Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философия жизни

раб божий, а человек-творец. А значит, с пеленок и до конца дней своих человек должен быть в состоянии постоянного творчества.

Надо сказать, что духовность предыдущих поколений в XVIII–XIX веках была неизмеримо выше, чем сегодня, ибо и любая домашняя утварь, и дома, и дворцы, и церкви были произведением искусства, а значит, творческим актом свободного духовного сознания. Сейчас первое место занимает утилитарность всего.

Да простит меня огромная армия учителей, сеющих доброе, вечное. Я не обвиняю вас ни в чем. Мои обвинения в адрес системы. Вы, как и медики, поставлены в ужасные условия. Единственное, в чем можно действительно упрекнуть медиков и учителей, так это в их самомнении о всезнании предмета своего занятия.

Обратимся теперь непосредственно к школе. Мне часто приходится сталкиваться с проблемами, когда дети не хотят учиться. Тут я всегда встаю на сторону детей. Ведь напрасно обвинять ребенка в лени, ибо леньпродукт отсутствия интереса к учебе. Значит, пока не удастся превратить процесс обучения в некий творческий акт, ни о каком разрешении кризиса не может быть речи.

С моей точки зрения, творчество ребенка начинается с игры. Посему и начальная школа должна быть ее продолжением. Не стоит рассматривать знания в рамках неких наук, как математика, физика, химия и т. д. Все знания должны проистекать из обобщения эмпирического опыта жизни, в конечном итоге объяснять явления действительности и готовить ребенка к самостоятельной жизни.

Когда анализируешь игрушки наших детей, то поражаешься бездушности и бездумности большинства их. А в Англии, например, вообще не приходилось видеть глупых игрушек: все тамошние игрушки как бы втягивают ребенка в творческий процесс, учат реальной человеческой жизни.

Вот такой школой жизни и должна, как мне кажется, быть наша школа.

Естественно, единообразная для всех школа, не учитывающая самобытность конкретной личности, вгоняющая ее в прокрустово ложе программы ОНО, не способна решить эту задачу.

По всей вероятности, должны существовать самые различные формы начального и среднего образования — от индивидуального до классного, но и классы должны быть небольшие, без усреднения личностей. И уж совсем следовало бы отказаться от единой для всех программы.

Все это потребует, очевидно, совершенно иных педагогов. Ибо боголюдей могут формировать только боголюди. Надо глубоко задуматься о критериях подбора абитуриентов в педвузы. Недаром на Руси всегда говорили, что учителем надо родиться.

Современное несоответствие школы сегодняшним детям я ощутил на младшем своем сыне, которому сейчас 18 лет. Года в 4 он умел читать, а в 5 лет он снял с полки книгу «Принц и нищий». Это была его первая прочитанная книга. Она его так захватила, что в нем развился естественный интерес к чтению. Затем он прочел Жюль Верна, Свифта, Беляевескую серию, «Винни Пуха» вдоль и поперек. К 7 годам он освоил Дюма «Три мушкетера», «Виконт де Бражелон», «Двадцать лет спустя». Но вот он пришел в школу, где ему сказали: «Мама мыла Шуру», «Мы не рабы, рабы не мы». Он пришел домой и спросил: «Что такое школа?». Он не может понять этого до сих пор. Сын учился отлично, но каждое утро я слышал от него: «Я не хочу идти в школу». Я знаю, что многие родители слышат это от своих детей. Знаю и их реакцию: «Надо! Ты что, хочешь дворником быть?» и т. п. Я же ему спокойно отвечал: «Не хочешь — не ходи». После этого он вздыхал и говорил: «Надо!». Я же в ответ: «Ну, если надо, то иди». Попробуйте прочувствовать разницу.

После 4-го класса стало ясно, что оставлять его в обычной школе — только губить. И тут, как в сказке, провидению было угодно, чтобы прямо в его школе возникли три альтернативных класса — 5и, 6и, 7и, то есть иностранные. Ребят отбирали по тестам, классы получились маленькие. Практически все предметы преподаются по авторским программам. Предполагается изучение 4-х языков. Их фактически готовили к туристскому бизнесу.

Вероятно, самое главное здесь то, что каждого ученика персонально вел профессиональный психолог. Могу сказать одно — сын стал в три раза реже говорить: «Не хочу в школу». Действительно, все зависит от того, насколько интересно и живо поставлено преподавание в школе.

Меня нечасто вызывают в школу из-за сына. А тут вызвала дама, занимающаяся психологией. Как и везде, психологи работают с помощью тестов. Так, в конце 5-го класса был проведен психологический тест. Так вот, мой Сережа написал такие ответы, что папу вызвали в школу.

На вопрос: «Кем себя ощущаешь?» дети отвечали, кто кем. Только Сережа написал: «Личностью». «Кем хочешь быть?», все — кто кем. Только Сережа — «Ребенком». «Что нравится или не нравится в школе?» — Кому что. Только Сережа — «Не нравится в принципе!»

В конце теста нужно было изобразить в масштабе по значимости членов семьи. Все рисовали огромных мам и маленьких пап. Сережа нарисовал одинаковых маму и папу, нарисовал маленькую сестренку, а себя вообще не стал рисовать,

Если по отношению к медикам критерием их профессиональной пригодности мог вполне бы стать уровень их энергетики, то в случае педагогики критерием должна служить степень гармоничности личности учителя. Для этого достаточно определить соотношение его составляющих: дух, душа и тело. У гармонически развитого человека эти три энергетические оболочки должны быть одинаковыми. Как и в случае с абитуриентами медицинских вузов, тестирование абитуриентов педагогических вузов можно провести анонимно.

Что еще совершенно необходимо, так это отказаться от какой-либо политизации процесса обучения студентов и учащихся школ. Идеология здравого смысла, умноженная на философию богочеловечности, уважение к учителю, завоеванное, а не декларированное, школа, как продолжение дома-храма — таким мне видится будущее педагогики.

А пока кризис доверия к школе, кризис отцов и детей нарастает, и мы рискуем иметь для общества уже четвертое поколение рабов социума.

Если мы потеряем это четвертое поколение, то начнутся необратимые процессы, и тогда уже никакой Моисей не выведет нас из пустыни.

Главная беда школы, на мой взгляд, заключается в том, что, получив по окончании «фиговый» листок аттестата зрелости, выпускники никак не защищены и не готовы войти в жизнь. Нынешнее поколение выпускников вообще вступает в жизнь «без царя в голове». Идеалом для них маячит символ вашего дикого рынка — ларек. Рынок не может быть целью, он лишь средство цивилизованного бытия. Не имея никакой мировоззренческой основы, они подчас мечтают получить в жизни «бабу и мерседес», а это уже страшно.

Над разрешением именно этой проблемы должны работать все, кто понимает опасность такого процесса.

В августе 1993 года в Москве, в ДК «Меридиан» состоялся международный конгресс по проблемам народного целительства. Мне просто не давали прохода люди, приехавшие из разных, порой очень далеких, уголков России. Все благодарили за книгу «Исповедимый путь». Собравшись в одном из помещений, они предложили мне на базе идей книги разработать пособие, чтобы внедрить в школах факультативный предмет с условным названием «Философия жизни».

Уже сейчас отдельные педагоги включают в список рекомендованной литературы «Исповедимый путь». Конечно, такое пособие должно быть транспонировано для детского восприятия и, конечно, оно должно быть богато иллюстрировано. Необходимо также организовать подготовку и педагогов, способных донести этот материал.

Я уже начал в Санкт-Петербурге регулярные циклы из 7 бесед, адресованных ученикам, родителям и учителям. Я понимаю, что мне не объять необъятное. Я много езжу по России, но все равно это капля в море. Пора, по всей вероятности, было создавать просветительское объединение, которое будет решать эту задачу.

Это и было осуществлено осенью 1996 года. При ДК работников связи, где проводятся регулярно раз в квартал мои циклы мировоззренческих бесед, было учреждено Общественное объединение гармонического развития личности «Исповедимый путь». На учредительной конференции 2 октября я был избран президентом объединения. Это не коммерческое, а чисто просветительское объединение. Предполагалось создать секции медицины, педагогики, философии и общенаучную секцию. Кроме этого должна была быть создана и молодежная секция для непосредственной просветительской деятельности. Что касается разработки учебного пособия, то оно предполагалось в рамках учебника по валеологии, т. е. науки о здоровом образе жизни. Я уже ознакомился с предыдущим изданием и лишний раз убедился, что ни одна мировоззренческая книга не рассматривает причинный уровень проблемы, а занимается лишь устранением следствий.

Я обращаюсь ко всем власть предержащим, ко всему наробразу и просто к заинтересованным людям, коммерсантам с призывом проникнуться проблемой спасения четвертого поколения. Именно сюда нужно вложить все возможные средства, а главное — весь жар сердец отдать преображению России.

Я призываю всех поразмыслить об этом.

5.7. ОБЩЕСТВОПОЛЕ ЖИЗНИ

Живу привольно и кудряво,

поскольку резво и упрямо

хожу налево и направо везде,

где умный ходит прямо.

Игорь Губерман

Конечно, можно много говорить о медицине и педагогике, об их несовершенстве, но обе они — лишь часть нашего общества. Если болеет общество, больны и его составляющие. Я уже достаточно сломал копий, порицая глобальный эгоцентризм общества и некое его производное — технократизацию общественного сознания. Когда задумываемся, из чего же он проистекает, где главная причина глобальной фальши, то невольно начинаешь понимать, что все в бытии человека и общества определяет некая мировоззренческая система ценностей.

Система ценностей нашего социума в течение последних 70 лет формировалась партийной демагогией. Политика всегда есть демагогия и фальшь, ибо отстаивает лишь частные интересы, а потому насквозь пронизана групповым или классовым эгоизмом. Отсюда проистекают дикие идеи вроде диктатуры пролетариата, общенародного государства. Любой общественный организм, в том числе и государство, должен иметь «голову», «тело», «руки» и «ноги». Только такой организм, где все четыре его части в равной мере дополняют друг друга, может безболезненно существовать. В Индии эти части зовутся браминами, кшатриями, вайшерами и шудрами. Это и есть составляющие кастового деления индийского общества. Там это деление доведено до абсурда. И, как сказал отец кришнаитов, беда Индии в

Скачать:PDFTXT

Философия жизни читать, Философия жизни читать бесплатно, Философия жизни читать онлайн