Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

и эта
перегруженность неорганическим подействует так, что Я-организация в этой
части тела будет всегда отставать от астральной активности. Но поскольку вся
форма человеческого организма есть результат деятельности именно
Я-организации, то из указанного нарушения разовьется деформация
соответствующих органов. То есть в этих местах человеческий организм будет
иметь тенденцию выпадать из присущей ему формы.

СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОЦЕССЫ ВЫДЕЛЕНИЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОРГАНИЗМЕ
Человеческое тело, как и другие организмы, образуется из полужидкого
состояния. Однако для своего

формирования оно должно постоянно снабжаться также и газообразными
веществами. Важнейшим из них является приносимый дыханием кислород.
Рассмотрим сначала какую-нибудь твердую часть тела, например, костную
структуру. Она осаждается из полужидкого. В процессе этого осаждения
активная Я-организация. В этом может убедиться всякий, кто проследит
развитие костной системы. Она развивается по мере того, как человек сквозь
весь эмбриональный и детский период постепенно обретает свою человеческую
форму — выражение Я-организации. При превращении белка, которое лежит в
основе этого процесса отделяются чужие астральные и эфирные силы этой
белковой субстанциии; затем белок проходит через неорганическое состояние;
при этом он должен становиться жидким. В этом состоянии он должен быть
воспринят Я-организацией, действующей в тепле, и направлен к собственному
человеческому эфирному телу. Он становится человеческим белком. До
превращения в костную субстанцию перед ним еще долгий путь.
Необходимо, чтобы после своего превращения в человеческий белок он
приобрел способность воспринимать и преобразовывать углекислый и
фосфорнокислый кальций и т.п. Для этого ему нужно пройти некоторую
промежуточную ступень. Он должен попасть под влияние газообразного элемента.
Именно воздухообразное вносит в белок продукт превращения углеводов. Тем
самым возникают субстанции, становящиеся основой для отдельных
органообразований. Здесь мы имеем дело не с готовыми субстанциями
определенных органов, к примеру, не субстанциями печени или костей, но с
некоторой более общей субстанцией, из которой, в принципе, могут быть
сформированы все отдельные органы тела. В формировании законченного облика
органов действует Я-организация. В указанной еще недифференцированной
органо-субстанции действует астральное тело. У животного астральное тело
само занимается и формированием законченных обликов органов; у человека же
эта деятельность астрального тела, а вместе с ней и животная природа вообще,
остается лишь общим фоном, на котором разворачивается деятельность
Я-организации. Становление животным у человека не доводится до конца; на
определенном пункте своего пути оно прерывается и замещается благодаря
Я-организации чисто человеческим становлением.
Эта Я-организация живет целиком и полностью в различных степенях
элемента тепла. Она как бы вынимает отдельные органы человека из общего
астрального человеческого существа. При этом Я-организация так действует на
общую, предоставленную астральным телом субстанцию, что повышает или
понижает состояние тепла прорабатываемого ею органа.
Если она его понижает, то начинается процесс отвердения, и в эту общую
субстанцию включаются неорганические субстанции — тогда перед нами основа
формирования костей. Включаемые при этом субстанции суть соли.
Если же она его повышает, тогда формируются органы, чьи функции состоят
в растворении органического, в переносе этого растворенного в жидкое или
газообразное состояние.
Допустим, что Я-организация не находит в организме достаточно тепла для
того, чтобы повышать уровень теплоты, необходимый для данных органов. Тогда
органы, которые должны заниматься в организме растворением, оказываются
отклонены к деятельности отвердения. Они обретают болезнетворную тенденцию,
— ту тенденцию, которая на своем месте, в костях, является здоровой.
Далее, — когда Я-организация уже сформировала кость, то она становится
органом, отпущенным Я-организацией из ее собственной [ ]области.
Кость тогда находится в состоянии, при котором Я-организация уже не
охватывает ее изнутри, но пользуется ею извне. Кость тогда выводится из
области роста и строительства организма и слу[ ]жит Я-организации
уже только механически для осуществления телесных движений. Лишь малая
часть, остаток внутренней деятельности Я-организации продолжает пронизывать
кость в течение всей дальнейшей жизни, потому что она все-таки остается
структурным членом организма и не должна совсем выпадать из сферы живого.
Органами, которые по указанным причинам могут переходить к формирующей
деятельности, схожей с той, что происходит в костях, — являются кровеносные
сосуды. В них тогда наступает так называемое обызвествление (склероз). То
есть Я-организация некоторым образом изгоняется из этой органосистемы.
Противоположный случай наступает тогда, когда Я-организация оказывается
неспособна на необходимое для костной системы понижение тепла. Тогда кости
уподобляются органам, которые в принципе должны заниматься растворением.
Кости в этом случае не могут из-за недостаточной отверждающей деятельности
предоставить нужную основу для включения в себя солей. Таким образом,
заключительная фаза созревания костной структуры, принадлежащая сфере
Я-организации, не имеет места вообще. Астральная деятельность не
останавливается в нужном пункте своего развития и идет дальше. То есть
возникают тенденции к неправильному структурированию форм; ибо здоровое
формообразование может происходить только в сфере Я-организации.
Тут мы имеем дело с заболеваниями, подобными рахиту. Исходя из всего
вышесказанного видно, как те или иные человеческие органы связаны с
основополагающими тенденциями своей деятельности. Кость возникает в сфере
Я-организации. Когда формирование кости окончено, она уже только служит
Я-организации, которая впредь ее не формирует, но лишь использует для
совершения произвольных движений. То же самое происходит со всем тем, что
возникает в сфере астарльной организации. Там формируются
недифференцированные субстанции и силы. Они выступают повсюду внутри тела
как основа для дальнейшего дифференцированного органообразования. Астральная
деятельность доводит их до известной ступени; затем она уже только
пользуется ими. Весь человеческий организм пропитан полужидким элементом, в
котором царит астрально ориентированная деятельность.
Эта деятельность изживается в процессах обособления (Absonderungen),
которые предназначены формировать организм в направлении высших членов. Один
из видов так ориентированого обособления мы находим в продуктах секреции
желез, играющих каждая свою роль в общей экономике организма. Затем, наряду
с этими видами секреции вовнутрь организма, имеются и такие, которые
являются собственно выделениями во внешнюю среду. Заблуждаются, когда видят
в этих выделениях лишь то, что не востребовано организмом из пищевых
субстанций и потому выбрасывается наружу. Ведь дело как раз не в том, что
организм просто выкидывает вовне те или иные вещества, а именно в самом
осуществлении тех видов деятельности, которые он совершает при их выведении.
В исполнении этой работы покоится нечто, что необходимо самому организму для
его стабильности. Эти деятельности нужны организму в той же мере, в какой
ему нужна работа по приему или запасанию тех или иных веществ. Ибо сущность
органической активности как таковой в здоровом соотношении обоих видов
деятельности.
Так в выделениях вовне мы имеем результат астрально ориентированной
работы организма. А когда в выделениях имеются вещества доведенные до
ступени неорганического, — то значит в них живет еще и Я-организация. И
такой род жизни Я-организации имеет даже совершенно особое значение. Ибо
сила, используемая для такого выделения вовне, вызывает определенную реакцию
вовнутрь, некоторое противодействие (Gegendruck), которое необходимо для
здорового состояния организма. Так мочевая кислота, выделяемая с мочой,
порождает в качестве такого направленного вовнутрь противодействия настоящую
склонность организма ко сну. Слишком малое содержание мочевой кислоты в моче
при слишком большом ее содержании в крови приводит к недостаточному по
длительности сну. которого тогда недостает для здорового состояния
организма.

О СУЩНОСТИ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ОБ ИСЦЕЛЕНИИ
Боль, появляющаяся где-либо в организме, есть переживание в астральном
теле и в Я. Оба — астральное тело и Я — внедрены определенным образом в
физическое и эфирное тело, пока человек бодрствует. [ ]Когда
наступает сон, физическое и эфирное тело выполняют одну только органическую
деятельность. Астральное тело и Я отделены от них.
Во время сна организм возвращается к таким способам действия, которые
свойственны начальному периоду его развития — эмбриональному периоду и
детскому возрасту. В бодрствовании

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн