Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

например, здесь может быть
воспринята сила, которая образует его форму. Только ведет себя то, что
проявляется здесь, как противоположность того, что встречается в чувственном
мире. Пространство, которое в последнем Мире наполнено Духовной массой,
появляется для Духовного взора как некий род полого пространства (Hohlraum);
однако вокруг этого полого пространства будет видна сила, которая образует
форму камня. Некий цвет, который имеет камень в чувственном мире, является в
Духовном, как переживание противо-цвета; итак, окрашенный красным камень
выглядит со стороны страны Духа как зеленоватый, зеленый переживается как
красноватый и так далее. Также другие качества появляются в своей
противоположности. Как камни, земляные массы и им подобное образуют твердую
землю — континентальную область — чувственного мира, так же составляют
совместно представленные образования «твердую землю» Духовного. — Все, что в
пределах чувственного мира есть жизнь, это является морской областью в
Духовном. Чувственному взору является жизнь в своих действиях у растений,
животных и людях. Духовному оку жизнь есть некое текучее существо, которое,
как моря и реки, проникает через Духо-страну. Еще лучше есть сравнение с
кровообращением в теле. Ибо в то время как моря и реки в чувственном мире
представляются как незакономерно распределеными, господствует в
распределении текучей жизни в стране Духа определенная закономерность, как в
кровообращении. Именно эта «текучая жизнь» будет одновременно восприниматься
как Духовные звучания. — Третья область страны Духа есть «воздушный
круговорот». То, что в чувственном мире выступает как чувство, это имеется в
области Духа таким через-проникающим (durchdringend) в наличии, как воздух
на Земле имеется в наличии. Некое море текучего чувства должно себе здесь
представлять. Страдание и боль, радость и восторг текут в этой области как
ветер и шторм в воздушном круговороте чувственного мира. Думают о неком
сражении, которое произойдет на Земле. Здесь стоят друг другу напротив не
только облики людей, которые может видеть чувственный глаз, но чувства стоят
против чувств, страсти против страстей; боли наполняют поле битвы равно так
как человеческие облики. Все, что здесь живет в страсти, в боли, в радости
победы, все это не только имеется в наличии, поскольку это раскрывает себя в
чувственно воспринимаемых воздействиях; это приходит Духовному чувству до
сознания как процесс воздушного круговорота в Духо-стране. Некое такое
событие в Духовном есть как гроза в физическом мире. И восприятие этого
события позволяет сравнить себя со слышанием слова в физическом мире.
Поэтому говорят: Как воздух обволакивает и проникает через существ Земли,
так же и «веющие Духовные слова» через существ и процессы Духо-страны.

И дальнейшие восприятия еще возможны в этом Духовном мире. Также то
имеется здесь в наличии, что позволяет сравнить себя с теплом и со светом
физического мира. Что как тепло земные вещи и существа пронизывает все в
Духо-стране, это есть сам мир мысли. Только нужно представлять здесь мысли
как живые, самостоятельные существа. Что человек охватывает в проявленном
мире как мысль, это есть как некая тень того, что живет как существо мысли в
Духо-стране. Думают себе мысль, как она имеется в наличии в человеке,
извлеченной из этого человека и как деятельное, действующее существо,
одаренное собственной внутренней жизнью, то имеют слабую образность
(Verbildlichung) того, что наполняет четвертую область Духо-страны. Что
человек воспринимает как мысль в своем физическом мире между рождением и
смертью, это есть только проявление мира мысли, как оно может быть
образовано через инструменты тел. Однако все, что человек лелеет при таких
мыслях, которые означают некое обогащение физического мира, это имеет свой
пра-источник (Ursprung) из этой области. Не обязательно при таких мыслях
думать только об идеях великих изобретателей, гениальных личностей, но можно
видеть у каждого человека, как он имеет «приходящие в голову идеи
(Einfдlle)», которыми он обязан не только лишь внешнему миру, но через
которые он этот внешний мир сам преобразует. Насколько приходят в
рассматрение чувства, страсти, повод к которым располагается во внешнем
мире, настолько должно эти чувства и так далее установить (verzetzen) в
третьей области страны Духа; все то, однако, что может так жить в
человеческой Душе, что человек становится творцом, что он действует
преобразующе и плодотворно на свое Миро-окружение: это будет проявлено в его
пра-собственном, сущностном облике в четвертой области Духовного мира. — Что
имеется в наличии в пятом регионе, позволено быть сравнимо с физическим
светом. Это есть в своем пра-собственном облике проявляющая себя мудрость.
Существа, которые изливают мудрость в свое окружение, как солнце свет на
физические существа, принадлежат этой области. Что будет освещено этой
мудростью, это показывает себя в своем истинном смысле и своем значении для
Духовного мира, как физическое существо показывает свой цвет, когда оно
будет освещено светом. — Существуют еще более высокие области Духо-страны;
они найдут свое представление в более позднем месте этого писания.

В этот мир погружается Я после смерти с выносом, который оно приносит с
собой из чувственной жизни. И такой вынос является еще объединенным с той
частью астрального тела, которая не отбрасывается в конце времени очищения.
Отбрасывается, ведь, только та часть, которая после смерти со своими
вожделениями и желаниями обращена к физической жизни. Погружение Я в
Духовный мир с тем, что оно усвоило себе из чувственного мира, позволяет
сравнить себя с всаживанием семени-зерна (Samenkorns) в созревающую землю.
Как это семя-зерно привлекает вещества и силы из своей окружающей среды, для
того чтобы развернуться в новое растение, таким же является развертывание и
рост существа Я, погруженного в Духовный мир. — В том, что воспринимает
некий орган, лежит также скрытой сила, через которую сам этот орган будет
образован. Глаз воспринимает свет. Однако без света не существовало бы
никакого глаза. Существа, которые проводят свою жизнь в темноте, не образуют
себе никаких органов для зрения. Так, однако, создан весь физический человек
из скрытых сил того, что будет восприниматься через члены тел. Физическое
тело построено через силы физического мира, эфирное тело через таковые
жизненного мира, и астральное тело сформировано из астрального мира. Если
теперь Я установлено в страну Духа, то встречаются ему именно те силы,
которые остаются скрытыми для физического восприятия. То, что становится
видимым в первой области Духо-страны, это есть Духовные существа, которые
всегда окружают человека и которые также построили его физическое тело. В
физическом мире человек воспринимает, итак, ничто иное, как проявления тех
Духовных сил, которые сформировали также его собственное физическое тело.
После смерти есть он сам именно среди этих формирующих сил, которые теперь
показывают ему себя в своем собственном, прежде скрытом облике. Именно так
есть он через вторую область среди сил, из которых состоит его эфирное тело;
в третьей области текут к нему силы, из которых разчленено его астральное
тело. Также и более высокие области страны Духа позволяют притекать к нему
теперь то, из чего он был построен в жизни между рождением и смертью.

Эти существа Духовного мира действуют отныне совместно с тем, что
человек принес с собой как плод из прежней жизни и что теперь становится
зародышем. И через это совместное действие строится человек, сначала, как
Духовное существо, снова. Во сне физическое тело и эфирное тело остаются
существовать; астральное тело и Я есть, хотя, извне их обоих, однако еще с
ними связанны. Что таковые принимают в таком состоянии от влияний Духовного
мира, может служить только, чтобы опять восстановить, истощенные во время
бодрствования, силы. После того, однако, как физическое и эфирное тело
отброшены и после времени очищения также те части астрального тела, которые
еще через свои вожделения совмесно связаны с физическим миром, становится
теперь все, что притекает к Я из Духовного мира, не только улучшателем
(Verbesser), но и ново-формирователем (Neugestalter). И после известного
времени, о котором должно говорить в более поздних частях этого писания,
вокруг Я членится астральное тело, которое опять может обитать в таком
эфирном теле и физическом теле, которые присущи человеку между рождением и
смертью. Человек может опять идти через некое рождение и явиться в неком
обновленном Земном существовании, которое теперь вчленило в себя плод
прежней жизни. Вплоть до ново-формирования (Neugestaltung) астрального тела
является человек свидетелем своего восстановления. Так как здесь силы
Духо-страны раскрываются ему не через внешние органы, но изнутри, как
собственное Я в

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн