Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

(Ссылка ##1)

Что здесь, как капля проникает внутрь в сознательную Душу, это называет
Тайноведение «Дух (Geist)». Так является сознательная Душа связанной с
Духом, который есть скрытое в всем проявленном. Если человек теперь хочет
охватить Дух во всех проявлениях, то он должен это делать тем же самым
образом, как он охватывает Я в сознательной Душе. Он должен деятельность,
которая привела его к восприиятию этого Я, обратить на проявленный мир.
Через это, однако, развивает он себя к высшим ступеням своего существа. Он
приставляет новое телесным и Душевным членам. Следующим является то, что он
завоевывает также еще сам то, что лежит скрытым в низших членах его Души. И
это происходит через его, исходящую из Я, работу над своей Душой. Как
человек находится в этой работе, это будет наглядным, если человека, который
предается еще полностью низким вожделениям и так называемым чувственным
удовольствиям сравнить с благородным идеалистом. Последний возникнет из
первого, если он отвратит от себя определенные низкие наклонности и
обратится к высшим. Через это он подействовал из Я облагораживающе,
одухотворяюще на свою Душу. Я стало господином внутри Душевной жизни. Это
может идти так далеко, что в Душе никакое вожделение, никакое удовольствие
не захватит место, без того чтобы, Я не являлось той властью, которая
позволяет допуск. Таким образом, вся Душа тогда становится проявлением Я,
как прежде была только сознательная Душа. В основе, вся культурная жизнь и
все Духовное стремление человека состоит из работы, которая имеет целью
такое господство Я. Каждый, живущий в настоящее время человек захвачен этой
работой: желает он это или нет, обладет он сознанием этого факта или нет.

Через такую работу, однако, идут вверх к более высоким ступеням
человеческого существа. Человек развивает через нее новые члены своего
существа. Таковые лежат как скрытое позади для него проявленного. Человек
может, однако, не только через работу над своей Душой из Я, сделать себя
господином этой Души, так что она из проявленного скрытое выявит, но он
может эту работу также расширить. Он может пере-наброситься на астральное
тело. Через это овладевает Я этим астральным телом, тем, что оно объединяет
себя с этим скрытым существом. Такое, через Я завоеванное, им превращенное
астральное тело может быть названо Само-Дух (Geistselbst). (Это есть то же
самое, что следуя восточной мудрости, называют «Манас (Manas)».) В Само-Духе
дан более высокий член человеческого существа, такой, который в нем как бы
имеется в наличии зародышно и который в ходе его работы над самим собой
выходит все больше и больше. (См. замечание #2)

Как человек завоевывает свое астральное тело через то, что он проникает
к скрытым силам, которые стоят позади него, так же происходит это в ходе
развития с эфирным телом. Работа над этим эфирным телом есть, однако, более
интенсивна, чем таковая над астральным телом; ибо то, что скрывает себя в
первом, это облачено в два покрова, скрытое астрального тела, однако же,
облачено только в один покров. Можно образовать себе понятие различия в
работе над обоими телами, тем, что указывают на известные изменения, которые
могут выступать у человека в ходе его развития. Мыслят сначала, как
развиваются известные Душевные качества человека, когда Я работает над
Душой. Как могут измениться удовольствия и вожделения, радость и боль.
Человек должен здесь только поразмыслить о времени своего детства. Отчего
имел он здесь свою радость; что причинило ему страдание? Что выучил он к
тому, что он в детстве умел? Все это, однако, есть только выражение того,
как Я достигало господство над астральным телом. Ибо таковое есть, ведь,
носитель удовольствия и страдания, радости и боли. И сравнивают с этим, как
мало изменяются в ходе времени другие известные качества человека, например,
его темперамент, глубокие особенности его характера и так далее. Человек,
который как ребенок является вспыльчивым, часто сохранит известные стороны
вспыльчивости также для своего развития в более позднюю жизнь. Это является
так выделяющимся, что существуют мыслители, которые вообще отрицают, что
основной характер человека может измененяться. Они предполагают, что таковой
есть нечто остающееся через жизнь, что проявляет себя только с одной или с
другой стороны. Такое суждение основывается, однако, только на неком
недостатке в наблюдении. Кто имеет смысл для того, чтобы видеть такие вещи,
становится ясно, что также характер и темперамент человека изменяются под
влиянием его Я. Все-таки, есть это изменение, в соотношении к изменению
прежде обозначенных качеств, некое медленное. Можно употребить сравнение,
что соотношение обоих изменений есть как продвижение часовой стрелки часов в
отношении к минутной стрелке. Теперь, принадлежат силы, которые задействуют
это изменение характера или темперамента, скрытой области эфирного тела. Они
являются одного рода с силами, которые господствуют в царстве жизни, итак с
силами роста, с силами питания и такими, которые служат размножению. На эти
вещи будет через дальнейшие высказывания этого писания брошен правильный
свет. — Итак не тогда, когда человек только предается удовольствию и
страданию, радости и боли, работает Я над астральным телом, но когда
изменяются особенности этих Душевных качеств. И именно также прострается
работа на эфирное тело, когда Я обращает свою деятельность на изменение
качеств характера, темперамента и так далее. Также над этим последним
изменением работает каждый человек: осознает он это или нет. Наисильнейшие
импульсы, которые работают в обыкновенной жизни над таким изменением, есть
религиозные. Если Я побуждениям, которые проистекают из религии, позволяет
всегда опять воздействовать на себя, то они образуют в нем некую власть,
которая воздействует плоть до эфирного тела и преобразует его именно также,
как незначительные побуждения жизни воздействуют на превращение астрального
тела. Эти незначительные побуждения жизни, которые через обучение,
размышление, облагораживание чувств и так далее, подступают к человеку,
подлежат многообразному меняющемуся бытию; религиозные ощущения
отпечатывают, однако, во всем мышлении, чувствовании и волении нечто
едино-образное (Einheitliches). Они как бы расширяют общий, единый свет над
всей жизнью Души. Человек думает и чувствует сегодня это, завтра то. К этому
ведут самые разнообразные поводы. Кто, однако, через свое, как угодно всегда
своеобразное религиозное ощущение, угадывает нечто, что проходит через все
изменения, тот будет то, что он сегодня думает и чувствует, именно также
соотносить на это осново-ощущение как и завтрашние переживания своей Души.
Религиозное вероисповедание имеет через это нечто проникновенное
(Durchgreifendes) в жизни Души; его влияния усиливаются в ходе времени все
больше, потому что они действуют в продолжающемся повторении. Поэтому они
приобретают власть воздействать на эфирное тело. — Аналогичным образом
воздействуют влияния истинного искусства на человека. Если он через внешнюю
форму, через цвет и тон художественного творения проникнет представлением и
чувством Духовные основания такового, тогда действуют импульсы, которые Я
воспринимает через это, на самом деле также вплоть на эфирное тело. Если
такую мысль додумать до конца, то можно соразмерить, какое громадное
значение имеет искусство для всего человеческого развития. Этим указывается
только на то некоторое, что поставляет Я побуждения, чтобы действовать на
эфирное тело. Существуют многие подобные влияния в человеческой жизни,
которые не так открыто расположены для наблюдательного взора как упомянутые.
Однако уже из этого видно, что в человеке скрывается дальнейший член его
существа, который Я все больше разрабатывает. Этот член можно обозначать как
второй член Духа, и именно, как Жизне-Дух (Lebensgeist). (Это есть то же
самое, что следуя восточной мудрости, называют «Буддхи (Buddhi)».) Выражение
«Жизне-Дух» есть потому соответствующее, потому что в том, что оно
обозначает, действенны те же самые силы, что в «жизненном теле»; только в
этих силах, когда они проявляют себя как жизненное тело, человеческое Я не
является деятельным. Выражаются внешне они, однако, как Жизне-Дух, то
являются они проникнутыми деятельностью Я.

Интеллектуальное развитие человека, его очищение и облагораживание
чувств и внешних воле-проявлений являются мерой его превращения астрального
тела в Само-Дух; его религиозные переживания и некоторые другие опыты
отчеканивются в эфирном теле и делают таковой Жизне-Духом. При обычном ходе
жизни это происходит более или менее неосознанно, напротив, состоит так
называемое посвящение (Einweihung) человека в том, что через
сверх-чувственное познание ему указывается на средства, через которые он эту
работу в Само-Духе и Жизне-Духе полностью осознано может взять в свои руки.
Об этих средствах будет речь в более поздних частях этого писания. Пока что,
дело идет о том, чтобы показать, что в человеке, кроме Души

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн