Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

сознании внутри самого существа встают образы,
имеющие известное отношение к вещам и существам внешнего мира.
Но эти образы не суть точные отображения этих вещей и существ,
как у современного
бодрствующего человека. Образы сновидений суть только
отголоски дневных переживаний или символические выражения для
событий, совершающихся вокруг спящего, или также для того, что
происходит внутри — лица, которое видит сон. Легко привести
примеры на все эти три случая сновидческих переживаний. Прежде
всего, каждому знакомы сны,представляющие собой ничто иное, как
спутанные образы отошедших более или менее в прошлое дневных
переживаний. Примером второго случая может служить то, что
спящему кажется, что он слышит шум проносящегося мимо поезда, и
когда он затем, просыпаясь, замечаете, что в этом сновидении
выразилось тикание лежащих возле него часов. Примером третьего
рода сновидений может быть тот случай, когда кому-нибудь
чудится, что он находится в комнате, приютившей вверху у
потолка отвратительных животных, а при пробуждении оказывается,
что таким образом выразилась его собственная головная боль.
Если от таких спутанных сновидений хотят перейти к
представлению о лунном сознании, то нужно уяснить себе, что
хотя характер «образности» присущ и ему, но вместо спутанности
и произвольности господствует полная правильность. Правда,
образы лунного сознания имеют еще меньшее сходство с теми
предметами, к которым они относятся, чем образы сновидений, но
зато между образом и предметом бывает полное соответствие. В
настояще время в пределах земного развития дело заключается в
том, что представление бывает отображением всего предмета; так,
например, представление «стол» является отображением самого
стола. В лунном создании это не так. Предположим, например, что
лунный человек приближается к, какому-нибудь симпатичному или
благоприятному для него предмету. Тогда внутри его души встает
цветовой образ светлого характера; если же к нему приближается
что-нибудь вредное или несимпатичное, тогда у него возникает
безобразный, мрачный образ. Представление является не
отображением, но таким символическим образом предмета, который
совершенно определенно и закономерно отвечает предмету.
Вследствие этого существо, имеющее такое символическое
представление, может руководиться им в своей жизни.
Итак, душевная жизнь нашего лунного предка протекала в
образах, которые имеют общим с нашими сновидениями их беглость,
текучесть и символичность, но отличаются от них своим вполне
закономерным характером.
Основанием для развития этого образного сознания у лунных
предков человека было образование третьего члена наряду с
физическим я эфирным телом. Этот третий член называется
астральным телом.
Но это образование произошло лишь в третьем малом
кругообороте. Луны — в так называемом третьем лунном круге.
Два первые кругооборота «Луны являют собою лишь повторение
того, что было пройдено на Сатурне и Солнце. Однако и это
повторение нельзя представлять себе так, будто еще раз
протекают все факты, происшедшие некогда на Сатурне и Солнце.
То, что повторяется — образование физического и эфирного тела
— подвергается в то же время такому изменению, что оба эти
члена человеческой природы в третьем кругообороте Луны могут
быть соединены с астральным телом, что еще не могло бы
произойти на Солнце.
Во время третьего лунного периода — собственного говоря,
этот процесс начинается уже около середины второго — Духи
Движения изливают из собственной своей природы астральное в
человеческое тело. Во время четвертого кругооборота — с
середины третьего — Духи Формы так организуют это астральное
тело, что его образ, вся его организация, может развивать в
себе внутренние процессы. Эти процессы, носят характер того,
что теперь у животных и у человека называется впечатлениями,
вожделениями или природой желаний. С середины четвертого
кругооборота Луны Духи Личности выступают с тем, что во время
пятого кругооборота Луны будет их главной задачей: они
прививают астральному телу самость, как они сделали это в
предыдущие мировые периоды по отношению к физическому и
эфирному телам. Но чтобы в указанный момент, в середине
четвертого кругооборота Луны, физическое и эфирное тела
развились настолько, чтобы приютить в себя ставшее
самостоятельным астральное тело, они должны быть приведены к
этому организующими их духами через ряд последовательных
ступеней развития. Это происходит следующим образом. Физическое
тело доводится до необходимой зрелости в первом кругообороте
(«круге») Луны Духами Движения, во втором — Духами Формы, в
третьем — Духами Личности, в четвертом — Духами Огня, в пятом
— Духами Сумрака. В точности, эта работа Духов Сумрака
совершается с середины четвертого кругооборота Луны) так что в
то самое время, когда Духи-Личности работают над астральным
телом. Сыны Сумрака работают над физическим.
С эфирным телом это происходит следующим образом. В первом
кругообороте Луны необходимые для него свойства насаждаются в
нем Духами Мудрости, во-втором — Духами Движения, в третьем —
Духами формы, в четвертом — Духами Личности и в пятом —
Духами Огня. В точности, эта деятельность Духов Огня протекает
опять одновременно с работою Духов Личности над астральным
телом, таким образом, с середины четвертого кругооборота Луны и
переходя в пятый.
Если рассматривать в это время человеческого предка в
целом, как он сложился на Луне, то можно сказать: начиная с
середины четвертого кругооборота Луны, человек состоит из
физического тела, в котором работают Сыны Сумрака, из эфирного
тела, в котором работают Духи Огня, наконец, из астрального
тела, в котором работают Духи Личности.
Что Духи Сумрака в этот период развития обрабатывают
физическое тело, это означает для них, что они поднимаются
теперь до ступени человечности, как это сделали на Сатурне Духи
Личности, а на СолнцеДухи Огня в том же кругообороте. Нужно
представить себе, что «зачатки чувств» физического тела,
которые теперь также развились дальше, с середины четвертого
круговорота Луны могут быть использованы Духами Сумрака для
восприятия при их помощи внешних предметов и событий на Луне.
Сам человек только на Земле разовьется настолько, чтобы с
половины четвертого кругооборота быть в состоянии самому
пользоваться этими чувствами. Зато около середины пятого
кругооборота («круга») Луны он достигает того, что
бессознательно может уже работать над физическим телом. Этой
работой он создает себе в смутности своего сознания первый
зачаток того, что называется «Само-дух» (Manas, =>ср. мою

«Теософию»|2.|0.<=). Этот "Само-дух" достигает затем полного раскрытия в дальнейшем ходе развития человечества. Это есть то, что составит позднее, в соединении с Alma -- "Духо-человеком" не Budhi -- "Жизне-духом", высшую духовную часть человека. Как на Сатурне Престолы или Духи Воли пронизали "Духо-человека" (Alma), а на Солнце то же самое по отношению к "Жизне-духу" (Budhi) сделали Херувимы, так теперь совершают это Серафимы по отношению к "Само-духу" (Manas). Они пронизывают его и тем насаждают в нем способность, которая на позднейших ступенях развития -- на Земле -- превратится в ту человеческую способность представления, благодаря которой человек может, как мыслящее существо, вступать в отношение к окружающему его миру. Здесь надо тотчас же сказать, что с середины шестого кругооборота Луны снова вступает "Жизне-дух" (Budhi), а с середины седьмого "Духо-человек" (Alma), и оба соединяются с "Само-духом", так что к концу всего мирового периода Луны уже оказывается подготовленным "высший человек". Последний затем погружается в сон вместе со всем, что развилось на Луне, и проходит период покоя (пралайю), чтобы продолжать свое развитие на планете Земля. Между тем, как с середины пятого кругооборота Луны, и далее в шестом, человек в смутном сознании работает над своим физическим телом, над эфирным телом его работают Духи Сумрака. В предыдущую эпоху ("круг") они своею работою над физическим телом, как было показано выше, приготовили себя к тому,чтобы сменить теперь в эфирном теле Духов Огня, которые с своей стороны перенимают от Духов Личности работу над астральным телом. Духи же личности тем временем поднялись в более высокие сферы. Работа Духов Сумрака над эфирным телом означает, что они связывают свои собственные состояния сознания с образами сознания

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн