Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

вожделения, желания, страсти,

душевная радость и горе могли вызываться только душевными же

причинами. Исходившее от другого душевного вещества пробуждало

в данной душе склонность или отвращение, возбуждало страсть и

т.д. Никакой внешний физический предмет не мог бы оказать

такого действия. Теперь впервые наступила возможность, чтобы

подобные внешние предметы получили для души какое-либо

значение. Ибо она стала ощущать содействие этап внутренней

жизни, пробудившейся вместе с собственной теплотой, как

удовольствие, а нарушение этой внутренней жизни, как

недовольство. Внешний предмет, способный поддержать телесное

благосостояние, мог стать вожделенным, желанным. То, что в

теософической литературе называется «kama» — телом желания, —

было связано с земным человеком. Предметы чувственного

восприятия стали предметами способности вожделения. Человек

своим телом желаний стал привязан к земному бытию.

Этот факт совпадает с одним великим мировым событием, с

которым он находится в причинной связи. До сих пор между

Солнцем, Землею и Луной не было материального разделения. Они

все три в своем действии на человека были как одно тело. Теперь

настало разделение: более тонкая вещественность, заключавшая в

себе все, что давало душе дотоле возможность действовать

непосредственно оживляющим образом, отделилась в виде Солнца;

самая грубая часть выделилась в виде Луны; а Земля в своей

вещественности заняла середину между обоими. Конечно, это

разделение наступило не внезапно; весь

процесс совершился мало-помалу, пока человек переходил от

размножения через деление к только что описанному. Даже

означенными мировыми процессами и было именно вызвано это

развитие человека. Сначала Солнце извлекло из общего мирового

тела свою вещественность. Это отняло у душевного возможность

непосредственно оживлять оставшуюся земную материю. Потом из

него начала высвобождаться Луна. Благодаря этому Земля достигла

состояния, которое сделало возможной характеризованную выше

способность ощущения.

В связи с этим событием развилось также и новое чувство.

Тепловые условия Земли стали такими, что тела мало-помалу

приняли прочные очертания, отделявшие прозрачное от

непрозрачного. Задачей Солнца, выступившего из массы Земли,

стало дарование света. В человеческом теле возникло зрительное

чувство. Сначала это зрение не было таким, как мы его знаем.

Свет и темнота действовали на человека, как неопределенные

чувства. Он ощущал, например, при некоторых условиях свет, как

нечто приятное, способствующее его телесной жизни, и искал его,

стремился к нему. При этом собственно душевная жизнь протекала

все еще в сновидческих образах. В этой жизни возникали и

исчезали различные цветовые образы, не имевшие

непосредственного отношения к внешним вещам. Эти цветовые

образы человек относил еще к душевным воздействиям. Светлые

образы являлись ему, когда он испытывал приятные душевные

воздействия, и мрачные — когда касавшиеся его душевные влияния

были неприятны.

В предшествующем изложении все, что было обусловлено

появлением собственной теплоты человека, обозначалось как

«внутрення жизнь». Но очевидно, что это еще не было внутренней

жизнью в смысле позднейшего развития человечества. Все

подвигается вперед ступенями, также и развитие внутренней

жизни. В вышеозначенном смысле эта истинная внутренняя жизнь

наступает лишь с того мгновения, когда появляется

оплодотворение духом, когда человек начинает мыслить над тем,

что действует на него извне.

Но все описанное здесь показывает, как человек дорастает

до того состояния, которое было изображено в предыдущем

отрывке.

И, описывая последующие состояния, мы, собственно,

находимся уже в характеризованной выше эпохе: душа все больше

научается тому, что она переживала раньше в себе и относила

только к душевному, прилагать к внешнему телесному бытию. Это

происходит теперь с цветовыми образами. Как раньше приятное

впечатление, производимое с чем-либо душевным, связывалось со

светлым цветовым образом, в собственной душе, так теперь —

светлый образ извне. Душа начала видеть предметы вокруг себя

окрашенными. Это было связано с образованием новых органов

зрения. Для неопределенного ощущения света и темноты в прежних

состояних у тела был особый глаз, которого теперь уже больше

нет. (Сказание об одноглазых циклопах — воспоминание об этих

состояниях). Наши оба глаза стали развиваться по мере того, как

душа начинала все теснее связывать внешние световые впечатления

со своею собственной жизнью. Вместе с тем терялась и

способность восприятия душевного в окружении. Душа все более и

более становилась зеркалом внешнего мира. Этот внешний мир

повторяется в глубине души, как представление.

Рука об руку с этим шло разделение полов. С одной стороны

человеческое тело делалось восприимчивым к оплодотворению

только другим человеческим существом, с другой же стороны в

теле развивались «душевные органы» (нервная система), с помощью

которых чувственные впечатления внешнего мира отражались в

душе. И этим было приготовлено вступление мыслящего духа в

человеческое тело.

НАЧАЛО СОВРЕМЕННОЙ ЗЕМЛИ.

ВЫХОЖДЕНИЕ СОЛНЦА

Нужно проследить теперь «Хронику Акаши» до того далекого

прошлого, когда началась современная Земля. Под Землею нужно

понимать при этом то состояние нашей планеты, благодаря

которому она является носительницей минералов, растений,

животных и человека в их теперешнем виде. Ибо этому состоянию

предшествовали другие, в которых названные царства природы

имели существенно иные образы бытия. То, что теперь называют

Землей прошло через многие превращения, прежде чем она могла

стать носительницей современного мира минералов, растений,

животных и человека. В те более ранние состояния также были уже

налицо, например, минералы, но они имели совершенно другой вид,

чем наши теперешние. Об этих прошедших состояниях здесь еще

будет речь. Сейчас надлежит указать лишь на то, каким образом

предыдущее состояние превратилось в современное.

Можно составить себе некоторое представление о таком

превращении, лишь сравнив его с прохождением растения через

состояние семенного зачатка. Представим себе растение с корнем,

стеблем, листьями, цветком и плодом. Оно вбирает в себя

вещества из своего окружения, и снова выделяет их обратно. Но

все, что ни есть в нем вещества, формы и деятельность — все

это исчезает вплоть до маленького зерна. Через него передается

дальше жизнь, чтобы возродиться в новом году в подобной же

форме. Так исчезло и все, что было на нашей Земле в

предшествующем состоянии, чтобы возникнуть в настоящем. Все,

что в предшествующем состоянии могло бы быть названо

минералами, растениями и животными — все это исчезло, как

исчезает у растения корень, стебель и т.д. И так, как и здесь,

осталось состояние семенного зачатка, из которого потом вновь

образуется прежняя форма. В зерне таятся силы, которые

порождают из себя новую форму.

Итак, в то время, о котором здесь говорится, мы имеем дело

со своего рода зачатком Земли. Он содержал в себе силы, которые

привели к теперешней Землей. Эти силы приобретены благодаря

прежним состоянием. Но это семя Земли не надо представлять себе

плотно-вещественным, как семя растения. Оно было, напротив,

душевной природы. Оно состояло из того тонкого, пластичного,

подвижного вещества, которое в теософической литературе

называют «астральным».

В Этом астральном семени Земли сначала находятся только

человеческие зачатки. Это зачатки позднейших человеческих душ.

Все, что было еще в прежних состояниях в минеральной,

растительной и животной природе, впиталось в эти человеческие

зачатки, сплавилось с ними. Таким образом, прежде своего

вступления на физическую Землю человек был душою, астральным

существом. Как таковое оказывается он и на физической Земле.

Она была тогда в состоянии в высшей степени тонкой

вещественности, которая называется в теософической литературе

тончайшим эфиром.

Откуда берет начало эта эфирная Земля, будет сказано в

ближайших главах. С этим эфиром соединяются астральные

человеческие существа. Они как бы отпечатлевают свое существо в

этом эфире, так что он делается отображением астрального

человеческого существа. Итак, в этом начальном состоянии мы

имеем дело с

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн