группах, школах. Мне приходилось видеть неоднократно, как все эти секции, группы, школы превращаются в секты. Люди попадают в паутину очередного гуру, учителя, и после этого им очень трудно помочь.
Люди! Родители! Уберегите себя и своих детей от всяких оккультных занятий. Не меньший вред наносят и различные проповедники, как с Запада, так и с Востока. Это просто какое-то нашествие на нашу бедную Русь.
Я побывал на одной конференции. К нам в Петербург приехала группа проповедников новой калифорнийской религии под названием «Science of minde» — наука сознания. Все происходило в центральном лектории общества «Знание» на Литейном проспекте. В группе проповедников 18 американских женщин и 2-е мужчин.
Представление происходило примерно так: «Преподобная…», «преподобная…» и т. д. Какая-то женская религия. А суть этой религии заключается в том, что если вы будете бесконечно внутри себя произносить: «Money, money, money…», то материализуется мешок денег. Это говорилось всерьез. Нам раздавали молитвенники. 36 заклинаний типа: «Я знаю, что есть Бог», «я знаю, что меня создал Бог», «я знаю, что Бог создал все…». И так 36 раз «я знаю…», и это молитва?!
В перерыве я подошел к одной преподобной и спросил ее: «Вы знаете, куда вы приехали?» — «Да, в Россию, в Петербург». — «Ну и зачем вы приехали?». — «Преподать вам первый урок».
Это было уж слишком. За кого же нас в Калифорнии принимают? Мы что же, из детского сада, впервые за партой? И добрые пастыри из Америки дают нам первый урок? Мы что же, не понимаем, что такое вера, что такое религия, Бог? Все это неприемлемо нашей русской православной иррациональной душой, где чувство Бога есть внутреннее, интимное ощущение чего-то светлого и великого в мире. Да и о Боге всуе не принято говорить. Никакое это не христианство, это просто ментальный потолок. В сытой, довольной Калифорнии, где к тому же еще и тепло, может быть, и не хватает для благолепия, чтобы все друг другу улыбались. Можно поражаться, как легко попадают в эти и другие сети, легковерные россияне.
Дорогие мои, будьте осторожны. Я убежден, что в недрах нашей русской Родины есть все необходимое для того, чтобы вы стали боголюдьми.
В неспокойное наше время, когда рушатся устоявшиеся системы моральных и нравственных ценностей, людям нужна альтернатива мировоззренческая, которая обязана содержать в себе альтернативу религиозную.
5.3. В ЧЕМ МОЯ ВЕРА?
Вера есть живая связь души с Богом, но не есть что-то неизменное, обретаемое в готовом виде.
Александр Мень
Задавшись таким вопросам, я невольно повторяю нашего великого предшественника Л. Н. Толстого. Но, как и Лев Николаевич, я ни в коем случае не считаю себя вправе навязывать свою веру. Решающим фактором в символе веры должна являться основная мировоззренческая идея — для чего человек явлен на белый свет и какой мета-смысл этого явления. Я называю эту проблему основным вопросом философии жизни.
Естественно, что бы я ни предложил, это остается моей рабочей гипотезой и не претендует на конечную истину, но, как и каждая гипотеза, моя должна проверяться на степень истинности лишь одним критерием — наличием четких соответствий в конкретной жизни человека.
В своей предыдущей книге я много усилий затратил на доказательства оправданности наличия системы реинкарнации (перевоплощений) человеческого духа и души. Здесь я попытаюсь лишь в краткой постулатной форме изложить основные идеи.
Прежде всего, уж коли я православный христианин, необходимо было разобраться в христианском догмате и попробовать понять, почему, как говорил мой духовный отец, «Святая православная троица не позволяет перевоплощения душ человеческих». А что же она позволяет?
Вопрос этот может оказаться правомерным, если под идеей Бога понимать гармоническое единство мира. Тогда любое утверждение или идея проверяется на принадлежность вселенской гармонии, в противном случае — фальшь.
Так вот оказывается, что два ключевых понятия христианского бытия «судьба» и «смерть» полностью выпадают из божественной гармонии мира и в конечном итоге полностью обессмысливают жизнь человеческую.
Когда приходится присутствовать в церкви на процедуре отпевания усопших, то она сама по себе не вызывает никаких возражений. Но вот в церкви несколько гробов, и батюшка в заключение произносит примерно следующее: «Вот перед вами рабы божие — и старый, и малый, и праведник, и грешник, а перед лицом смерти они все равны». А почему? С этим я никак не могу согласиться.
Да, конечно, если смерть — это конец активного бытия, а дальше или вечный Ад, или вечный Рай, тогда это заключение правомерно. Но символы вечного вступают в резкое противоречие с идеей вечного гармонического эволюционного движения материи во всех его проявлениях и формах. Значит, вечной статики ада и рая просто не существует.
Также неприемлемо для меня и понятие «раб божий», то есть раб некоего персонифицированного божества. Нельзя быть рабом мировой гармонии, а можно и нужно (!) быть ее творцом. Богу нужны не рабы, а творцы — в этом великая суть понятия богочеловечества.
Карма же есть долг пред космическим законом эволюции, и поэтому груз не выполненной ранее задачи реализации в себе богочеловека выливается в виде испытания в нынешнем воплощении.
Хочу только предостеречь от увлечения выяснять свои предыдущие воплощения и тем более вмешиваться и что-то там корректировать. Карма — это космический закон, и никому не дозволено в него вмешиваться. В том-то и великая гуманистическая сила христианской этики, что, живя в смирении и недеянии, вы отрабатываете прежнюю карму (кару!) и не наращиваете новую.
Вспомните еще раз Христа: «Птицы небесные не сеют и не жнут, и о завтрашнем дне не думают, но Отец небесный всем их снабжает». По Христу нет завтрашнего дня, каждый день живется как единственный день жизни, без оглядки, без загадывании. Живите по-христиански, и вам не придется диагностировать и корректировать карму.
Реинкарнационная философия раскрепощает дух человеческий от оков судьбы и смерти. Судьба в такой системе оказывается кармой, некоей карой за неисполнение своего предназначения в предыдущих воплощениях. А смерть превращается из трагического конца просто в фазовый переход из одного воплощения в другое. Человек не умирает, а уходит, как принято говорить, «в лучший мир». Исчезает и мистическая неопределенность «того света», который в реинкарнационной системе просто необходим, чтобы не разрывать пространство для движения души и духа.
И еще я верю, что реинкарнационная спираль в явленном мире должна отображаться в виде определенного пути, который я, возражая Екклезиасту, называю исповедимым. Верю, что на этом пути в жизни конкретного человека нет зла, что он от природы задуман быть счастливым, здоровым, наделенным какой-либо искрой божией, которая к исходу жизни должна разгореться в факел и одарить мир светом и теплом. Именно в этом безо всякой оккультной трескотни есть его истинно космическое предназначение.
Когда идея исповедимого пути уже созрела и была написана книга, мне в руки пришла книга Николая Бердяева «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» [7]. Это одна из последних книг Бердяева, написанная в 1945 году в Париже уже после ядерных взрывов в Хиросиме и Нагасаки. В книге меня поразила одна фраза: «Зло — это небытие, в Вашем бытии зла нет». Один к одному принцип исповедимого пути. Естественно, мы с Бердяевым не общались.
И еще, что, наверное, самое главное в моем символе веры.
Человек оттого не испытывает воздействия зла на пути исповедимом, что над ним парит его ангел-хранитель, именно хранитель, гид, помогающий не сходить с пути, ибо вне пути защита снимается. Все дело, мне кажется, выглядит еще проще. Если жить по Христу в смирении (отрабатывая карму предыдущую) и недеянии (не наживая новой кармы), будешь пребывать в гармонии с бесконечным, то есть пребывать в Боге, сама гармония мира тебя защитит, и, повторяя Ф. М. Достоевского, «красота спасет мир».
Это соображение не исключает наличия и необходимости ангела-хранителя как проявления некоего регулятивного начала в жизни человека.
Я человек не верующий, а пребывающий в вере. Ибо я видел своего ангела-хранителя в ночь с 17 на 18 июля 1970 года в мои 33 года. Встреча с ним для меня была полным преображением моего существа. Это очень похоже на библейское преображение из Савла в Павла.
После этого регулятивное начало стало настолько мощным, что не заметить его или усомниться в его существовании стало просто немыслимо.
Исповедимый путь, помимо того, что дает альтернативу жизни в здоровье, радости, творчестве, достаточно четко дает понятие о предназначении зла. Это чрезвычайно сложная этическая и философская проблема.
Я понимаю, сколь неблагодарна задача оправдания зла, и все-таки, как есть предназначение у добра, так есть оно и у зла.
Давно поражаюсь древней восточной идее, что добро и зло есть два конца одной палки. Добро и зло дополнительны, причем где-то в интеграле их сумма всегда равна 1.
Это прекрасно соответствует христовой заповеди «возлюби врага своего».
Зло есть постоянное напоминание о необходимости вселенской любви. Когда же в конкретной человеческой жизни появляются признаки воздействия зла, это верный знак того, что человек сходит с пути. И благостность зла в том и заключается, чтобы вернуть человека на путь истинный.
При естественном течении жизни действительно в конкретном бытии человека баланс добра и зла сохраняется. Но как только естественный ход нарушается, как только начинается абсолютизация добра или зла, сразу же начинается борьба двух начал.
Конечно, я не впадаю в иллюзорное состояние, что не замечаю зла мирового, социального. Как же с ним быть?
Мне кажется, разгадка предназначения и этого зла кроется в распространении закона кармичности с личностной кармы на карму семьи, коллектива, города, народа, страны, человечества, планеты Земля, Солнца, Галактики и т. д.
Такие гигантские катаклизмы, как мировые войны, великие революции и прочие порождения теряющего разум человечества, являясь сами кармичными по сути, представляют собой некий промысел Божий, некое