Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

кругу
(Lebenskreis) человека. И это различие действует так, что крайне трудно
вообще, эти соответствующие до-временные факты принести в область
сверх-чувственного сознания. Так как, все-же, современное человеческое
существо не может быть понято, если не возвратиться назад вплоть к состоянию
Сатурна, то такое изложение должно все-же быть дано. И, конечно, подобное
описание не может быть неправильно понято теми, кто удерживает во взоре, что
такое затруднение существует и что, поэтому некоторое, что будет сказано,
должно быть больше неким намеком и некой ссылкой на соответствующие факты,
чем неким точным описанием их самих.

Возражение, здесь и в последующем данного, напротив тому, что выше на
стр. (со ссылкой ##2) говорилось о продолжающемся существовании прежнего в
настоящем, могло бы быть, все-таки, найдено. Можно было бы судить: нигде,
наряду с настоящим состоянием Земли, не имеется в наличии некое прежнее
состояние Сатурна, Солнца, Луны, или вообще некий человеческий облик, как
они будут изложены в этих высказываниях, как в пределах этих прошедших
состояний имеются в наличии. Конечно, не бегают наряду с людьми Земли люди
Сатурна, Солнца и Луны, как наряду с пятидесятилетними личностями бегают
трехлетние дети. Но в пределах человека Земли являются прежние состояния
человека сверх-чувственно воспринимаемыми. Чтобы это распознать, должно
только иметь усвоенной способность различения, расширенной до охвата
жизненных взаимосвязей. Как наряду с пятидесятилетним человеком имеется
трехлетний ребенок, так же наряду с живущим, бодрствующим человеком Земли
имеются в наличии труп, спящий человек, сновидящий человек. И если эти
различные проявленные формы (Erscheinungsformen) человеческого существа
также не непосредственно так, как они есть, выдают себя как различные
ступени развития, то соразмерное чувствам рассмотрение усматривает в таких
формах все-же эти ступени.

*

Из современных четырех членов человеческого существа физическое тело
является наидревнейшим. Оно также является таким, которое в своем роде
достигло наибольшего совершенства. И сверх-чувственное исследование
показывает, что этот член человека уже в течение развития Сатурна был в
наличии. Будет показано в этом представлении, что все-таки облик, который
это физическое тело имело на Сатурне, был нечто полностью отличным от
настоящего физического тела человека. Это Земное физическое тело человека
может существовать в своей природе только через то, что оно находится в
совместной связи с жизненным телом, астральным телом и Я в таком роде, как
это было описано в предшествующих частях этого писания. Подобная совместная
связь еще не была в наличии на Сатурне. Тогда проделывало физический тело
свою первую ступень развития, без того чтобы в нем было вчленено некое
человеческое жизненное тело, астральное тело или Я. Оно созрело в течение
развития Сатурна только к тому, чтобы принять жизненное тело. Для этого
должен был Сатурн сначала одухотвориться и затем опять-воплотиться как
Солнце. В пределах воплощения Солнца развернулось опять, как из оставшегося
зародыша, то, чем физическое тело стало на Сатурне; и тут впервые могло оно
быть проникнутым эфирным телом. Через такое вчленение эфирного тела
физическое тело превращает свой вид; оно было поднято на вторую ступень
совершенства. Аналогичное случилось в течение развития Луны. Человеческий
предок, как он перешел в развитии от Солнца к Луне, вчленил себе здесь
астральное тело. Через это было превращено физическое тело в третий раз,
итак поднято на третью ступень своего совершенства. Жизненное тело было при
этом также превращено; оно стоит отныне на второй ступени своего
совершенства. На Земле, состоящему из физического тела, жизненного тела и
астрального тела предку человека, вчленяется Я. Через это достигло
физическое тело своей четвертой степени совершенства, жизненное тело
третьей, астральное тело второй; Я стоит только на первой ступени своего
бытия.

Это, если предаются непредвзятому рассмотрению человека, не сделает
никаких затруднений, чтобы правильно представить себе эти разные степени
совершенства отдельных членов. Нужно только сравнить в этом отношении
физическое тело с астральным. Конечно, стоит астральное тело, как Душевный
член, на более высокой ступени развития, чем физическое. И если первое в
будущем будет иметься совершенным, то оно будет для цельного существа
человека значить значительно много больше, чем современное физическое тело.
Все-же в своем роде таковое достигло известной ступени высоты. Можно
обдумать в смысле наибольшей мудрости организованное строение сердца,
чудо-устройство мозга и так далее, да сами отдельные части кости, например
верхнего конца бедра. Найдут в этом конце кости закономерно расчлененную
сеть или каркас, упорядоченный из утонченных косточек (Stдbchen). Целое
составлено так, что с затратой наималейшего количества материала достигается
наиболее оптимальное действие на плоскости сустава, например, наиболее
целесообразное распределение трения и с этим достигается правильный род
подвижности. Так находят, преисполненные мудрости, устройства в частях
физического тела. И кто к этому далее рассмотрит гармонию в совместном
взаимодействии частей как целого, тот конечно найдет верным, когда говорится
о совершенстве этого члена человеческого существа в своем роде. При этом не
приходит в рассмотрение, что у известных частях наступает нецелесообразное
проявление или могут выступить нарушения в их строении и отправлениях. Можно
даже найти, что такие нарушения, в известном отношении, являются только
необходимыми теневыми сторонами, преисполненного мудрости света, который
изливается над целым физическим организмом. И теперь сравнивают с этим
астральное тело, как носитель удовольствия и страдания, вожделений и
страстей. Какая нестабильность господствует в нем в отношении удовольствия и
страдания, какие, противо-идущие более высоким целями человека, часто
бессмысленные вожделения и страсти, разыгрываются здесь. Астральное тело
есть именно только на пути, чтобы достичь гармонию и внутреннюю
завершенность, которая уже выступает в физическом теле. Равно также могло бы
быть показано, что эфирное тело хотя показывает себя более совершенным в
своем роде, чем астральное тело, но менее совершенным, чем физическое тело.
И не менее выдасться соответствующим рассмотрением, что собственное ядро
человеческого существа, «Я», стоит в настоящее время только в начале
развития. Ибо, как много уже это Я достигло из своей задачи так преобразить
другие члены человеческого существа, чтобы они были бы откровением его
собственной природы? — Что таким образом выдается уже при внешнем
наблюдении, это становится для знатока Духовной науки еще через нечто другое
обостренным. Можно было бы сослаться на то, что физическое тело подпадает
болезням. Духовная наука есть теперь в положении показать, что некая большая
часть всех болезней происходит от того, что извращенности, заблуждения в
астральном теле размножают себя на эфирное тело и на окольном пути (Umwege)
через последнее разрушают, совершенную по себе, гармонию физического тела.
Более глубокая совместная связь, на которую здесь только может быть указано,
и истинное основание многих болезненных процессов не поддаются, именно, тому
научному рассмотрению, которое желает ограничить себя только на
физически-чувственных фактах. Эта совместная связь в наибольших случаях
выдается так, что повреждение астрального тела влечет за собой болезненные
явления физического тела не в той же самой жизни, в которой повреждение
случились, но только в некой следующей. Поэтому имеют законы, которые здесь
входят в рассмотрение, только для тех некое значение, кто может признать
повторение человеческой жизни. Но даже если не желают ничего знать о таких
глубоко идущих познаниях, то выдает все-же также обыкновенное рассмотрение
жизни, что человек предается только слишком многим наслаждениям и
вожделениям, которые подрывают гармонию физического тела. И наслаждение,
вожделение, страсть и так далее, имеют свое место-сидение (Sitz) не в
физическом, но в астральном теле. Это последнее в многом отношении именно
еще так несовершенно, что оно может разрушить совершенство физического тела.
Также здесь указывается на то, что с такими утверждениями не должны были
бы быть доказуемы примерно высказывания Духовной науки о развитии четырех
членов человеческого существа. Доказательства будут взяты из Духовного
исследования, которое показывает, что физическое тело имеет позади себя
четырехкратное преобразование к более высоким степеням совершенства, а
другие члены человека имеют, в изложенном способе, меньше. Это должно было
здесь именно только отмечено, что эти сообщения Духовного исследования
соотносят себя на факты, которые показывают себя в своих действиях также

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн