могут стать для нас
действительно своими, воспринятыми нами и навек утвержденными в нас. Более
того, мы идем еще дальше и считаем вместе с Лессингом, что истины
откровения могут принести помощь человеческому роду только в том случае,
если они станут истинами разума. Мы убеждены также, что разума вполне
достаточно для выявления всех возможных заблуждений (в действительно
духовных предметах) и что методы суда над еретиками совершенно
необязательны в суждении о философских системах. Абсолютный дуализм добра и
зла, перенесенный в историю, согласно которому во всех явлениях и созданиях
человеческого духа господствует либо одно, либо другое начало и существуют
только две системы и две религии, абсолютно благая и абсолютно дурная,
мнение, что все началось с чистого и праведного, а дальнейшее развитие
(которое было ведь необходимо, чтобы полностью открыть отдельные стороны,
содержащиеся в первом единстве, а тем самым и само это единство) вело лишь
к испорченности и искажению,- все это воззрение служит, правда, в критике
мощным мечом Александра, способным повсюду без всяких усилий разрубить
гордиев узел, но вводит в историю весьма нелиберальную и ограничивающую
точку зрения. Существовало время, предшествовавшее упомянутому разделению,
существовали мировоззрение и религия хотя и противоположные абсолютной
религии, но возникшие из собственной основы, а не из искажения первой. В
историческом понимании святилище столь же изначально, как христианство, и
хотя служит только основой и базисом высшего, но не выведено из чего-либо
другого.
Эти размышления возвращают нас к нашей исходной точке. Система,
противоречащая самым священным чувствам, душе и нравственному сознанию, не
может — по крайней мере в этом ее аспекте — называться системой разума, ее
можно назвать только системой неразумия. Напротив, система, в которой разум
действительно познавал бы самого себя, должна сочетать все требования духа
и сердца, самого возвышенного нравственного чувства и самого строгого
разума. Полемика против разума и науки допускает, правда, известную
благородную склонность к общим местам, которая обходит точные понятия,
вследствие чего мы с большей легкостью догадываемся о скрытых в ней
намерениях, нежели об ее определенном смысле. Однако мы опасаемся, что,
даже постигнув его, мы не нашли бы в нем ничего заслуживающего внимания.
Ибо, как мы ни чтим разум, мы тем не менее не верим, например, в то, что с
помощью чистого разума можно стать добродетельным, героем или вообще
великим человеком; не верим даже в то, что — повторяя известное утверждение
— человеческий род продолжается благодаря разуму. Только в личности есть
жизнь; и всякая личность покоится на темной основе, которая, следовательно,
должна быть и основой познания. Однако только разум формирует и возвышает
до акта то, что скрыто в этой основе и содержится в ней лишь potentialiter.
Это может произойти только посредством разделения, следовательно,
посредством науки и диалектики, которые, как мы убеждены, одни лишь
утвердят и навсегда упрочат в сознании систему, появлявшуюся чаще, чем мы
думаем, но постоянно исчезавшую, носившуюся перед взором всех, но никем еще
полностью не охваченную. Подобно тому как в обыденной жизни мы по существу
доверяем лишь сильному рассудку и меньше всего верим в чуткость тех, кто
постоянно выставляет свои чувства напоказ, так и там, где речь идет об
истине и познании, самость, достигшая только чувства, не способна вызвать
наше доверие. Чувство прекрасно, пока оно остается в основе, но не тогда,
когда оно становится явным, хочет стать сущностью и властвовать над всем.
Если, как прекрасно заметил Франц Баадер, влечение к познанию в
значительной степени допускает аналогию с влечением к воспроизведению, то и
в познании есть нечто подобное пристойности и стыдливости, но вместе с тем
также непристойность и бесстыдство, своего рода похотливое вожделение,
которое бросается на все без серьезности и любви, без желания созидать и
творить. Связь нашей личности есть дух, и если только действенное
соединение обоих начал может стать созидающим и порождающим, то действенным
началом каждого порождающего и творящего искусства или науки является
вдохновение в собственном смысле слова. Каждое вдохновение выражается
определенным образом; существует и такое вдохновение, которое находит свое
выражение во влечении к искусству диалектики, подлинно научное вдохновение.
Поэтому существует и диалектическая философия, определенная как наука, т.
е. отделенная от поэзии и религии и являющая собой нечто полностью для себя
пребывающее, отнюдь не тождественное всему подряд, как утверждают авторы
столь многих работ, в которых делается попытка перемешать все, что можно.
Говорят, будто рефлексия враждебна идее; но ведь высший триумф истины
состоит именно в том, что она все-таки победоносно выступает из крайнего
разделения и обособления. Разум в человеке есть то, что, по представлениям
мистиков, есть primum passivum в Боге, или первоначальная мудрость, в
которой все вещи суть вместе и все-таки обособленно, где они едины и каждая
все-таки свободна в своем своеобразии. Разум не есть деятельность, подобно
духу, не есть абсолютное тождество обоих принципов познания, он —
неразличенность, мера и как бы всеобщая обитель истины, покойная область,
куда принимается изначальная мудрость, в соответствии с которой, взирая на
нее как на первообраз, должен созидать ум (Verstand). Название философии
происходит, с одной стороны, от любви как всеобщего одухотворяющего начала,
с другой — от этой изначальной мудрости, которая есть ее подлинная цель.
Если лишить философию диалектического принципа, т. е. обособляющего, но
именно поэтому органически упорядочивающего и созидающего ума вместе с
первообразом, на который он ориентируется, и она не будет больше содержать
в самой себе ни меры, ни порядка, то ей действительно не останется ничего
другого, как искать опору в истории и руководствоваться традицией (на
которую мы в аналогичном случае уже раньше указывали), видя в ней источник
и руководящую нить. Тогда настанет время, когда и для философии начнут
искать норму и основу в истории, подобно тому как некогда у нас пытались
создать поэзию на основе изучения поэтических произведений всех народов. Мы
питаем величайшее почтение к глубокомыслию исторических исследований и, как
полагаем, достаточно показали, что отнюдь не разделяем едва ли не всеобщее
мнение, будто человек лишь постепенно поднимался от животного инстинкта к
разуму. И тем не менее мы думаем, что истина нам ближе и что решение всех
проблем, возникших в наше время, следует искать сначала у нас самих, на
нашей собственной почве, прежде чем обращаться к столь отдаленным
источникам. Время чисто исторической веры прошло с тех пор, как дана
возможность непосредственного познания. В нашем распоряжении откровение
более древнее, чем все писаные откровения,- это природа. В ней содержатся
прообразы, не истолкованные еще ни одним человеком, тогда как прообразы
писаного откровения давно уже обрели свое воплощение и истолкование. Если
бы открылось понимание этого неписаного откровения, то единственно истинная
система религии и науки предстала бы не в убогом наряде, составленном из
нескольких обрывков философских и критических понятий, а в полном сиянии
истины и природы. Теперь не время вновь пробуждать старые противоречия;
задача состоит в том, чтобы искать то, что лежит вне и выше всякого
противоречия и возвышается над ним.
За данной работой последует ряд других, в которых постепенно будет изложено
целое идеальной части философии.