Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

но прежде всего, находящиеся позади вещественного
Духовные причины. Если имеют перед собой человека, который поднимает руку,
то такое поднятие руки может побудить к двоякому способу рассмотрения. Можно
исследовать механизм руки и остального организма и пожелать так описывать
процесс, как он разыгрывается чисто физически. Можно, однако, также
направить Духовный взор на то, что происходит в Душе человека и что образует
Душевное побуждение для поднятия руки. Неким аналогичным образом, через
Духовное восприятие обученный исследователь, видит Духовные процессы. Для
него все преобразования в вещественном Земной Планеты являются проявлениями
Духовных сил, которые располагаются за вещественным. Если, однако, такое
Духовное наблюдение в жизни Земли идет все дальше назад, так приходит оно к
некому пункту развития, при котором все вещественное только начинает быть.
Это вещественное развивается из Духовного. Ранее только Духовное имеется в
наличии. Воспринимают через это Духовное наблюдение Духовное и видят, как в
дальнейшем следовании это Духовное как бы уплотняется отчасти до
вещественного. Имеют некий процесс перед собой, который — на некой высокой
ступени — так разыгрывается, как если рассматривают некий сосуд с водой, в
котором мало-помалу через искусно проводимые охлаждения образуются комочки
льда (Eisklumpen). Как здесь из того, что прежде полностью было водой, видят
уплотняющийся лед, так можно через Духовное наблюдение проследить, как из
предшествующего полностью Духовного, как бы уплотняются вещественные вещи,
процессы и существа. — Так физическая Земная Планета развилась из Духовного
Миро-существа (Weltwesen); и все, что связано вещественно с этой Земной
Планетой, уплотнилось из того, что было прежде Духовно соединено с этим
существом. Не должно, однако, представлять, что когда-либо все Духовное
превращается в вещественное; но имеют перед собой в последнем всегда только
превращенные части пра-начального (ursprьnglichen) Духовного. При этом
остается Духовное также в течение вещественного периода развития, собственно
управляющим и ведущим принципом.

Это является ясным, что тот образ представления, который желает
удерживаться только на чувственно-физических процессах — и на том, что
рассудок способен заключить из этих процессов — не может ничего сказать о,
подлежащем рассказу, Духовном. Предположим, могло бы существовать некое
существо, которое имело бы только такие чувства, которые могли бы
воспринимать лед, но не утонченное состояние воды, из которого лед
выделяется через охлаждение. Для такого существа вода не имелась бы в
наличии; и для такового было бы только тогда нечто, что должно воспринимать
от воды, когда части таковой преобразовались бы в лед. Так остается для
некого человека скрытым, расположенное за процессами Земли, Духовное, если
он: только для физических чувств наличествующему (Vorhandene) желает
позволить быть действенному. И если он из физических фактов, которые он
воспринимает в настоящее время, образует правильные заключения-следствия о
ранних состояниях Земной Планеты, так приходит такой человек, именно, только
вплоть до того пункта развития, в который предшествующее Духовное уже
уплотнилось отчасти в вещественное. Это предшествующее Духовное видит некий
такой образ рассмотрения равно также мало как Духовное, которое невидимо
также в настоящее время царит за вещественным.

Возможно только в последних главах этого писания говорить о путях, на
которых человек усваивает себе способность, в Духовном восприятии взглянуть
назад на прежние состояния Земли, о которых здесь речь. Здесь должно быть
только пока намечено, что для Духовного исследования факты также
пра-удаленного прошлого не исчезают. Если существо достигает телесного
бытия, так с его телесной смертью преходит вещественное. Не равным образом
«исчезают» Духовные силы, которые изгнали из себя телесное. Они оставляют
свои следы, свои точные отображения в Духовном осново-положении Мира. И кто
может насквозь через видимый мир возвысить восприятие до невидимого, тот
достигает наконец до того, чтобы иметь перед собой нечто, что могло бы быть
сравнимо с величественной Духовной панорамой, в которой записываются все
прошедшие процессы Мира. Можно эти непреходящие следы всего Духовного
назвать «Акаша-Хроника (Akasha-Chronik)», тем самым, как Акаша-существо,
описывают Духовно-остающееся Мирового свершения в противоположность к
преходящим формам свершения. Теперь должно также здесь опять быть сказано,
что исследования в сверх-чувственных областях бытия только с помощью
Духовного восприятия, итак в здесь рассматриваемой области, могут быть
установлены только через чтение указанной «Акаша-Хроники». Все-же действенно
также здесь то, что для аналогичного было сказано уже на более раннем месте
этого писания. Cверх-чувственные факты могут быть исследованы только через
сверх-чувственное восприятие; являются они, однако, исследованными и
сообщенными наукой сверх-чувственного, так могут они быть рассмотрены через
обыкновенное мышление, если таковое желает только действительно быть
непредвзятым. Будут в последующем, в смысле сверх-чувственного познания,
сообщены состояния развития Земли. Будут прослежены превращения нашей
Планеты вплоть до жизненного состояния, в котором таковая есть в настоящее
время. Если теперь некто рассмотрит то, что он имеет перед собой в настоящее
время в голом чувственном восприятии, и затем воспримет в себя то, что
говорит сверх-чувственное познание о том, как развилось это настоящее
(Gegenwдrtige) начиная со пра-удаленного прошлого, так сможет он, при
истинно непредвзятом мышлении, сказать себе: Во-первых есть это полностью
логично, что это познание сообщает; во-вторых я могу увидеть, что вещи стали
такими, как они мне, именно, встречаются, если я принимаю то, что было бы
верным, что сообщается через сверх-чувственное исследование. Под «логичным»,
естественно, в этой совместной связи, не подразумевается что в пределах
какого-нибудь изложения сверх-чувственного исследования не могли бы
содержаться ошибки в логическом отношении. Также здесь должно говориться о
«логичном» только так, как об этом говорится в обычной жизни физического
мира. Как здесь логическое изложение является действенным как требование, и
несмотря на это, отдельный излагатель некой факто-области может подпасть
логическим заблуждениям, так есть это также в сверх-чувственном
исследовании. Может даже произойти, что некий исследователь, который
способен воспринимать в сверх-чувственных областях, предается заблуждениям в
логическом изложении и что такового, затем, может поправить тот, кто вообще
не воспринимает сверх-чувственно, вполне, однако, имеет способность
здорового мышления. Однако в сущности, ничто не может быть возражено против,
применяемой в сверх-чувственном исследовании, логики. И вообще не должно
подчеркивать, что против самих фактов ничто не может преподноситься из
только лишь логических оснований. Так, как в некоторой области физического
мира никогда не могут логически доказать, существует ли рыба-кит или нет, но
только через глазо-видение (Augenschein), так могут также сверх-чувственные
факты только быть распознанными через Духовное восприятие. — Но не может
достаточно быть подчеркнутым, что для наблюдателя сверх-чувственной области
это есть необходимость, чтобы прежде чем он желает в собственном восприятии
приблизиться к Духовным мирам, сначала через указанную логику приобрести
себе некое воззрение, и не менее через то, что он узнает, как
чувственно-проявленный мир повсюду возникает понятным, если
пред-устанавливают, что сообщения Тайноведения являются верными. Остается,
именно, всякое переживание в сверх-чувственном мире неким ненадежным — да,
опасным — ощупыванием вокруг, если изложенный подготовительный путь
пренебрегается. Поэтому в этом писании также сначала сообщается
сверх-чувственное фактическое развитие Земли, прежде чем будет говориться о
самом пути сверх-чувственного познания. Входит, ведь, полностью также во
внимание, что тот, кто чисто мыслительно вникает в то, что имеет сказать
сверх-чувственное познание, никоим образом не находится в том же самом
положении, как некто, кто выслушивает рассказ о неком физическом процессе,
который он сам не может наблюдать. Ибо чистое мышление есть само уже
сверх-чувственная деятельность. Оно, как чувственное не может вести к
сверх-чувственным процессам через само себя. Если, однако, это мышление
применяют на сверх-чувственное, через сверх-чувственное рассмотрение,
рассказаным, процессам, тогда врастает оно через себя самое внутрь в
сверх-чувственный Мир. И это является даже одним из самых лучших путей,
чтобы достигнуть собственного восприятия в сверх-чувственной области через
то, что через мышление над сообщенным сверх-чувственным познанием, врастают
в высший Мир. Такое вхождение, именно, связано с наибольшей ясностью.
Поэтому рассматривает также некое известное направление Духовно-научного
исследования это мышление как самую доброкачественную первую ступень всего
Духовно-научного обучения. — Также должно быть полностью понятным, что в
этом писании в отношении всех подробностей, воспринятого

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн