Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

легко перепутать нелепое и суеверное с истинным.
Некоторые, которые охотно довольствуются голой верой в «сверх-чувственное»
найдут, что в этой книге мышлению требуется слишком многое. Но дело идет
действительно в данных здесь сообщениях не только о том, что нечто будет
сообщено, но о том, что изложенное есть таковое, как оно соразмерно некому
добросовестному рассмотрению в соответствующей области жизни. Это есть ведь
область, где высочайшие вещи с безсовестным шарлатанством и познание с
суеверием в действительной жизни так легко соприкасаются и где они прежде
всего так легко могут быть перепутаны.

Кто знаком со сверх-чувственным исследованием, при чтении книги пожалуй
заметит, что было попробовано, чтобы строго соблюдать границы между тем, что
из области сверх-чувственных познаний в настоящее время может и должно быть
сообщено и тем, что к более позднему времени или, по крайней мере, в другой
форме надлежит быть изложеным.

Написано в Декабре 1909
Рудольф Штайнер
«Предварительные замечания к четвертому изданию»

Кто предпринимает изложить Духовно-научные результаты исследований
такого рода, как они обозначены в этой книге, должен прежде всего считаться
с тем, что в настоящее время этот род в широчайших кругах будет
рассматриваться как некий невозможный. Однако в последующих изложениях будут
высказаны вещи, о которых некое, в наше время считающееся как строгое,
мышление утверждает, что они «для человеческой интеллигенции
предположительно вообще остаются неразрешимыми». — Кто знает и умеет ценить
основания, которые приводят многих серьезных личностей к тому, чтобы
утверждать такую невозможность, тот пожелает всегда опять сделать заново
попытку показать, на каких недоразумениях основывается верование, что
человеческому пониманию отказано некое проникновение в сверх-чувственные
миры.

Ибо пред-располагается двоякое. Во-первых, никакая человеческая Душа
при более глубоком размышлении не сможет надолго замкнуть себя перед фактом,
что ее самые важные вопросы о смысле и значении жизни должны были бы
остаться неотвеченными, если не существовало бы доступа к сверх-чувственным
Мирам. Можно теоретически насчет этого факта обмануть себя; глубины Душевной
жизни не идут однако вместе с этим само-обманом. — Кто не желает слушать эти
Душевные глубины, тот высказывания о сверх-чувственных Мирах
естественно-мерно отклонит. Однако есть именно люди, чье число поистине не
мало, которые не могут вести себя глухо напротив требованиям этих глубин.
Они должны всегда стучаться во врата, которые по мнению других, закрывают
«непостижимое».

Во-вторых, изложения «строгого мышления» никоим образом не есть таковы,
чтобы мало внимать им (gering zu achten). Кто занимает себя с ними, тот
будет там, где они должны быть приняты серьезно, эту серьезность полностью
со-чувствовать. Писатель этой книги не желал бы, быть рассматриваем как
некий такой, который с легким сердцем себя ставит прочь над (sich
hinwegsetzt ьber) громадной работой мысли, которая была приложена, чтобы
определить границы человеческого интеллекта. Эта работа мысли не позволяет,
чтобы разделаться с ней несколькими речевыми оборотами о «школьной мудрости»
и им подобными. Так, как она выступает во многих случаях, имеет она свой
источник в истинной борьбе (Ringen) познания и подлинной остроте ума. — Да,
следует еще признать много большее: что есть основания, которые были
выставлены за то, что то познание, которое в настоящее время считается
научным, не может проникать в сверх-чувственные Миры, и эти основания есть в
известном смысле неопровержимы.

Потому что, это писателем этой книги без дальнейшего признается самим,
поэтому некоторым может показаться совсем странным, что он теперь все же
предпринимает, чтобы делать высказывания, которые соотносят себя на
сверх-чувственные Миры. Кажется ведь почти исключенным, чтобы некто,
основания за непознаваемость сверх-чувственных Миров в известном смысле
допускает действенными и тем не менее говорит об этих сверх-чувственных
Мирах.

И все же так можно себя вести. И можно в то же время понимать, что это
поведение будет ощущаться как полно-противоречивое. Именно не каждый
пускается в те опыты, которые делают, когда с человеческим рассудком
подвигаются к сверх-чувственной области. Здесь оказывается, что
доказательства этого рассудка могут быть вполне неопровержимы; и что они,
вопреки их неопровержимости, для действительности не являются необходимо
решающими. Вместо всяких теоретических споров будь здесь попробовано то,
чтобы через некое сравнение привести некое понимание. Что сравнения сами не
являются доказательными, будет при этом признано без дальнейшего; однако это
не мешает тому, что они часто делают понятным то, что должно быть выражено.

Человеческое познание так, как оно работает в повседневной жизни и в
обычной науке, действительно так устроено, что не может проникать в
сверх-чувственные Миры. Это есть неопровержимо чтобы доказывать; единственно
только это доказательство может для некого известного рода Душевной жизни
иметь никакую другую ценность как такое доказательство, которое некто желал
бы предпринять, чтобы показать, что природный глаз человека со своей
способностью зрения не может проникать вплоть до малых клеток живого
существа или вплоть до устроенности далеких Небесных тел. Как правильно и
доказуемо есть утверждение: что обычная способность зрения не проникает
вплоть до клеток, так же правильно и доказуемо есть другое, что обычное
познание не может проникать в сверх-чувственные Миры. И все же
доказательство решает, что обычная способность зрения должна остановиться
перед клетками, и ничего против исследования клеток. Почему же
доказательство, что обычная способность познания должна остановиться перед
сверх-чувственными Мирами, должно решать нечто против исследуемости этих
Миров?

Можно почувствовать ощущение, которое некоторые должны иметь при этом
сравнении. Можно самому со-ощутить, когда будут сомневаться, что некто всю
серьезность упомянутой работы мысли также только угадывает, кто выступает
напротив этой работе с таким сравнением. И все же тот, кто это пишет, не
только проникнут этой серьезностью, но он есть того взгляда, что эта работа
мысли причисляется к благороднейшим достижениям (Leistungen) человечества.
Доказывать, что человеческая способность зрения не могла бы без
вооруженности проникать к клеткам, было бы, все-таки, неким ненужным
начинанием; что в строгом мышлении будет осознаваться природа этого
мышления, есть необходимая Духовная работа. Что тот, кто отдает себя такой
работе, не замечает, что действительность может опровергать его, является
только полностью понятным. Как мало в пред-замечаниях к этой книге может
быть места, чтобы входить в некоторые «опровержения» первых изданий со
стороны таких личностей, у которых отсутствует всякое понимание достигаемого
(Erstrebte) или которые направляют свои неистинные нападки на личность
составителя, так же много должно быть подчеркнуто, что в книге
недооценивание серьезной научной мыслительной работы может предполагать
только тот, кто желает замкнуть себя перед осмысленостью (Gesinnung)
изложений.

Познание человека может быть укреплено, усилено, как может быть усилена
способность зрения глаза. Только есть средства усиления познания полностью
Духовного рода; они есть внутренние, чисто Душевные отправления. Они состоят
в том, что в этой книге описывается как медитация, концентрация (созерцание,
Kontemplation). Обычная Душевная жизнь завязана на инструменты тела;
усиленная Душевная жизнь делает себя свободной от этого. Существуют
направления мысли настоящего времени, для которых некое такое утверждение
должно казаться совершенно бессмысленным, для которых оно должно
основываться лишь на само-обмане. Такие направления мысли легко найдут это
со своей точки зрения, чтобы доказать, как „вся Душевная жизнь»
завязана на невную систему. Тот, кто стоит на точке зрения, с которой
написана эта книга, полностью понимает такие доказательства. Он понимает
людей, которые говорят, будто только поверхностность могла бы утверждать,
что можно иметь какую-нибудь, независимую от тела, Душевную жизнь. Людей,
которые полностью убеждены, что для таких Душевных переживаний
предрасполагается некая совместная связь с жизнью нервов, которую
„Духовно-научный дилентализм» только не разлядывает.

Здесь стоят тому, что излагается в этой книге, известные — полностью
понимаемые — привычки мышления

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн