же будет и во все дни Господни, сколько бы ни исцелял больных, все идут к Нему, да идут. Вспомните, как было в Индии, в Непале.
«Сходится народ, так, что им невозможно было и хлеба съесть (Map. 3, 20). Тысячи людей столпились так, что давили друг друга (Лук. 12,1). Все, имевшие язык, кидались на Него, чтобы прикоснуться к Нему, и духи нечистые, когда видели Его, падали перед Ним и кричали: «Ты — Сын Божий!». Он же запрещал им грозно, чтоб не разглашали о Нем. (Мн. 3,9-12) Так закончилась Капернаумская Суббота, первый день Господень и наступила ночь» [40].
Мережковский поражается тем, что, придя как бы из небытия, из Назаретского молчания, Иисус начинает бесконечно учить и лечить. Он не знал, что у Иисуса были долгие годы странствий по Индии и Тибету, и Иисус продолжает свое служение в мире.
Я приведу только несколько фрагментов этого служения, которых нет у евангелистов, чтобы донести суть Его жизненной философии.
«Была суббота, и Иисус стоял среди множества народа, заполнившего Храмовые дворы и священные залы.
Там были слепые, глухие, хромые и одержимые; Иисус говорил Слово, и они исцелялись. На одних он налагал руки, и они исцелялись, другим он говорил Слово, и они полностью выздоравливали, третьим велел омыться в каких-то водоемах, четвертых смазывал святым маслом.
Один врач спросил, почему он лечит по-разному, и он ответил: «Болезнь есть расстройство в теле человека, и эти расстройства возникают от разных причин.
Тело — это клавикорды, иногда струны слишком ослаблены, и тогда возникает дисгармония. Иногда мы видим, что струны слишком натянуты, и это вызывает иную дисгармонию.
Болезнь имеет много форм, и можно по-разному излечить ее, заново настроить мистические клавикорды».
Когда те фарисеи узнали, что Иисус исцелял людей в субботу, они возмутились и приказали ему уйти оттуда. Но Иисус сказал: «Человек ли сотворен для субботы или суббота для человека?
Если вы упадете в яму и, увы, настанет суббота, а я буду проходить мимо, воскликните ли вы: «Оставь меня, грех помогать мне в день субботний, я буду изнемогать в этой грязи до следующего дня?
Вы, фарисеи, вы, лицемеры! Вы знаете, что рады были бы получить мою помощь в день субботний, как и в любой другой.
Все эти люди упали в ямы и громко взывают ко мне о помощи, человек и Бог прокляли бы меня, если бы я прошел мимо и не заметил их».
И тогда фарисеи вернулись к своим молитвам и проклинали Божьего человека за то, что он не внял их словам» [ЛВ. 15.74.1-15].
Я могу поделиться своими впечатлениями о пребывании в Израиле. Там до сих пор, спустя 2000 лет, суббота, вернее, шабат, неукоснительно соблюдается, с доведением этого правила до полного абсурда. Но вернемся к Христу.
«Никодим был одним из начальников иудейских, он был вдумчив, умен и благочестив. Он увидел печать учителя на лице Иисуса, когда тот говорил, но не нашел в себе смелости открыто признаться в своей вере в него. Поэтому он ночью пришел в дом к Иисусу поговорить с ним.
Увидев его, Иисус сказал: «Благословенны чистые сердцем; дважды благословенны бесстрашные и чистые сердцем, трижды благословенны бесстрашные и чистые сердцем, которые отваживаются свидетельствовать о своей вере перед высочайшей знатью».
И Никодим сказал: «Мир тебе. Учитель, мир тебе! Я знаю, что ты Учитель, пришедший от Бога, ибо человек не может сам учить, как ты учил, никогда не сможет совершать дел, которые ты совершил».
И сказал Иисус: «Не родившись заново, человек не может увидеть царя, не сможет вместить слов, которые я говорю».
И Никодим сказал: «Как может человек родиться заново? Может ли он вернуться во чрево и прийти в жизнь снова?».
Иисус сказал: «Рождение, о котором я говорю, не есть рождение плоти. Никто не может войти в царствие Святого, кроме человека, рожденного водой и Духом Святым. Тот, кто от плоти — дитя человека, а тот, кто рожден от Духа Святого, есть дитя Бога. Ветры дуют, где захотят, люди слышат голоса их и могут видеть их, но не знают, ни откуда они пришли, ни куда уйдут, и так со всеми, кто рожден от Духа Святого».
Начальник сказал: «Я не понимаю, скажи прямо, что ты разумеешь под этим».
И сказал Иисус: «Царствие Святого в душе, люди не могут видеть мирскими глазами, и все силы их рассудка не вместят его. Это жизнь, глубоко сокрытая в Боге, внутреннее сознание распознает ее.
Царства мира — зримые царства, царства Святого есть царствие веры, царь его — любовь.
Люди не могут видеть любовь Бога непроявленной, и потому нам Бог-Отец облек эту любовь в плоть Сына Человеческого.
И чтобы мир мог увидеть и узнать эту проявленную любовь, сын человеческий должен быть вознесен.
Как Моисей в пустыне вознес змея для исцеления плоти, так должен быть вознесен Сын Человеческий.
Чтобы все люди, укушенные змеей тлена, змеем плотской жизни, могли жить. Верующий в него войдет в жизнь вечную.
Ибо Бог так возлюбил мир, что послал Сына своего Единственного, чтобы тот был вознесен и люди увидели бы любовь Бога.
Бог послал своего сына не для того, чтобы судить мир, он послал его спасти мир, привести людей к свету. Но люди не любят света, ибо свет выявляет их порочность; люди любят тьму.
Но каждый, кто любит правду, приходит к свету; он не боится обнаружить дела свои».
Рассвело, и Никодим отправился своим путем; он понял смысл рождения от Духа Святого, он ощутил присутствие Духа в своей душе» [ЛВ. 15.75.1.27].
И еще один фрагмент служения Господня мне представляется чрезвычайно важным для понимания разницы между духовностью и религиозностью. Духовный человек, т. е. человек, пребывающий в вере, всегда религиозен, а религиозный ортодокс ничего общего с духовностью не имеет.
«Иисус с тремя учениками пришел в Вифанию и в доме Лазаря учил.
Наступил вечер, народ разошелся; Иисус, Лазарь и сестры его Марфа, Руфь и Мария были одни. Руфь была в большом горе. Ее дом был в Иерихоне, муж ее был хозяином постоялого двора, звали его Ашер-бен.
Ашер был фарисеем строгих правил и убеждений и относился к Иисусу с презрением.
И когда его жена сказала о своей вере во Христа, он выгнал ее из дома.
Руфь не противилась, она сказала: «Если Иисус есть Христос, он знает путь, а я уверена, что он Христос. Во гневе мой муж может убить мое тело, но он не может убить душу, и во многих обителях моего Отечества я найду прибежище».
И Руфь все рассказала Иисусу и потом спросила: «Что мне делать?». И сказал Иисус: «Муж твой заблуждается ненамеренно; он благочестив, он молится Богу, нашему Богу-Отцу. Его рвение к религии сильно, в этом он искренен, но его смутили, и он считает должным охранять свой дом от ереси Христа. Он уверен, что, выгнав тебя, он исполняет волю Бога.
Нетерпимость есть плод невежества.
Когда-нибудь свет придет к нему, и тогда он воздаст тебе за все твои скорби, печали и слезы. Но и ты не должна думать, Руфь, что ты безупречна.
Если бы ты шла путями радости и находила успокоение, пребывая в мире, это горе не пришло бы к тебе.
Свету нужно долгое-долгое время, чтобы пробить оболочку предубеждения, и терпение — это урок, который тебе нужно усвоить. Вода капает непрерывно и долбит камень.
Сладкое и святое благоухание благочестивой жизни растений растопит нетерпимость гораздо быстрее, чем самое горячее пламя или самый сильный ветер.
Просто обожди немного и потом возвращайся домой с сочувствием и любовью. Не говори ни о Христе, ни о Царствии Святого. Просто живи
благочестивой жизнью, воздержись от резких слов, и ты приведешь своего мужа к Свету.
И было так» [ЛВ. 15.77.1-22].
Далее стоит поразмышлять о Нагорной проповеди Иисуса. Восемь раз повторенные слова «Блаженны» звучат как неземная музыка. С моей точки зрения, в Нагорной проповеди изложена квинтэссенция жизненной философии Христа. Чем проще живет человек, чем естественней, чем меньше «мудрствует лукаво», тем блаженней он в этой жизни.
«Будут последние первыми, и первые последними (Мат. 20, 16). Что высоко у людей, то мерзость перед Богом (Лук. 16,15).
Душу свою сберегший потеряет ее, а потерявший… сбережет (Мат. 10, 39).
В самом языке Иисуса, сотканном из таких антитез, кажущихся противоречий, действительных противоположностей, слышится как бы довременная, в вечности усвоенная привычка, лад и строй души нечеловеческие, музыка, доносящаяся в этот мир из того, где все обратно подобно этому, все наоборот. Горе богатым — блаженны нищие; горе пресыщенным — блаженны алчущие; горе смеющимся — блаженны плачущие; горе любимым — блаженны ненавидимые; ряд Блаженств — ряд переворотов. В небе перевернутая, опрокинутая, как предмет отраженный в зеркале вод, всякая тяжесть земная становиться легкостью, всякая печаль — блаженством; и наоборот: здешняя легкость становиться нездешней тяжестью, земное блаженство — небесной печалью» [40].
И еще я могу привести одно высказывание Иисуса в конце Нагорной проповеди, где он говорит о пути: «Этот путь, который ведет к совершенной жизни; немногие находят его вовремя. Это узкий путь, он лежит между камней и рытвин мирской жизни; но на самой дороге нет ни рытвин, ни камней» [40].
По всей вероятности, это и есть тот путь, который я когда-то назвал «Исповедимый путь».
Далее я приведу лишь несколько фрагментов служения Господня, которые не вошли в четыре Евангелия,