Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

что они, итак, в известной мере принимают через воспитание
качества и способности, не является никаким возражением для того, кому
удается видеть сущностное. Ибо, не рассматривая то, что повсеместно в мире
находятся переходности, сливаются результаты дрессировки у некого животного
никоим образом не одинаковым родом со своим личным существом, как у
человека. Подчеркивают, ведь, даже то, как способности, которые
выдрессировываются у домашнего животного в совместной с человеком жизни,
наследуется, это называется сразу, что они воздействуют видо-соразмерно, не
личностно. Дарвин (Darwin) описывает, как собаки аппортируют, без того,
чтобы быть к этому приученными или это видеть. Кто желал бы утверждать то же
самое о человеческом воспитании?

Теперь, существуют мыслители, которые через свои наблюдения переходят
за мнение, что человек, через чисто унаследованные силы якобы составлен
совместно извне. Они возвышаются вплоть до мысли, что некое Духовное
существо, некая индивидуальность, предшествует телесному бытию и формирует
его. Но многие из них не находят, все-же, возможность, чтобы понять, что
существует повторяющаяся Земная жизнь и что в промежуточном бытии между
жизнями, плоды прежних являются со-формирующими силами. Приведем из ряда
таких мыслителей одного. Иммануэль Герман Фихте (Immanuel Hermann Fichte),
сын великого Фихте, приводит в своей «Антропологии» свои наблюдения, которые
приносят его (стр. 528) к следующему совместно-сведенному суждению:
«Родители не являются производителями в полном смысле: они предоставляют
органическое вещество, и не только лишь таковое, но одновременно то
посредническое, чувственно-нравственное, которое показывает себя в
темпераменте, в своебразной нравственной окраске, в определенной
спецификации склонностей и им подобном, чей общий источник выдается как
«фантазия», в том широком, нами указанном смысле. Во всех этих элементах
личности смешение и своеобразное соединение родительских Душ является
несомненным; поэтому является полностью обоснованным объяснять их как некий
голый продукт зачатия, еще к тому, для чего мы должны были решиться, чтобы
понимать зачатие, как действительный Душевный процесс. Но подлинного,
заключительного срединного пункта личности недостает как раз здесь; ибо при
более глубоко проникающем наблюдении получается, что также те нравственные
своеобразности есть только некая оболочка и некая инструметальность
(Werkzeugliches) подходящая, чтобы охватить в себе собственно Духовные
идеальные задатки человека, способствовать им или задерживать их в своем
развитии, никоим образом, однако, не является способной, чтобы позволить им
возникнуть из себя.» И далее здесь говорится: «Каждый пред-существует по
своему Духовному осново-облику (Grundgestalt), ибо, рассматривая Духовно,
никакой индивидуум не равняется другому, так же мало как один животный вид
равен остальным.» (стр. 532). Эти мысли достигают только так далеко, что они
в физическую телесность человека позволяют вступить Духовному существу. Так
как здесь его формирущие силы, однако, не будут выводиться из причин прежних
жизней, то каждый раз, когда возникает личность, такое Духовное существо
должно было бы происходить из божественной пра-основы. При такой предпосылке
не существовала бы, однако, никакая возможность, чтобы объяснить родство,
которое, ведь, устанавливает себя между задатками, пробивающимися из
человеческого Внутреннего и тем, что внедряется из внешнего Земного
окружения в ходе жизни в это Внутреннее. Человеческое Внутреннее, которое
для каждого отдельного человека происходит из некой божественной пра-основы,
должно было бы совсем чуждо противостоять тому, что выступает ему напротив в
Земной жизни. Только тогда не было бы — как это ведь фактически естьтого
случая, когда это Внутреннее человека уже было связано с Внешним, если оно
не первый раз во таковом живет. Непредвзятый воспитатель может ясно сделать
восприятие: я доношу из результатов Земной жизни до моего воспитанника
нечто, что хотя есть чуждо его только лишь унаследованным качествам, что
его, однако, все-же так привлекает (anmutet), как если он уже был бы при
работе, из которой эти результаты происходят. Только повторяющиеся Земные
жизни в совместной связи с изложенными Духовным исследованием фактами в
Духовной области между Земными жизнями: только это все может дать некое
удовлетворяющее объяснение всесторонне рассматриваемой жизни современного
человечества. — Подчеркнуто здесь говорится: «современного» человечества.
Ибо Духовное исследование получает, что, все-таки, однажды начался
кругооборот Земной жизни и что тогда установились другие взаимосвязи, чем
те, которые в настоящее время установились для Духовных существ, вступающих
в физическую оболочку человека. В следующих главах будет пройдено назад по
такому пра-временному состоянию человеческого существа. Если через это, из
результатов Духовной науки будет показано, как это человеческое существо
получило свой современный облик в совместной связи с Земным развитием, также
еще точнее могло бы быть указано на то, как Духовное сущностное ядро
человека проникает из сверх-чувственных Миров в телесные оболочки и как
образуется Духовный закон причинности, «человеческая судьба».
«Мировое развитие и человек»

Через предыдущие рассмотрения выдалось, что существо человека строится
из четырех членов: физического тела, жизненного тела, астрального тела и
Я-носителя. «Я» работает в пределах трех остальных членов и преобразует
таковые. Через такое преобразование на некой более низкой ступени возникают:
чувственная Душа, рассудочная Душа и сознательная Душа. На неком более
высоком уровне человеческого бытия образуются: Само-Дух, Жизне-Дух и
Духо-Человек. Эти члены человеческой природы стоят теперь в
многостороннейших взаимосвязях со всей Миро-вселенной. И их развитие зависит
совместно с развитием этой Миро-вселенной. Через рассмотрение этого развития
завоевывают прозрение в глубокие тайны этого человеческого существа.

Ясно, что жизнь человека по самым разнообразным направлениям имеет
отношения к окружению, к месту обитания, на котором он развивается. Теперь,
уже внешняя наука через ей данные факты была принуждена ко взгляду, что
Земля сама, это место обитания человека, в наиболее охватывающем смысле,
проделала некое развитие. Эта наука ссылается на состояния в Земном бытии, в
пределах которых человек еще не существовал в своей современной форме на
нашей Планете. Она показывает, как человечество от простых культурных
состояний медленно и постепенно развилось вверх к современным взаимосвязям.
Итак, также и эта наука приходит ко мнению, что существует некая совместная
связь между развитием человека и таковым Небесного тела, Земли.

Духовная наука (* Духовная наука, как видно из совместной связи, будет
здесь равнозначно используема с «Тайноведением», со сверх-чувственным
познанием.) прослеживает эту совместную связь через такое познание, которое
черпает свои факты из, через Духовные органы обостренного, восприятия. Она
прослеживает человека в обратном направлении в его ходе становления
(Werdegang). Ей показывается, что собственное внутреннее Духовное существо
человека прошло через ряд жизней на этой Земле. Так, однако, приходит
Духовное исследование к некому лежащему позади временному пункту, в который
в первый раз это внутреннее человеческое существо, в смысле настоящего
времени, вступило во внешнюю жизнь. В это первое Земное воплощение было так,
что «Я» начало задействовать себя в пределах трех тел, в астральном теле, в
жизненном теле, в физическом теле. И оно брало затем плоды этой работы с
собой в последующую жизнь.

Если отмеченным образом вплоть до этого временного пункта шагают в
рассмотрении в обратном направлении, то становится воспринимаемым, что «Я»
застает такое Земное состояние, в пределах которого три тела, физическое
тело, жизненное тело и астральное тело, уже развились и уже имеют известную
совместную связь. «Я» соединяется в первый раз с существом, которое состоит
из этих трех тел. Отныне, это «Я» разделяет участие в дальнейшем развитии
трех тел. Ранее они развились без такого человеко-Я вплоть до ступени, на
которой они встретили тогда это Я.

Духовная наука должна со своим исследованием еще дальше теперь идти
назад, если она желает ответить на вопросы: Как достигли три тела вплоть до
такой ступени развития, на которой они могли принять в себя «Я», и как это
само Я стало (geworden) и достигло способности действовать в пределах этих
тел?

Отвечание на эти вопросы только возможно, если прослеживается в
Духовно-научном смысле становление самой Земной Планеты (Erdenplanet). Через
такое исследование достигают до некого начала этой Земной Планеты. Тот образ
рассмотрения, который строит только на фактах физических чувств, не может
достичь вплоть до заключений-следствий, которые имеют нечто поделать с этим
Земным началом. Некий известный взгляд, который обслуживает себя такими
заключениями-следствиями, приходит к результату, что все вещественное Земли
образовалось из некого пра-тумана (Urnebel). Это не может быть задачей этого
писания, входить ближе в такие представления. Ибо для Духовного исследования
дело идет о том, чтобы не только лишь материальные процессы развития Земли
вовлекать в рассмотрение,

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн