417—418.
280
Бердяев Н. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. СПб., 1901 С. 141.
281
Виндельбанд В. Что такое философия?// Прелюдии. СПб., 1904. С. 2.
282
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб., 1911. С. 91.
283
Виндельбанд В. История и естествознание// Прелюдии. С. 320.
284
Там же. С. 324.
285
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. С. 111—112.
286
Там же. С. 91.
287
Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. СПб., 1904. С. 508.
288
Риккерт Г. Философия истории. СПб., 1908. С. 140—142.
289
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. С. 195.
290
Риккерт Г. Философия истории. С 104
291
Цит. по: Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность М., 1991. С. 75.
292
Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 346.
293
Там же. С. 352.
294
Там же. С. 365.
295
Шпенглер О. Закат Европы. М., 1923. С. 111.
296
Шпенглер О. Закат Европы. С. 113.
297
Там же. С. 31.
298
Шпенглер О. Пруссачество и социализм. Пг., 1922. С. 6.
299
Там же. С. 22.
300
Бердяев Н. А., Букшпан Я. М., Степун Ф. А. и др. Освальд Шпенглер и закат Европы. М., 1922. С. 5—6.
301
Там же. С. 33, 34.
302
Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. С. 80.
303
Там же. С. 80.
304
Там же. С. 224.
305
Тойнби А. Постижение истории. С. 251—259.
306
Там же. С. 469.
307
Там же. С. 518.
308
Сорокин П. A. Система социологии. Пг., 1920. Т. 1. С. 9—12.
309
Там же С. 38—40.
310
Там же. С. 81.
311
Сорокин П. А. Проблема социального равенства. Пг., 1917. С. 23.
312
Там же. С. 42, 43.
313
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 269—280, 294
314
Там же. С. 433.
315
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. С. 429.
316
Сорокин П. Социокультурная динамика// Человек Цивилизация. Общество. С. 427.
317
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. С. 16.
318
Морено Дж. Социометрия/ Пер. с англ. М., 1958. С. 38.
319
См.: Тернер Дж. Структура социологической теории/ Пер. с англ. М., 1985. С. 103.
320
Там же. С. 58—60.
321
Социология сегодня. Проблемы и перспективы/ Под ред. Р. Мертона, Л Брума, Л. Котрелла; Пер. с англ. М., 1965. С. 30.
322
Там же. С. 43, 53—56.
323
Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989. С. 102.
324
Там же. С. 167.
325
Там же. С. 196.
326
Фрейд 3. Избранное. М., 1969. Т. 1. С. 277.
327
Цит. по: Браун К.-Х. Критика фрейдо-марксизма/ Пер. с нем. М., 1982. С. 139. 140.
328
Там же. С. 143.
329
Цит. по: Кельнер М. С., Тарасов К. Е. Фрейдо-марксизм о человеке. М., 1989. С. 78.
330
Кельнер М. С., Тарасов К. Е. Фрейдо-марксизм о человеке. С. 79.
331
Там же. С. 120.
332
Там же. С. 75.
333
Белл Д. Третья технологическая революция и ее возможные социоэконо-мические последствия: Реферат. ИНИОН АН СССР. М., 1990. С 3—4.
334
Там же. С. 7.
335
Там же. С. 8.
336
Гегель. Философия права. Ч. 3. Раздел 2: Гражданское общество М., 1990.
337
Там же. С. 256, 257.2
338
Вятр Ежи. Социология политических отношений/ Пер. с польск. М., 1979. С. 350.
339
Там же. С. 352.
340
См.: Уледов А. К. Духовная жизнь общества. М., 1980.
341
Уледов А. К. Структура общественного сознания М., 1968. С. 180.
342
Монтескье Ш. Л. О духе законов. Избр произв. М., 1966. С. 350.
343
Там же. С. 350—352.
344
Дорст Ж. До того, как умрет планета. М., 1968. С. 13.
345
Литературная газета. 1987. 19 авг.
346
Там же.
347
Экологическая ситуация как объект исследований (Материалы общего собрания Академии наук СССР) // Вестник Академии наук СССР. 1989. № 5. С. 62.
348
Вестник Академии наук СССР. 1989. № 5 С. 13.
349
Там же. С. 15.
350
См.: Меморандум в защиту природы // Экологическая альтернатива. М.: Прогресс, 1990.
351
Сытник К. М., Брайон А. В., Гордецкий А. В. Биосфера, экология, охрана природы. Киев, 1987. С. 239.
352
Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.
353
Кант И. Сочинения– В 6 Т. М., 1963—1966. Т. 2. С. 192, 204.
354
Тайлор Э. Первобытная культура. С. 18. 22.
355
Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное М., 1989. С. 559—560.
356
Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. С. 574.
357
Это замечание необходимо сделать, поскольку в современной философии существует особое направление, которое также носит название «философская антропология». В этом случае данный термин употребляется в узком смысле. Он означает преимущественно немецкое философское течение в философии XX в.. берущее свое начало у М. Шелера и получившее развитие у Г. Плеснера. А. Гелена, Э. Ротхакера и др. Основная задача философской антропологии в этом узком смысле сводится к изучению и обоснованию сущности собственно человеческого бытия и человеческой индивидуальности, попытке объяснить из человека не только его собственную природу, но и смысл окружающего мира. В этой связи Шелер полагал, что все центральные проблемы философии можно, по существу, свести к проблеме человека (См.: Шелер М. «Положение человека в космосе/ /Проблема человека в западной философии. М., 1988).
358
Анимизм (от лат. anima, animas – дух, душа) – совокупность фантастических представлений о наличии души как независимого начала у человека, животных, растений и других предметов.
359
Платон. Сочинения: В 3 т. М., 1970. Т. 2. С. 238.
360
Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1983. Т. 4. С. 63, 259, 378.
361
Там же. С. 379.
362
Там же. С. 283.
363
Там же. С. 67.
364
Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. С. 379.
365
Валла Л. О наслаждении//Антология мировой философии: В 4 т. М., 1970. Т. 2. С.81.
366
Гоббс Т. Избранные сочинения. М., 1926. С. 257.
367
Гольбах П. Система природы, или О законах мира физического и мира духовного. М., 1924. С. 9.
368
Кант И. Сочинения. М., 1966. Т. 6. С. 351.
369
Кант И. Сочинения. Т. 6. С. 351.
370
Кант И. Сочинения. Т. 6. С. 366.
371
Гегель. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. 1. С. 85.
372
Гегель. Философия права. М., 1990. С. 97.
373
Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1956. Т. 12. С. 22.
374
Герцен. А. И. Избранные философские произведения. М., 1948. Т. 2. С. 314.
375
Чернышевский Н. Г. Избранные философские сочинения. М., 1951. Т. 3. С. 251.
376
Соловьев B. C. Собрание сочинений: В 10 т. СПб., 1911. Т. 3. С. 121.
377
Бердяев Н. А. О русской философии. М., 1991. Ч. 1. С. 20—21.
378
Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990. С. 328—329.
379
Антропогенез (от греч. anthropos – человек и греч. genesis – происхождение) – учение о происхождении человека.
380
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 221.
381
Урысон М. И. Дарвин, Энгельс и некоторые проблемы антропогенеза // Советская этнография. 1978. № 3. С. 12.
382
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 151.
383
Там же.
384
Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993. С. 193.
385
Там же. С. 193.
386
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 265.
387
Wilson E. O. Introduction: What is sociobiology?//Sociobiology and human nature. Ed. by M. S. Gregory. S-Fr., 1978. P. 2.
388
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 188.
389
Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного//Вопросы философии. 1988. № 1.
390
Adler A. Superiority and social interest. N.Y., 1979. P. 215.
391
Fromm E. The sane society. L., 1963. P. 14.
392
Фромм Э. Адольф Гитлер – клинический случай некрофилии. М., 1992. С. 27.
393
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 176.
394
Бердяев Н. А. Мое философское миросозерцание//Н. А. Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. Ч. 1. С. 21.
395
Толстой Л. Н. Сочинения. М., 1911. Ч. 20. С. 69.
396
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
397
Кант И. Сочинения; В 6 г. М., 1966. Т. 5. С. 469.
398
Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1983. Т. 4. С. 179.
399
Гегель. Философия права. М., 1990. С. 404.
400
Он же. Политические произведения. М., 1978. С. 372.
401
Shibutani Т. Society and personality. N.Y., 1961. P. 105.
402
Новгородцев П. И. Об общественном идеале М., 1991 С. 198.
403
Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии М., 1990 С. 306.
404
Маслоу А. Самоактуализация//Психология личности Тексты М., 1982 С. 110.
405
Камю А. Бунтующий человек//Философские науки. 1989. № 7. С. 123.
406
Ситарм К., Когделл Г. Основы межкультурной коммуникации // Человек. 1992. №4. С. 116.
407
Уайтхед А. И. Избранные работы по философии. М., 1990. С 560.