Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

и этот процесс оставляется текучим. Ощущающая субстанция
вовлекается в построение более высокого порядка. Можно назвать это
построение Я-организацией. Тем самым ощущающая субстанция преобразуется еще
раз. Возникает тройной субстанциальный поток. К этой троичности восходит
внутреннее устройство человека и его внешний облик. Благодаря этому он
становится носителем самосознающей духовной жизни. Вплоть до мельчайших
частиц субстанции человек сформирован как плод этой Я-организации.
Можно проследить теперь этот процесс формирования со стороны
субстанции. При поступенчатом преобразовании субстанция предстает как
процесс отделения, обособления высшей ступени от низшей и как построение
форм из субстанции более высокого порядка. В случае растения из безжизненной
субстанции отделяется живая субстанция. Притекающие на землю эфирные силы
действуют в ней как силы образования формы. Сначала происходит не отделение
в собственном смысле, но полное преобразование физической субстанции
эфирными силами. Но это имеет место только в формировании семени. Только тут
может произойти полное преобразование субстанции, ибо семя защищено от
воздействия физических сил посредством окутывающей его материнской оболочки.
Как только семя освободилось от материнской оболочки, силовые воздействия в
растении тотчас распределяются так, что возникает субстанциальный процесс,
стремящийся к области эфирного, и другой, в котором субстанция вновь
тяготеет к физическому формированию. Появляются такие начала в существе
растения, которые устремлены к жизни, и такие, которые склоняются к
отмиранию. Последние предстают как выделяющие начала растительного
организма. Особенно характерный пример этого выделения можно наблюдать в
формировании коры дерева.
У животного происходит двоякий процесс обособления и двоякий процесс
выделения. К недоведенному до завершения растительному потоку, сохраняемому
в текучем состоянии, прибавляется преобразование живой субстанции в
ощущающую. Ощущающая субстанция обособляется от просто живой. И здесь
имеется уже субстанция, тяготеющая к ощущающему бытию, и другая субстанция,
устремленная прочь от него, обратно к одной только растительной жизни.
Но в организме происходит взаимовлияние всех его членов, поэтому у
животного процессы выделения первого порядка — в сторону безжизненного —
дальше отстоят от чисто минерального, чем аналогичные процессы выделения у
растения, которые весьма родственны полностью лишенному жизни, минеральному
как таковому. То, что выявляется как образование субстанции коры растения,
все больше тяготеющей к минеральному и даже отпадающей от него по мере
минерализации, — это предстает у животного в виде продуктов выделения из
пищеварения. Оно дальше отстоит от минерального по сравнению с процессом
осаждения, выделения у растений.
У человека из ощущающей субстанции отделяется, обосабливается
субстанция, которая затем становится носителем самосознающего духа. Но
непрерывно происходит и процесс осаждения, выделения с образованием
субстанции, которая склоняется обратно к только ощущающей деятельности. Тем
самым животное начало предстает внутри человеческого организма как
непрерывный процесс выделения.
При бодрствовании животного организма процессы отделения, обособления
(Absonderung) и образования форм из этого обособленного (Absordenten), равно
как и осаждение, выделение (Abscheidung) ощущающей субстанции происходит под
влиянием астральной деятельности. У человека к этому присоединяется
деятельность Я-организма. Во сне астральный организм и организм-Я действуют
не прямо. Но субстанция все равно уже захвачена их деятельностью, которая
длится как по инерции. Субстанция, которая однажды была так внутренне
проформирована, как это производят астральная организация и Я-организация,
продолжает действовать в заложенном ими смысле и во время сна, — в силу
некоей инерции.
Таким образом, нельзя говорить о спящем человеке как о носителе одной
лишь вегетативной деятельности организма. Астральная организация и
Я-организация продолжают действовать в построенной ими субстанции и в
состоянии сна. Различие сна и бодрствования не
в том, что происходит чередование человечески-животной и
вегетативно-физической деятельности. Истинное положение вещей совершенно
иное. При бодрствовании — ощущающая субстанция и та, что способна быть
носителем самосознательного духа, временно извлекаются из целостного
организма и ставятся на службу астрального тела и Я-организации. Тогда
физический и эфирный организм принуждены работать таким образом, что в них
действуют только силы, исходящие из земли, и силы, в нее втекающие. При
таком способе действия физический и эфирный организм доступны охвату
астрального тела и Я-организации только извне. А в состоянии сна они
внутренне проникаются субстанциями, которые образованы под влиянием
астрального тела и Я-организации. В то время как на спящего человека из
вселенной, извне действуют только исходящие из земли и притекающие к ней
силы, — изнутри над ним трудятся субстанциальные силы, которые были
подготовлены астральным телом и Я-организацией.
Если назвать ощущающую субстанцию «остатком» астрального тела, а
субстанцию, выстроенную под влиянием Я-организации тоже «остатком»
последней, тогда можно сказать: в бодрствующем человеческом организме
действуют сами астральное тело и Я-организация, во сне трудятся их
субстанциальные остатки.
Бодрствуя, человек живет в таком роде деятельности, который приводит
его посредством астрального тела и Я-организации в связь с внешним миром; в
состоянии сна физический и эфирный организм живут тем, что субстанциально
превратилось в «остатки» астральной и Я-организации. Поэтому любую
субстанцию, которая, как, например, кислород в дыхании, поглощается и во
сне, и в состоянии бодрствования, — следует различать по способу действия в
зависимости от того, о каком из этих двух состояний идет речь. Воспринятый
извне кислород по своей собственной природе действует усыпляюще, — не
пробуждающе. Повышенное поступление кислорода действует анормально
усыпляющим образом. В бодрственном состоянии астральное тело постоянно
побеждает это усыпляющее действие, связанное с потреблением кислорода. Как
только астральное тело прекращает воздействовать на физическое тело,
кислород развивает свои собственные свойства: он усыпляет.

КРОВЬ И НЕРВ
Особенно впечатляюще деятельность указанных структур человека
соотносится с его целостным организмом в процессах образования крови и в
процессах образования нервов. Пока процесс образования крови происходит на
уровне проработки воспринятых извне питательных веществ, он находится под
знаком Я-организации. Я-организация действует здесь начиная с процессов,
сопровождаемых осознанным ощущением — в области языка, неба, — и вплоть до
бессознательных и подсознательных процессов — в работе пепсина,
панкреатического сока, желчи и т.д. — Затем активность Я-организации отходит
на задний план и при дальнейшем превращении питательной субстанции в
субстанцию крови преимущественно действует астральное тело. Так продолжается
и далее, вплоть до момента, когда кровь встречается с воздухом (кислородом)
в процессе дыхания. Здесь свою основную деятельность разворачивает уже
эфирное тело. В выдыхаемой углекислоте, прежде чем она покинет тело, мы
имеем дело преимущественно с живой — не ощущающей и не мертвой —
субстанцией. (Живущим является все то, что несет в себе деятельность
эфирного тела). Основная масса этой живой углекислоты удаляется из
организма; но небольшая часть действует в организме дальше в тех процессах,
средоточием которых является организация головы. Эта часть углекислоты
обнаруживает сильную тенденцию перейти в безжизненное, неорганическое, хотя
совсем мертвой она не становится.
В нервной системе происходит обратное. В симпатической системе,
пронизывающей органы пищеварения, правит преимущественно эфирное тело.
Имеющиеся тут органы нервной системы сами по себе является, главным образом,
только живыми органами. Астральная и Я-организации действуют на них не
внутренне организующе, но извне. Поэтому действия Я — и астральной
организаций в этих нервных органах имеют на них более мощное влияние.
Аффекты и страсти оказывают длительное, значительное воздействие на
симпатические нервы. Горе и заботы постепенно разрушают эту нервную систему.
Нервная система спинного мозга со всеми ее ответвлениями является
объектом преимущественного воздействия астральной организаций. Поэтому она
носитель душевного

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн