высшего воспитания души и
духа. Это будут указания, которым, в сущности следовать всякий,
независимо от других правил и благодаря которым но может
сделать несколько шагов в области тайноведения.
Нужно в особенности стремиться выработать в себе терпение.
Всякое нетерпеливое движение действует парализующим и даже
убийственным образом на дремлющие в человеке высшие
способности. Нельзя требовать, чтобы в тот же день открылись
безграничные прозрения в высшие миры. Ибо тогда-то они, как
общее правило, наверно и не настанут. Довольство даже самым
незначительным достигнутым успехом, спокойствие и
невозмутимость все более должны овладевать душой. — Вполне
понятно, что ученик нетерпеливо ожидает результатов. Но тем не
менее он ничего не достигнет, пока не победит своего
нетерпения. И совершенно бесполезно, если он будет только в
обыкновенном смысле слова подавлять нетерпение. От этого оно
станет лишь сильнее. Он будет лишь обманываться относительно
него, тем прочнее наляжет в глубинах души. Можно достигнуть
чего-нибудь только тогда, если постоянно все снова и снова
отдаваться одной вполне определенной мысли, если сделать ее
окончательно своей. Эта мысль такова: «Я должен все сделать для
развития моей души и духа; но я буду совершенно спокойно ждать
, пока высшие силы найдут меня достойным определенного
просветления». Если эта мысль сделается в человеке настолько
могущественной, что она станет чертой его характера, тогда он
на правильном пути. Тогда эта черта характера отразится у него
и во внешнем. Выражение его глаз станет спокойным, движения
уверенными, решения определенными и все, что называют
нервностью, постепенно отойдет от него. Маленькие,
незначительные с виду правила могут иметь при этом большое
значение. Например, кто-нибудь наносит нам оскорбление. Прежде,
до нашего оккультного воспитания, мы обращали наше чувство
против оскорбителя. Внутри нас поднималось раздражение. Но в
духовном ученике в этом случае тотчас же возникает мысль: «Это
оскорбление ничего не меняет в моем достоинстве»; и тогда он
спокойно и невозмутимо, а не из раздражения, предпринимает то,
что надлежит сделать против оскорбления. Конечно, дело вовсе не
в том, чтобы, например, просто сносить всякое оскорбление, а в
том, чтобы отвечать на оскорбление своей собственной личности
столь же спокойно и уверенно, как если бы оно было нанесено
другому, которого мы имеем право защищать от оскорблений. —
Всегда нужно помнить, что духовное ученичество протекает не в
грубых внешних процессах, но в тонких и тихих превращениях
жизни чувств и мыслей.
Терпение действует притягательно на сокровища высшего
знания, а нетерпение действует на них отталкивающим образом.
Торопливостью и беспокойством ничего нельзя достигнуть в высших
областях бытия. Прежде всего должны умолкнуть желание и
вожделение. Это свойства души, перед которыми пугливо отступает
всякое высшее знание. Как бы ни было ценно все высшее познание,
но чтобы оно могло прийти к нам, нельзя его желать. Кто хочет
иметь его ради самого себя, никогда его не достигнет. — Для
этого требуется прежде всего быть правдивым перед самим собой в
самой глубине души. Нужно ни в чем не обманываться относительно
себя. Надо с внутренней правдивостью смотреть в лицо своим
собственным ошибкам, слабостям и недостаткам. — В то мгновение,
когда ты извиняешь перед собой какую-нибудь свою слабость, ты
кладешь себе камень на пути, ведущим тебя ввысь. Эти камни ты
сможешь устранить только посредством ясного познания себя.
Существует единственный путь оставить свои слабости и
недостатки, — это правильно познать их. В душе человека дремлет
все и все может быть пробуждено. Свой рассудок и разум человек
может также исправить, если он спокойно и невозмутимо уяснит
себе, почему он слаб в этом отношении. Конечно, такое
самопознание трудно, ибо соблазн самообмана непомерно велик.
Кто приучит себя к правдивости перед самим собой, тот откроет
У духовного ученика должно исчезнуть всякое любопытство.
Он должен как можно больше отучиться от вопросов о вещах,
которые он хочет знать только для удовлетворения своей личной
любознательности. Он должен спрашивать только о том, что может
послужить ему к усовершенствованию его существа на служении
развитию. Но при всем том радость знания и преданность ему
отнюдь не должны ослабевать в нем. Он должен благоговейно
прислушиваться ко всему, что служит для этой цели и искать
всякого повода для такого благоговения.
В особенности необходимо для духовного развития воспитание
жизни желаний. Совсем не нужно становиться лишенным всяких
желаний. Ибо всего, чего нам надо достигнуть, мы должны также и
желать. И желание всегда осуществляется, если за ним стоит одна
совсем особая сила. Эта сила происходит из правильного
познания. «Никак не желать, пока ты в данной области не
приобрел истинного знания», — одно из золотых правил для
духовного ученика. Мудрец учится сначала познанию законов мира
и тогда его желания становятся силами, которые осуществляются.
— Приведем здесь пример, поясняющий это. Многие, наверное,
пожелают посредством собственного созерцания узнать что-либо до
своей жизни до рождения. Это желание вполне бесцельно и
бесплодно, пока желающий путем духовного обучения, не
приобретет познания законов — и при том в их самых тонких и
нежных чертах — о сущности вечного. Когда же он действительно
усвоит себе это познание и затем захочет пойти дальше, то его
очищенное и облагороженное желание послужит ему на помощь.
Бесполезно также говорить: да, я хочу обозреть мою
предыдущую жизнь и для этой именно цели буду учиться.
Необходимо наоборот, быть в состоянии совершенно отбросить это
желание, с корнем вырвать его из себя и учиться сначала без
этого намерения. Надо развить в себе радость и преданность
познаваемому без указанного намерения. Ибо только таким путем
человек научается в то же время желать таким образом, чтобы
желание могло повлечь за собой свое исполнение.
x x x
Когда я бываю в гневе или раздражаюсь, я воздвигаю в мире
души вокруг себя стену, и ко мне не имеют доступа силы,
работающие над развитием моих душевных очей. Если, например,
человек раздражает меня, то он посылает в мир душ душевный
поток. Я до тех пор не могу видеть этого потока, пока я еще
способен раздражаться. Мое раздражение застилает его от меня.
Но не следует думать, что у меня тотчас же душевное
(астральное) зрение, как только я перестану раздражаться. Ибо
для этого необходимо сначала, чтобы у меня развилось духовное
око. Задаток этого ока есть в каждом человеке. И пробуждается
оно также не сразу, как только человек немного поборет свою
раздражительность. Нужно, напротив, продолжать эту борьбу и
терпеливо все снова и снова возвращаться к ней; и тогда человек
однажды заметит, что у него развилось это душевное око.
Конечно, раздражение является не единственным, что нужно
побороть с этой целью. Многие впадают в нетерпение или начинают
сомневаться, после того, как они долгие годы боролись с
некоторыми своими душевными свойствами, и все же у них не
наступило ясновидения. Но это значит тогда, что они работали в
себе над одними свойствами, а другим давали разрастаться с тем
большей силой. Дар ясновидения наступает только тогда, когда
побеждены все свойства, не позволяющие проявиться
соответственным дремлющим способностям. Правда, зачатки видения
(или слышания) появляются и раньше: но это нежные ростки,
которые легко подвержены всевозможным ошибкам и столь же легко
отмирают, если человек не продолжает тщательно охранять и
беречь их.
К числу свойств, которые необходимо преодолеть наравне с
гневом и раздражительностью принадлежат, например, также:
робость, суеверие и склонность к предрассудкам
(предосуждениям), тщеславие и честолюбие, любопытство и
излишняя откровенность, различное отношение к людям в
зависимости от их внешнего положения, пола или племени и т.д..
В наше время довольно трудно понять, что преодоление подобных