приводить указанное здесь
требование оккультных учителей в связи с каким-либо внешним,
хотя бы, например, политическим требованием, с которым духовное
обучение не может иметь ничего общего. Политические агитаторы
обыкновенно «знают», чего нужно требовать от других людей, но о
требованиях к самим себе у них реже бывает речь.
С этим непосредственно связано третье условие, необходимое
для духовного ученичества. Ученик должен суметь пробиться к
убеждению, что его мысли и чувства имеют для мира такое же
значение, как и его действия. Нужно признать, что одинаково
губительно если я ненавижу моего ближнего или если я ударю его.
Тогда я прийду также к сознанию, что совершенствуя себя, я
совершаю нечто не только для себя, но и для мира. Из моих
чистых чувств и мыслей мир извлечет совершенно такую же пользу,
как и из моего доброго поведения. Пока я не могу поверить в это
мировое значение моей внутренней жизни, до тех пор я не гожусь
в духовные ученики. Я только тогда исполняюсь правильной веры в
значение моего внутреннего мира, моей души, когда работаю над
этим душевным совершенно так же, как если бы оно было по
крайней мере столь же действительным, как и все внешнее. Я
должен признать, что мое чувство имеет такое же действие, как и
дело моих рук.
Тем самым высказано уже собственно и четвертое условие;
условие того взгляда, что собственное существо человека
заключается не во внешнем, а во внутреннем. Кто смотрит на себя
только как на продукт внешнего мира, как на результат
физического мира, тот ничего не может достигнуть в деле
духовного обучения. Чувство, что ты — душевно-духовное
существо, составляет основу этого обучения. Кто достигнет этого
чувства, тот способен тогда различать между внутренними
обстоятельством и внешним успехом. Он узнает, что одно не может
измеряться другим. Духовный ученик должен найти истинную
середину между тем, что предписывают внешние условия и тем, что
он сам признает правильным для своего поведения. Он не должен
насильно навязывать своим окружающим ничего такого, для чего
они еще не могут иметь настоящего разумения; но он должен быть
совершенно свободным также и от наклонности делать только то,
что может встретить признание среди окружающих. Он должен
искать признания для своих истин единственно только в голосе
своей честно стремящейся к познанию души. Но у своего
окружающего он должен как можно больше учиться, чтобы
разобрать, что именно полезно и пригодно для этого окружающего.
Таким образом он разовьет в себе то, что в тайноведении
называют «духовными весами». На одной чашке весов лежит
«открытое» для нужд внешнего мира «сердце», а на другой —
«внутренняя твердость и непоколебимая выдержка».
Это указывает нам на пятое условие: постоянство в
преследовании однажды принятого решения. Ничто не может
заставить духовного ученика отказаться от принятого решения,
кроме разве только прозрения, что он впал в заблуждение. Всякое
решение есть сила и даже если эта сила и не приводит к
непосредственному результату там, куда она направлена, она
все-таки оказывает свое действие. Результат имеет решающее
значение там, где побуждающим к действию служит вожделение. Но
все действия, совершаемые их вожделения, не имеют никакой цены
для высшего мира. Здесь решает только любовь к данному
поступку. В этой любви должно изживаться все, что побуждает
духовного ученика к поступку. И тогда он не устанет все снова
переводить свое решение в действие, сколько бы раз его ни
постигала неудача. Так приходит он к тому, чтобы не дожидаться
внешнего результата своих действий, но довольствоваться самими
действиями. Он научается приносить в жертву миру свои поступки
и даже все свое существо, безразлично, как бы мир ни принимал
его жертвы. Кто желает стать духовным учеником, должен быть
готов к этому жертвенному служению.
Шестое условие — развитие чувства благодарности ко всему,
что дается человеку. Он должен знать, что собственное его бытие
есть дар всей вселенной. Чего только ни требуется, чтобы каждый
из нас мог получить и продлить свое бытие! Как многим мы
обязаны природе и другим людям! К таким мыслям должны быть
склонны те, кто ищут духовного ученичества. Кто не в состоянии
отдаться таким мыслям, тот не может развить в себе
всеобъемлющей любви, необходимой для достижения высших
познаний. То, чего я не люблю, не может мне открыться. А каждое
откровение должно наполнять меня благодарностью, ибо через него
я становлюсь богаче.
Все описанные условия должны соединяться в седьмом:
неуклонно смотреть на жизнь в том духе, который требуется этими
условиями. Благодаря этому ученик получает возможность придать
своей жизни целостностный отпечаток. Отдельные проявления его
жизни будут находиться в согласии, а не в противоречии друг с
другом. Он будет подготовлен к тому покою, к которому он должен
прийти при первых же своих шагах в духовном ученичестве.
Если у кого-нибудь есть серьезное и истинное намерение
выполнить эти условия, тогда он может решиться на духовное
ученичество. Он найдет себя готовым последовать приведенным
советам. Пусть многое в этих советах покажется иному чем-то
внешним. Такой человек, пожалуй, скажет, что по его мнению,
ученичество должно было бы протекать в менее строгих формах. Но
все внутреннее должно изживаться во внешнем. И как еще не
существует картины, пока она возникла в только голове
художника, так и духовного ученичества не может быть без
внешнего выражения. Только те пренебрежительно относятся к
строгим формам, кто не знает, что во внешнем должно выражать
себя все внутреннее. Правда, что важен дух вещи, а не форма. Но
как форма ничтожна без духа, так и дух остался бы без дел, если
бы он не создал себе формы. Приведенные условия способны
сделать духовного ученика достаточно сильным для выполнения и
дальнейших требований, которые должно предъявить к нему
духовное ученичество. Если ему будет недоставать этих условий,
он будет останавливаться в недоумении перед каждым новым
требованием. Без них у него не будет необходимого ему доверия к
людям, а на доверии и на истинной любви к людям должно быть
построено все стремление к истине. Оно должно быть построено на
этом, хотя проистекать оно может не из этого, а только из силы
собственной души. И любовь должна постепенно расшириться в
любовь ко всем существам и даже ко всему бытию. Кто не выполнит
названных условий, у того не будет также и совершенной любви ко
всему созиданию, ко всякому творчеству, не будет склонности
отказаться от всякого разрушения и уничтожения как таковых.
Духовный ученик должен стать таким, чтобы ничего не уничтожать
ради самого уничтожения не только в действиях, но и в словах, в
чувствах и мыслях. Радостью должно быть для него всякое
возникновение и становление; и он только тогда бывает вправе
что-либо уничтожить, если он в состоянии из уничтожения и через
уничтожение способствовать новой жизни. Отсюда не следует, что
духовный ученик должен спокойно наблюдать, как пышно
разрастается дурное; но он должен даже в дурном искать тех
сторон, при помощи которых он может обратить его в добро. Для
него становится все яснее, что самой верной борьбой с дурным и
несовершенным, является созидание доброго и совершенного.
Духовный ученик знает, что из ничего нельзя создать чего-либо,
но что несовершенное можно превратить в совершенное. Кто
разовьет в себе наклонность к созиданию, тот скоро найдет и
способность правильно относиться к дурному.
Вступающий в духовное ученичество должен уяснить себе, что
с помощью его надлежит строить, а не разрушать. Поэтому он
должен принести с собой готовность к честной, самоотверженной
работе, а не к критике и разрушению. Он должен быть способен к
благоговению, ибо ему предстоит учиться тому, чего он еще не
знает. Он должен благоговейно взирать к тому, что открывается.
Работа и благоговение — вот основные чувства, которые требуются
от духовного ученика. Иному придется узнать, что он не
подвигается вперед в ученичестве, несмотря на то, что, по его
мнению, он неутомимо работает. Это происходит от того, работу и
благоговение он понял не в истинном смысле. Работа,
предпринимается ради успеха, будет иметь наименьший успех и
обучение, которое протекает без благоговения меньше