Скачать:TXTPDF
Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах. Ф. В. Й. Шеллинг

первооснов, а также

выявить общий фундамент этого учения, который заключается в различении

между существующим и тем, что есть основа существования. Однако в

возможности еще не заключена действительность, между тем именно она

составляет важнейшую сторону этого вопроса. Ведь дело не в том, чтобы

объяснить только, как зло становится действительным в отдельном человеке, а

в том, чтобы выявить его универсальную действенность или показать, как оно

в качестве начала, бесспорно всеобщего, находящегося повсюду в борьбе с

добром, могло появиться в творении. Поскольку нельзя отрицать, что оно по

крайней мере в качестве всеобщей противоположности действительно, можно

заранее сказать — и это не вызывает сомнения,- что оно было необходимо для

откровения Бога; именно это и следует из сказанного ранее. Ибо если Бог в

качестве духа есть нераздельное единство обоих начал и то же единство

действительно только в духе человека, то, будь оно в человеке столь же

неразрывно, как в Боге, человек ничем бы не отличался от Бога; он

растворился бы в Боге, и не существовало бы ни откровения, ни движения

любви. Каждая сущность может открыться только в своей противоположности:

любовь только в ненависти, единство — в борьбе. Если бы не было

разъединения начал, единство не могло бы обнаружить свое всемогущество; не

будь разлада, не могла бы стать действительной любовь. Человек вознесен на

такую вершину, на которой он в равной степени содержит в себе источник

своего движения в сторону добра и в сторону зла; связь начал в нем не

необходима, а свободна. Он находится на перепутье: что бы он ни выбрал,

решение будет его деянием, но не принять решения он не может, так как Бог

необходимо должен открыться и так как в творении вообще не может оставаться

ничего двойственного. Вместе с тем Он как будто и не может выйти из этого

состояния нерешительности именно потому, что оно таково. Поэтому должно

быть некое общее основание влечения к злу, искушения, хотя бы для того,

чтобы сделать в нем живыми, т. е. довести до его сознания, оба начала.

Однако влечение к злу может как будто исходить только из некоей основной

сущности зла, поэтому признать ее необходимо; и совершенно верно

истолкование материи у Платона, согласно которому она есть изначально

противодействующая Богу и поэтому сама по себе злая сущность. Правда, до

тех пор, пока эта часть учения Платона остается по-прежнему темной, вынести

определенное суждение по данному вопросу невозможно. Однако из

предшествующего изложения явствует, в каком смысле можно говорить об

иррациональном начале как о противодействующем разуму (Verstand) или

единству и порядку, не рассматривая его при этом как основную злую

сущность. В рамках этого истолкования можно объяснить и высказывание

Платона: зло происходит из древней природы; ибо всякое зло стремится

вернуться в хаос, т. е. в состояние, когда изначальный центр еще не был

подчинен свету и есть возмущение центра, еще лишенное разума

(verstandlosen) стремление. Однако мы ведь раз и навсегда доказали, что зло

как таковое может возникнуть лишь в твари, так как только в ней возможно

такое соединение света и тьмы или обоих начал, которое может быть

разъединено. Изначальная основная сущность никогда не может быть сама по

себе злой, ибо в ней нет двойственности начал. Но мы не можем предположить

и наличие некоего сотворенного духа, который, отпав сам, возбудил в

человеке желание отпасть. Ведь вопрос заключается именно в том, как в

сотворенном возникло зло. Таким образом, для объяснения зла нам не дано

ничего, кроме обоих начал в Боге. Бог как дух (вечная связь обоих начал)

есть чистейшая любовь, в любви же никогда не может быть воли к злу, не

может быть ее и в идеальном начале. Но и Бог, для того чтобы существовать,

нуждается в основе, только эта основа находится не вне его, а в нем и

содержит в себе природу, которая, хотя и принадлежит ему самому, все-таки

отлична от него. Воля любви и воля основы — две различные воли, каждая из

которых есть для себя; однако воля любви не может противостоять воле

основы, не может и снять ее, так как в противном случае она должна была бы

противодействовать самой себе. Ибо, для того чтобы любовь могла быть,

должна действовать основа, и действовать независимо от любви, для того

чтобы любовь реально существовала. Если бы любовь захотела сломить волю

основы, ей пришлось бы бороться с самой собой, она оказалась бы в

несогласии с самой собой и перестала бы быть любовью. Это принятие

действования основы — единственно допустимое мыслимое понятие, которое при

обычном отнесении его к человеку совершенно несостоятельно. Воля основы,

правда, тоже не может сломить любовь и не требует этого, хотя часто так

может казаться; ибо воля основы, отвратившаяся от любви, должна быть

собственной, особенной волей, чтобы любовь, когда она все-таки прорывается

через нее, как свет сквозь тьму, являлась бы в своем всемогуществе. Основа

есть только воля к откровению, но для того, чтобы откровение было, она

должна вызывать особенность и противоположность. Следовательно, воля любви

и воля основы становятся едины именно потому, что они разделены и каждая из

них изначально действует для себя. Поэтому воля основы сразу же в первом

творении возбуждает своеволие твари, чтобы дух, выступая как воля любви,

обнаружил нечто противостоящее ему, в чем он может осуществиться.

Вся природа убеждает нас в том, что произошло подобное возбуждение,

посредством которого жизнь только и обрела последнюю степень отчетливости и

определенности. Иррациональное и случайное, которое в формировании существ,

особенно органических, выступает в связи с необходимым, доказывает, что

здесь действовала не просто геометрическая необходимость, но участвовали

также свобода, дух и своеволие. Правда, повсюду, где есть стремление и

вожделение, обнаруживается и своего рода свобода сама по себе, и вряд ли

кто-нибудь предположит, что вожделение, составляющее основу каждой

особенной жизни в природе, и стремление сохранить себя не только вообще, а

в данном определенном существовании, лишь приданы уже сотворенному

созданию, а не были в нем самим творящим началом. Открытое эмпирическим

путем понятие базиса, которое будет играть важную роль в естествознании,

должно, получив научное признание, привести к понятию самости и понятию Я.

Однако в природе это случайные определения, которые могут быть объяснены

только из происшедшего в первом же акте творения возбуждения

иррационального, или темного начала твари, только из активизированной

самости. Откуда же в природе наряду с предобразованными нравственными

отношениями несомненные признаки зла, если власть его пробуждена лишь

человеком? Откуда явления, которые и независимо от того, что они опасны для

человека, возбуждают всеобщее отвращение? То, что удел всех органических

существ — разложение, может вполне рассматриваться не как изначальная

необходимость; связь сил, составляющих жизнь, могла бы по своей природе

быть также нерасторжимой, и если чему-либо предназначено быть perpetuum

mobile, то, по-видимому, тому созданию, которое собственными силами

восполняет ошибочно ставшее в нем. Между тем зло возвещает о себе в природе

только в своем действии; само оно в своем непосредственном явлении может

выявиться только в цели природы. Ибо, подобно тому как в изначальном

творении, которое есть не что иное, как рождение света, темное начало

должно было быть в качестве основы, чтобы из него (как из простой потенции

к actus) мог быть вознесен свет, должна быть другая основа и для рождения

духа, и поэтому второе начало тьмы, настолько более высокое, чем первое,

насколько дух выше света. Это начало и есть пробужденный в творении

посредством возбуждения темной основы природы дух зла, т. е. раздвоение

света и тьмы, которому дух любви противопоставляет теперь высшее идеальное

начало, как раньше он противопоставлял беспорядочному движению изначальной

природы свет. Ибо так же как самость в зле присвоила свет, или слово, и

именно поэтому являет себя как более высокая основа тьмы, и изреченное в

мир в противоположность злу слово должно принять человеческую природу, или

самость, и само стать личностью. Это происходит только посредством

откровения в самом определенном смысле слова; это откровение должно

обладать теми же ступенями, как первое проявление в природе, а именно чтобы

и здесь высшей вершиной откровения был человек, но человек в своем

первообразе и божественности, тот, который был вначале у Бога и в котором

созданы все остальные вещи и сам человек. Рождение духа есть царство

истории, подобно тому как рождение света есть царство природы. Те же

периоды творения, которые суть в одном, суть и в другом, и каждое из них —

подобие и объяснение другого. То же начало, которое было в первом творении

основой, есть и здесь — лишь в более высоком образе — росток и семя, из

которого развивается высший мир. Ведь зло — не что иное, как изначальная

основа существования, поскольку она стремится в сотворенном существе к

актуализации и, следовательно, в самом деле есть лишь более высокая

потенция действующей в природе основы. Но подобно тому как она вечно

остается лишь основой, не имея своего бытия, так и зло никогда не может

достигнуть осуществления и служит лишь основой для того, чтобы добро,

развиваясь из него собственными силами, было посредством своей основы

независимым и отделенным от Бога, тем, в чем Бог имеет и познает самого

себя и что в качестве такового (в качестве независимого) есть в Боге.

качестве такового зло (не потому, что оно возникло только теперь, а потому,

что только теперь дана противоположность, в которой оно может явиться

полностью и в качестве такового). И так же момент, когда Земля вторично

станет необитаемой и пустой, явится вновь моментом рождения высшего света

духа, который от века был в мире, но оставался не понятым действующей для

себя тьмой и пребывал в замкнутом и ограниченном откровении; и чтобы

противостоять личностному и духовному злу, он являет себя также в

личностном, человеческом образе в качестве посредника, восстанавливающего

на высшей ступени связь творения с Богом. Ибо исцелить личностное может

только личностное, и Бог должен стать человеком, чтобы человек вернулся к

Богу. Только с восстановлением отношения основы к Богу дана возможность

исцеления (спасения). Начало исцеления — состояние ясновидения, даруемое

божественным провидением отдельным людям (как избранным для этого органам),

время знамений и чудес, когда божественные силы противодействуют повсюду

выступающим демоническим силам, умиротворяющее единство — разделению сил.

Наконец происходит кризис в turba gentium, народы затопляют основу древнего

мира, как некогда воды начала покрыли все творения, чтобы сделать возможным

второе творение — новое разделение народов и языков, новое царство, где

живое слово выступает как прочный и постоянный центр в борьбе с хаосом и

начинается открытая, продолжающаяся до настоящего времени борьба добра и

зла, в которой Бог действительно открывает себя как дух, т. е. как actu.

Таким образом существует всеобщее, хотя и не изначальное зло, с самого

начала пробужденное в откровении Бога реакцией основы, зло, которое,

правда, никогда не достигает осуществления, но постоянно к нему стремится.

Лишь познав всеобщее зло, можно также понять добро и зло в человеке. Если

уж в первом творении было возбуждено зло, которое посредством

для-себя-деятельности основы превратилось в конце концов во всеобщее

начало, то этим может быть, по-видимому, объяснена природная склонность

человека к злу, так как однажды возникший в твари посредством пробуждения

своеволия беспорядок сил сообщается человеку уже в момент рождения. Однако

основа продолжает непрерывно действовать и в отдельном человеке, возбуждая

особенность и особенную волю, именно для того, чтобы в противоположность ей

могла явить себя воля любви. Воля Бога состоит в том,

Скачать:TXTPDF

Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах. Ф. В. Й. Шеллинг Философия читать, Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах. Ф. В. Й. Шеллинг Философия читать бесплатно, Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах. Ф. В. Й. Шеллинг Философия читать онлайн