, Философия жизни читать бесплатно, Философия жизни читать онлайн