Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

высшего воспитания души и

духа. Это будут указания, которым, в сущности следовать всякий,

независимо от других правил и благодаря которым но может

сделать несколько шагов в области тайноведения.

Нужно в особенности стремиться выработать в себе терпение.

Всякое нетерпеливое движение действует парализующим и даже

убийственным образом на дремлющие в человеке высшие

способности. Нельзя требовать, чтобы в тот же день открылись

безграничные прозрения в высшие миры. Ибо тогда-то они, как

общее правило, наверно и не настанут. Довольство даже самым

незначительным достигнутым успехом, спокойствие и

невозмутимость все более должны овладевать душой. — Вполне

понятно, что ученик нетерпеливо ожидает результатов. Но тем не

менее он ничего не достигнет, пока не победит своего

нетерпения. И совершенно бесполезно, если он будет только в

обыкновенном смысле слова подавлять нетерпение. От этого оно

станет лишь сильнее. Он будет лишь обманываться относительно

него, тем прочнее наляжет в глубинах души. Можно достигнуть

чего-нибудь только тогда, если постоянно все снова и снова

отдаваться одной вполне определенной мысли, если сделать ее

окончательно своей. Эта мысль такова: «Я должен все сделать для

развития моей души и духа; но я буду совершенно спокойно ждать

, пока высшие силы найдут меня достойным определенного

просветления». Если эта мысль сделается в человеке настолько

могущественной, что она станет чертой его характера, тогда он

на правильном пути. Тогда эта черта характера отразится у него

и во внешнем. Выражение его глаз станет спокойным, движения

уверенными, решения определенными и все, что называют

нервностью, постепенно отойдет от него. Маленькие,

незначительные с виду правила могут иметь при этом большое

значение. Например, кто-нибудь наносит нам оскорбление. Прежде,

до нашего оккультного воспитания, мы обращали наше чувство

против оскорбителя. Внутри нас поднималось раздражение. Но в

духовном ученике в этом случае тотчас же возникает мысль: «Это

оскорбление ничего не меняет в моем достоинстве»; и тогда он

спокойно и невозмутимо, а не из раздражения, предпринимает то,

что надлежит сделать против оскорбления. Конечно, дело вовсе не

в том, чтобы, например, просто сносить всякое оскорбление, а в

том, чтобы отвечать на оскорбление своей собственной личности

столь же спокойно и уверенно, как если бы оно было нанесено

другому, которого мы имеем право защищать от оскорблений. —

Всегда нужно помнить, что духовное ученичество протекает не в

грубых внешних процессах, но в тонких и тихих превращениях

жизни чувств и мыслей.

Терпение действует притягательно на сокровища высшего

знания, а нетерпение действует на них отталкивающим образом.

Торопливостью и беспокойством ничего нельзя достигнуть в высших

областях бытия. Прежде всего должны умолкнуть желание и

вожделение. Это свойства души, перед которыми пугливо отступает

всякое высшее знание. Как бы ни было ценно все высшее познание,

но чтобы оно могло прийти к нам, нельзя его желать. Кто хочет

иметь его ради самого себя, никогда его не достигнет. — Для

этого требуется прежде всего быть правдивым перед самим собой в

самой глубине души. Нужно ни в чем не обманываться относительно

себя. Надо с внутренней правдивостью смотреть в лицо своим

собственным ошибкам, слабостям и недостаткам. — В то мгновение,

когда ты извиняешь перед собой какую-нибудь свою слабость, ты

кладешь себе камень на пути, ведущим тебя ввысь. Эти камни ты

сможешь устранить только посредством ясного познания себя.

Существует единственный путь оставить свои слабости и

недостатки, — это правильно познать их. В душе человека дремлет

все и все может быть пробуждено. Свой рассудок и разум человек

может также исправить, если он спокойно и невозмутимо уяснит

себе, почему он слаб в этом отношении. Конечно, такое

самопознание трудно, ибо соблазн самообмана непомерно велик.

Кто приучит себя к правдивости перед самим собой, тот откроет

себе врата высшего прозрения.

У духовного ученика должно исчезнуть всякое любопытство.

Он должен как можно больше отучиться от вопросов о вещах,

которые он хочет знать только для удовлетворения своей личной

любознательности. Он должен спрашивать только о том, что может

послужить ему к усовершенствованию его существа на служении

развитию. Но при всем том радость знания и преданность ему

отнюдь не должны ослабевать в нем. Он должен благоговейно

прислушиваться ко всему, что служит для этой цели и искать

всякого повода для такого благоговения.

В особенности необходимо для духовного развития воспитание

жизни желаний. Совсем не нужно становиться лишенным всяких

желаний. Ибо всего, чего нам надо достигнуть, мы должны также и

желать. И желание всегда осуществляется, если за ним стоит одна

совсем особая сила. Эта сила происходит из правильного

познания. «Никак не желать, пока ты в данной области не

приобрел истинного знания», — одно из золотых правил для

духовного ученика. Мудрец учится сначала познанию законов мира

и тогда его желания становятся силами, которые осуществляются.

— Приведем здесь пример, поясняющий это. Многие, наверное,

пожелают посредством собственного созерцания узнать что-либо до

своей жизни до рождения. Это желание вполне бесцельно и

бесплодно, пока желающий путем духовного обучения, не

приобретет познания законов — и при том в их самых тонких и

нежных чертах — о сущности вечного. Когда же он действительно

усвоит себе это познание и затем захочет пойти дальше, то его

очищенное и облагороженное желание послужит ему на помощь.

Бесполезно также говорить: да, я хочу обозреть мою

предыдущую жизнь и для этой именно цели буду учиться.

Необходимо наоборот, быть в состоянии совершенно отбросить это

желание, с корнем вырвать его из себя и учиться сначала без

этого намерения. Надо развить в себе радость и преданность

познаваемому без указанного намерения. Ибо только таким путем

человек научается в то же время желать таким образом, чтобы

желание могло повлечь за собой свое исполнение.

x x x

Когда я бываю в гневе или раздражаюсь, я воздвигаю в мире

души вокруг себя стену, и ко мне не имеют доступа силы,

работающие над развитием моих душевных очей. Если, например,

человек раздражает меня, то он посылает в мир душ душевный

поток. Я до тех пор не могу видеть этого потока, пока я еще

способен раздражаться. Мое раздражение застилает его от меня.

Но не следует думать, что у меня тотчас же душевное

(астральное) зрение, как только я перестану раздражаться. Ибо

для этого необходимо сначала, чтобы у меня развилось духовное

око. Задаток этого ока есть в каждом человеке. И пробуждается

оно также не сразу, как только человек немного поборет свою

раздражительность. Нужно, напротив, продолжать эту борьбу и

терпеливо все снова и снова возвращаться к ней; и тогда человек

однажды заметит, что у него развилось это душевное око.

Конечно, раздражение является не единственным, что нужно

побороть с этой целью. Многие впадают в нетерпение или начинают

сомневаться, после того, как они долгие годы боролись с

некоторыми своими душевными свойствами, и все же у них не

наступило ясновидения. Но это значит тогда, что они работали в

себе над одними свойствами, а другим давали разрастаться с тем

большей силой. Дар ясновидения наступает только тогда, когда

побеждены все свойства, не позволяющие проявиться

соответственным дремлющим способностям. Правда, зачатки видения

(или слышания) появляются и раньше: но это нежные ростки,

которые легко подвержены всевозможным ошибкам и столь же легко

отмирают, если человек не продолжает тщательно охранять и

беречь их.

К числу свойств, которые необходимо преодолеть наравне с

гневом и раздражительностью принадлежат, например, также:

робость, суеверие и склонность к предрассудкам

(предосуждениям), тщеславие и честолюбие, любопытство и

излишняя откровенность, различное отношение к людям в

зависимости от их внешнего положения, пола или племени и т.д..

В наше время довольно трудно понять, что преодоление подобных

свойств может иметь какое-либо отношение

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн