Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

от этой его совместной связи с эфирным
телом. В мгновение, в которое также эта совместная связь прекращается,
погружаются образы в темноту безсознательности и сон без сновидений есть
здесь. Произвольное и часто абсурдное образов сна происходит, однако, от
того, что астральное тело из-за своего отделения от органов чувств
физического тела, свои образы не может соотносить на правильные предметы и
процессы внешнего окружения. Особенно ясным есть для этого факта,
рассмотрение такого сна, в котором Я в известной мере расщепляется. Если
некто, например, сновидит, он не может как ученик ответить на предложенный
ему учителем вопрос, в то время как он сразу после этого учителем самим
отвечается. Потому что сновидящий не может обслуживать себя органами
восприятия своего физического тела, он не есть в состоянии, оба процесса
соотнести на себя, как на того же самого человека. Итак, также чтобы
распознать самого себя как некое остающееся Я, принадлежит человеку прежде
всего оснащеность внешними органами восприятия. Только тогда, когда человек
приобрел бы себе способность, другим способом, чем через такие органы
восприятия, осознавать себе свое Я, было бы также вне его физического тела
остающееся Я для него воспринимаемым. Такие способности должно приобрести
себе сверх-чувственное сознание, и в этом писании о средствах к этому будет
в дальнейшем речь.

Также и смерть наступает ни через что другое, как через изменение в
совместной связи членов человеческого существа. Также и то, что в этом
отношении, выдает сверх-чувственное наблюдение, может быть видимо в своих
действиях в проявленном мире; и непредвзятая сила суждения через
рассмотрение внешней жизни найдет также здесь сообщения сверх-чувственного
познания подтвержденными. Однако, выражение невидимого в видимом для этих
фактов является менее открыто лежащим, и имеют более значительные
затруднения, чтобы вполне ощутить вес того, что в процессах внешней жизни
говорит подтверждающе для сообщений сверх-чувственного познания в этой
области. Еще ближе чем для некоторого в этом писании уже обсужденного, лежит
здесь, чтобы объявить эти сообщения просто как фантастические образования,
если желают замкнуть себя познанию, как в чувственном содержится четкое
указание на сверх-чувственное.

В то время как, при переходе в сон астральное тело освобождает себя
только от своей связи с эфирным телом и физическиим телом, последние все-же
остаются связанными, наступает со смертью отделение физического тела от
эфирного тела. Физическое тело остается предоставленным своим собственным
силам и должно распадаться поэтому как труп. Для эфирного тела, однако,
отныне со смертью наступает состояние, в котором оно в течение времени между
рождением и смертью ни разу не было — не считая исключительных состояний, о
которых еще должно будет говориться. Оно является, именно теперь,
объединенным со своим астральным телом, без того чтобы физическое тело при
этом есть. Ибо не непосредственно после наступления смерти, отделяются
эфирное тело и астральное тело. Они удерживаются вместе некоторое время
через некую силу, о которой легко понять, что она должна быть в наличии. Не
была бы она имено в наличии, то эфирное тело вообще не могло бы отделить
себя от физического тела. Ибо оно будет совместно удерживаться с таковым:
это показывает сон, где астральное тело не есть в состоянии, чтобы отделить
друг от друга оба эти члена человека. Эта сила вступает в действенность при
смерти. Она отделяет эфирное тело от физического, так что первое оказывается
теперь связанным с астральным телом. Сверх-чувственное наблюдение
показывает, что эта связь для разных людей после смерти является различной.
Длительность ее измеряется днями. Об этой временной длительности здесь
должна быть пока только ознакомительная речь. — Позднее, отделяется затем
астральное тело также от своего эфирного тела и идет без такового своими
путями дальше. Во время связи обоих тел человек есть в состоянии, через
которое он может воспринимать переживания своего астрального тело. Пока
физическое тело есть здесь, должно с отделением астрального тела от него
сразу начаться работа извне, чтобы освежить использованные органы. Является
физическое тело отделенным, то отпадает и такая работа прочь. Все-же сила,
которая прилагается на нее, когда человек спит, остается после смерти, и она
может быть теперь использована для другого. Она будет употреблена теперь к
тому, чтобы сделать собственные процессы астрального тела воспринимаемыми.

Некое, на внешнее жизни приставшее, наблюдение, может всегда-таки
сказать: Это есть все утверждения, которые ясны одаренному сверх-чувственным
восприятием; для некого другого человека не имеется, однако, никакая
возможность, проникнуть к их истинности. Дело, все-же, не есть таково. Что
сверх-чувственное познание наблюдает также на этой, удаленной от обычного
наблюдения области: оно может обычной силой суждения, после того как оно
обнаруженно, быть схвачено. Эта сила суждения должна только совместные связи
жизни, которые предрасполагаются в проявленном, поставить перед собой
правильным образом. Представление (Vorstellen), чувствование (Fьhlen) и
воление (Wollen) стоят между собой и, со сделанными человеком во внешнем
мире, переживаниями в таком соотношении, что они остаются непонятными, если
образ их проявленной действенности не принимается как выражение
непроявленного. Эта проявленная действенность проясняется для суждения
только: когда она в своем ходе в физический жизни человека может
рассматриваться как результат того, что сверх-чувственное познание
устанавливает для не-физического. Находятся напротив этой действенности без
сверх-чувственного познания, как в некой темной комнате без света. Как видят
физические предметы окружения только при свете, так же то, что разыгрывается
через Душевную жизнь человека, становится понятным только через
сверх-чувственное познание.

Во время связи человека со своим физическим телом вступает внешний мир
в отображениях (Abbildern) в сознание; после оставления этого тела, будет
воспринимаемым, что переживает астральное тело, когда оно ни через какие
физические органы чувств не связано с этим внешним миром. Новые переживания
не имеет оно сначала. Связь с эфирным телом препятствует ему в том, чтобы
переживать нечто новое. Чем он, однако, обладает это есть воспоминание
прошедшей жизни. Имеющееся еще в наличии эфирное тело, позволяет появиться
этому как некая охватывающая, полная жизни картина. Это есть первое
переживание человека после смерти. Он воспринимает жизнь между рождением и
смертью, как распростертый перед ним ряд образов. Во время этой жизни
воспоминание имеется в наличии только в состоянии бодрствования, когда
человек связан со своим физическим телом. Оно только настолько имеется в
наличии, насколько такое тело это допускает. Душа ничто не теряет из того,
что в жизни на нее производит впечатление. Было бы физическое тело для этого
совершенным инструментом: должно было бы в каждое мгновение жизни возможным,
чтобы все его прошлое выколдовать перед Душой. Со смертью такое препятствие
прекращается. Пока эфирное тело человеку остается сохраненным,
устанавливается некая известная совершенность воспоминания. Она исчезает,
однако, в массе того, в чем эфирное тело теряет форму, которую оно имело во
время своего пребывания в физическом теле и которая была аналогична
физическому телу. Это есть, ведь, также основание, почему астральное тело
отделяется от эфирного тела после некоторого времени. Оно может только так
долго оставаться объединенным с таковым, пока эфирное тело продлевает
физическому телу соответствующую ему форму. — Во время жизни между рождением
и смертью отделение эфирного тела наступает только в исключительных случаях
и только на короткое время. Если человек, например, нагружает один из своих
членов, то часть эфирного тела может отделить себя от физического. О таком
члене, с которым это есть такой случай, говорят, что он «онемел
(eingeschlafen)». И своебразное чувство, которое тогда ощущают, происходит
от отделения эфирного тела. (Естественно, некий материалистический образ
представления может также здесь опять отрицать невидимое в видимом и
сказать: это все происходит только от, задействованного через давление,
физического нарушения.) Сверх-чувственное наблюдение может в таком случае
видеть, как соответствующая часть эфирного тела выделяется из физического.
Когда теперь человек переживает совсем необычный испуг или подобный ему, то
для некой большой части тела на совсем короткое время, некое такое отделение
эфирного тела может последовать. Это есть тогда такой случай, когда человек
через что-угодно, видит себя близким к смерти, когда он, например, тонет или
при горном предприятии ему угрожает падение. Что рассказывают люди, которые
такое пережили, это приходит на самом деле

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн