Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

приводить указанное здесь

требование оккультных учителей в связи с каким-либо внешним,

хотя бы, например, политическим требованием, с которым духовное

обучение не может иметь ничего общего. Политические агитаторы

обыкновенно «знают», чего нужно требовать от других людей, но о

требованиях к самим себе у них реже бывает речь.

С этим непосредственно связано третье условие, необходимое

для духовного ученичества. Ученик должен суметь пробиться к

убеждению, что его мысли и чувства имеют для мира такое же

значение, как и его действия. Нужно признать, что одинаково

губительно если я ненавижу моего ближнего или если я ударю его.

Тогда я прийду также к сознанию, что совершенствуя себя, я

совершаю нечто не только для себя, но и для мира. Из моих

чистых чувств и мыслей мир извлечет совершенно такую же пользу,

как и из моего доброго поведения. Пока я не могу поверить в это

мировое значение моей внутренней жизни, до тех пор я не гожусь

в духовные ученики. Я только тогда исполняюсь правильной веры в

значение моего внутреннего мира, моей души, когда работаю над

этим душевным совершенно так же, как если бы оно было по

крайней мере столь же действительным, как и все внешнее. Я

должен признать, что мое чувство имеет такое же действие, как и

дело моих рук.

Тем самым высказано уже собственно и четвертое условие;

условие того взгляда, что собственное существо человека

заключается не во внешнем, а во внутреннем. Кто смотрит на себя

только как на продукт внешнего мира, как на результат

физического мира, тот ничего не может достигнуть в деле

духовного обучения. Чувство, что ты — душевно-духовное

существо, составляет основу этого обучения. Кто достигнет этого

чувства, тот способен тогда различать между внутренними

обстоятельством и внешним успехом. Он узнает, что одно не может

измеряться другим. Духовный ученик должен найти истинную

середину между тем, что предписывают внешние условия и тем, что

он сам признает правильным для своего поведения. Он не должен

насильно навязывать своим окружающим ничего такого, для чего

они еще не могут иметь настоящего разумения; но он должен быть

совершенно свободным также и от наклонности делать только то,

что может встретить признание среди окружающих. Он должен

искать признания для своих истин единственно только в голосе

своей честно стремящейся к познанию души. Но у своего

окружающего он должен как можно больше учиться, чтобы

разобрать, что именно полезно и пригодно для этого окружающего.

Таким образом он разовьет в себе то, что в тайноведении

называют «духовными весами». На одной чашке весов лежит

«открытое» для нужд внешнего мира «сердце», а на другой

«внутренняя твердость и непоколебимая выдержка».

Это указывает нам на пятое условие: постоянство в

преследовании однажды принятого решения. Ничто не может

заставить духовного ученика отказаться от принятого решения,

кроме разве только прозрения, что он впал в заблуждение. Всякое

решение есть сила и даже если эта сила и не приводит к

непосредственному результату там, куда она направлена, она

все-таки оказывает свое действие. Результат имеет решающее

значение там, где побуждающим к действию служит вожделение. Но

все действия, совершаемые их вожделения, не имеют никакой цены

для высшего мира. Здесь решает только любовь к данному

поступку. В этой любви должно изживаться все, что побуждает

духовного ученика к поступку. И тогда он не устанет все снова

переводить свое решение в действие, сколько бы раз его ни

постигала неудача. Так приходит он к тому, чтобы не дожидаться

внешнего результата своих действий, но довольствоваться самими

действиями. Он научается приносить в жертву миру свои поступки

и даже все свое существо, безразлично, как бы мир ни принимал

его жертвы. Кто желает стать духовным учеником, должен быть

готов к этому жертвенному служению.

Шестое условиеразвитие чувства благодарности ко всему,

что дается человеку. Он должен знать, что собственное его бытие

есть дар всей вселенной. Чего только ни требуется, чтобы каждый

из нас мог получить и продлить свое бытие! Как многим мы

обязаны природе и другим людям! К таким мыслям должны быть

склонны те, кто ищут духовного ученичества. Кто не в состоянии

отдаться таким мыслям, тот не может развить в себе

всеобъемлющей любви, необходимой для достижения высших

познаний. То, чего я не люблю, не может мне открыться. А каждое

откровение должно наполнять меня благодарностью, ибо через него

я становлюсь богаче.

Все описанные условия должны соединяться в седьмом:

неуклонно смотреть на жизнь в том духе, который требуется этими

условиями. Благодаря этому ученик получает возможность придать

своей жизни целостностный отпечаток. Отдельные проявления его

жизни будут находиться в согласии, а не в противоречии друг с

другом. Он будет подготовлен к тому покою, к которому он должен

прийти при первых же своих шагах в духовном ученичестве.

Если у кого-нибудь есть серьезное и истинное намерение

выполнить эти условия, тогда он может решиться на духовное

ученичество. Он найдет себя готовым последовать приведенным

советам. Пусть многое в этих советах покажется иному чем-то

внешним. Такой человек, пожалуй, скажет, что по его мнению,

ученичество должно было бы протекать в менее строгих формах. Но

все внутреннее должно изживаться во внешнем. И как еще не

существует картины, пока она возникла в только голове

художника, так и духовного ученичества не может быть без

внешнего выражения. Только те пренебрежительно относятся к

строгим формам, кто не знает, что во внешнем должно выражать

себя все внутреннее. Правда, что важен дух вещи, а не форма. Но

как форма ничтожна без духа, так и дух остался бы без дел, если

бы он не создал себе формы. Приведенные условия способны

сделать духовного ученика достаточно сильным для выполнения и

дальнейших требований, которые должно предъявить к нему

духовное ученичество. Если ему будет недоставать этих условий,

он будет останавливаться в недоумении перед каждым новым

требованием. Без них у него не будет необходимого ему доверия к

людям, а на доверии и на истинной любви к людям должно быть

построено все стремление к истине. Оно должно быть построено на

этом, хотя проистекать оно может не из этого, а только из силы

собственной души. И любовь должна постепенно расшириться в

любовь ко всем существам и даже ко всему бытию. Кто не выполнит

названных условий, у того не будет также и совершенной любви ко

всему созиданию, ко всякому творчеству, не будет склонности

отказаться от всякого разрушения и уничтожения как таковых.

Духовный ученик должен стать таким, чтобы ничего не уничтожать

ради самого уничтожения не только в действиях, но и в словах, в

чувствах и мыслях. Радостью должно быть для него всякое

возникновение и становление; и он только тогда бывает вправе

что-либо уничтожить, если он в состоянии из уничтожения и через

уничтожение способствовать новой жизни. Отсюда не следует, что

духовный ученик должен спокойно наблюдать, как пышно

разрастается дурное; но он должен даже в дурном искать тех

сторон, при помощи которых он может обратить его в добро. Для

него становится все яснее, что самой верной борьбой с дурным и

несовершенным, является созидание доброго и совершенного.

Духовный ученик знает, что из ничего нельзя создать чего-либо,

но что несовершенное можно превратить в совершенное. Кто

разовьет в себе наклонность к созиданию, тот скоро найдет и

способность правильно относиться к дурному.

Вступающий в духовное ученичество должен уяснить себе, что

с помощью его надлежит строить, а не разрушать. Поэтому он

должен принести с собой готовность к честной, самоотверженной

работе, а не к критике и разрушению. Он должен быть способен к

благоговению, ибо ему предстоит учиться тому, чего он еще не

знает. Он должен благоговейно взирать к тому, что открывается.

Работа и благоговение — вот основные чувства, которые требуются

от духовного ученика. Иному придется узнать, что он не

подвигается вперед в ученичестве, несмотря на то, что, по его

мнению, он неутомимо работает. Это происходит от того, работу и

благоговение он понял не в истинном смысле. Работа,

предпринимается ради успеха, будет иметь наименьший успех и

обучение, которое протекает без благоговения меньше

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн