том, что дети браминов возомнили, что они брамины.
У нас же ленинская идея о диктатуре пролетариата в этой концепции выглядит как некое чудище, у которого громадные хапающие руки с огромными кулаками при маленькой голове, щуплом теле на хилых ногах. И это превозносилось как самая передовая идея, как самое справедливое общество.
Но еще больший маразм — это брежневско-сусловское общенародное государство. Этому монстру даже не найти зрительного подобия. Какая-то амебоподобная мерзость.
Я просто поражаюсь, за что цепляются нынешние апологеты марксизма-ленинизма, «не желающие поступиться принципами».
Еще в 1918 году, в январе, Ильич беседовал с престарелым Плехановым, который, критикуя идею диктатуры пролетариата, высказывал сомнения по поводу способности пролетариев управлять государством. На что Ленин ответил, что у пролетариата есть его передовой отряд-партия. Последовала бесподобная реплика Плеханова: «Тогда вы получите диктатуру партии!». Он был глубоко прав.
Если проанализировать эволюцию партийной демагогии только за последние 30 лет, то мы обнаружим, что основным лозунгом партийных съездов, начиная с XX, было благосостояние общества. «Все для человека, все во благо человека». В результате мы пришли к пустым магазинам, к карточкам, к грани жуткого голода.
Но ведь иначе и быть не могло. Совершенно бессмысленно осуждать маразматических лидеров партии. Порок кроется в самой идее, ибо благосостояние не может быть целью, которая бы объединила общество философией общего дела, общей веры, что и создает ту общественную силу, которая на Руси называлась соборностью, порождая силу духа.
Благосостояние всегда личностное, оно никогда не создает соборности, именно поэтому карточный домик нашего общенародного государства просто рассыпался в прах, доведя страну до нищенского, полуживотного состояния.
А если посмотреть еще глубже, то наша система фактически превращала человека в социальное животное, послушное жесту очередного генерального секретаря. И никакой мировоззренческой идеи эта импотентная идеологическая система не могла родить.
Естественно, что люди смотрят за бугор, за море и видят, что весь мир живет в довольстве, сытости, и хотят понять, отчего же так. А просто весь мир живет по идеологии здравого смысла, в основу которого положен бизнес. Ведь здравый смысл бизнеса в том и заключается, что выгоден он всем: и заказчику, и исполнителю, и государству. Отсюда и гарантия благосостояния общества и богатство отдельных его членов, причем богатый человек, как правило, человек душевный. Мы же 70 лет боролись, чтобы не было богатых, и довели страну до всеобщей нищеты, лишив людей не только душевности, но и духовности.
Но удивительное дело, в странах полной сытости, при всеобщей душевности присутствует то, что мы называем духовным голодом, и оттого там проблемы духовности стоят еще серьезнее, чем у нас, при нашем всеобщем голоде. Именно поэтому великие умы на Западе и Востоке понимают, что судьба мира решается здесь, в России. И становится ясным, что в мире людьми не владеет основополагающая мировоззренческая идея богочеловечности. Глобальное стремление к потреблению во имя ублажения потребностей тела лишает эту жизнь высшего смыла бытия.
Мне приходилось бывать в Италии, трижды в Германии, в Израиле и США, в Мексике, и у меня составилось представление о западных людях. Что касается Европы, особенно Италии, меня просто поразил примитивизм мышления современного итальянца. Еще более примитивной выглядит религиозность этой самой католической страны мира, имеющей, к тому же, и Папу Римского. Все доведено до полного абсурда, когда итальянец всю неделю занимается бизнесом, с пятницы вечера до утра субботы мужчины в Италии совершенно свободны, в субботу они отсыпаются, а вот в воскресенье («доменика» по-итальянски) отец семейства с женой и детьми садятся в свой лимузин и едут до ближайшего храма. Там семья усаживается на скамеечку католического храма, и пастор, через микрофон и колонки, оглушительно читает очередную главу из Евангелия. Я попал в Италию на Пасхальную неделю, так в алтарной части храмов разыгрывались театральные сцены с Пилатом, Каиафой, Иудой и Христом. И это называется религиозная страна.
В Германии все немножко по-другому. Там мне попадались духовно ищущие люди. Но их тяга к духовности, умноженная на немецкий жестко-логический менталитет, тоже доводит эти поиски до окультного абсурда.
И я подумал: бедный наш народ, на который выплеснули три составных части марксизма — классическую немецкую философию, английскую политэкономию и французский утопический социализм. И это на нашу-то иррациональную русскую душу. Это принц датский мог задавать вопрос: «Быть или не быть?», а русский человек всегда вопрошал: «Кто виноват?» и «Что делать?» У меня есть четкое ощущение, что западная Европа вообще импотентна в области духа. А у нас в России, при всем маразме нашей жизни, сохранилась потенция духовности. Сберечь бы ее и развить, тогда действительно из России может прийти преображение мира, погрязшего в философии потребительства и наживы.
Такая система ценностей в корне противоречит тому гармоническому единству мира, которое я почитаю за Бога. Альтернативой этому должна быть степень реализации человеком его богочеловечности, причем в полном соответствии с мыслью Христа о том, что нет высоких и низких, важно только то, насколько человек раскрыл свое жизненное назначение, точнее, даже само движение к этому раскрытию ценится выше, чем статика наивысшего достижения.
В этом величайший гуманизм христианского понимания человека. В связи с этим, обществом должны руководить не рыцари имущественной, родовой или партийной аристократии, а рыцари духа. Тогда и общество должно ценить человеческую реализацию, а не социальную. Другими словами, акцент должен быть на человеке, а не на плане, тогда будет и человек, и план. При обратном нет ни плана, ни человека.
К великому сожалению, нынешнее демократическое руководство России не отличается космизмом мышления, что неминуемо несет в себе технократическую разрушающую силу. Подчас огульный перенос на нашу русскую почву восточных или западных идей не дает позитивных всходов. Мы все-таки и не Восток, и не Запад.
Одно совершенно ясно, что нельзя решать стратегические задачи, жертвуя стариками и молодежью. В этом состоит главная уязвимость нашего курса реформ. Но очень важно не поддаться на дешевую демагогию коммунистов и либерал-патриотов. И еще важно, чтобы мы не скатились лишь к обеспечению благосостояния народа, а создали общество, где приоритет духовной реализации был бы несравненно выше реализации социальной. Это и было бы не перестройкой, а преображением России.
Именно тогда реализация богочеловечности в каждом ребенке, юноше, зрелом человеке разрешит основные проблемы и вылечит основные социальные болезни — преступность, наркоманию, алкоголизм и др.
Поле жизни должно стать полем творческой деятельности каждого. В каждом человеке есть искра Божия, и ее нельзя погасить. Должно быть общество духовной свободы, ибо только свободный в духе человек может быть творцом. Это и есть христианское спасение. Это и приведет человечество к истинному здоровью тела и души.
Я хочу добавить, что для христианского спасения не нужно уничтожать человеческое «это», ибо оно вместилище личности человека, и его необходимо гармонизировать в богочеловечность. Для этого у человека всегда все есть. Здесь вообще не нужны деньги. И христианское спасение возможно в любом возрасте.
Но я еще раз хочу повторить, что, возможно, это будет лишь тогда, когда человечество разрешит для себя основной вопрос философии жизни, который немыслим без здоровья духовного, опирающегося на символ Веры.
Об этом, может быть, самом основном в бытии человека, мы поразмышляем в следующей главе книги. А пока поговорим, что называется, «за жизнь».
Каждый из нас приготовлен к здоровью и болезни, и богатству и бедности, и свободе и рабству. Только мы сами отвечаем за это, и больше никто.
Ричард Бах
Я представляю, что обыватель, в руки которого попадет эта книга, неминуемо упрекнет меня в утопизме. Действительно, о какой мировой гармонии можно говорить, когда совсем недавно мир буквально качался на грани мировой ядерной катастрофы. О какой гармонии говорят нынешние локальные военные конфликты как между странами за нашими границами, так и межнациональная бойня внутри. И уж тем более не похожа на гармонию система межличностных отношений на работе, дома в семье, на улице, в общественном транспорте. Более того, большинство людей живет в состоянии постоянного психологического стресса. Отсюда ощущение бесконечного дискомфорта жизни. Другими словами, жизнь есть сплошная фальшь. Вот уж действительно: «Сатана там правит бал».
Чтобы почувствовать гармонию жизни, нужно попытаться применить к себе какую-либо из вселенских жизненных философий. Мне очень близка философия жизни Христа.
Я не собираюсь писать богословскую книгу, но попытаюсь показать, насколько справедлива жизненная философия Христа. Прежде всего попробуем разобраться, в чем суть христианского спасения. Она в том, чтобы человек из эгоцентрика превратился в человека духовного.
Чтобы почувствовать справедливость необходимости христианского спасения для конкретной человеческой жизни, посмотрим, в чем же корень всех человеческих бед. Мы уже отмечали, что эгоцентрик не может аккумулировать энергетику за счет замкнутости на себя, и отсюда необходимость энергетического вампиризма.
Вторая проблема эгоцентрика в том, что он всегда уверенно знает, как все должно быть. Поэтому его внутренняя «правда-матка» все время наталкивается на несоответствие событий жизни, поступков людей неким установкам. Отсюда постоянный стресс.
Если посмотреть в разрезе день человека, то он состоит из двух занятий: человек строит замки на завтра, которые непременно рухнут потому, что построены на песке, а это всегда очень обидно, и он разгребает обломки предыдущего замка, и так изо дня в день. А каждый день дается от Бога, как день единственный, и прожить его надо нараспашку, без оглядки отдавая себя людям, делу, космосу, природе и т. д. Человек при этом даже не замечает, куда девался день.
Чтобы жить день по Богу, надо пребывать в христианском мировосприятии, по которому мир есть данность, он такой, какой есть, и надо уметь его принимать. И в этом случае христианское «да будет воля Твоя!» — полностью оправдано.
Настоящего христианина невозможно обидеть, ибо обижается в человеке его маленькое «эго». Надо, прежде всего, наверное, понять, что все ситуации жизни не накатываются на человека, а он сам в них