Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

во
внешне наблюдаемой степени совершенства физического тела, жизненного тела и
так далее.

*

Желают создать себе образное, приближенное к действительности
представление взаимосвязей в течение развития Сатурна, то должно вовлечь во
внимание, что в течение такового — в сущности — от вещей и творений, которые
в настоящее время принадлежат к Земле и которые причисляют к минеральному,
растительному и животному царствам, еще ничего не было в наличии. Существа
этих трех царств образовались только в более поздние периоды развития. Из
сегодня, воспринимаемых физически существ Земли, был только человек тогда в
наличии и от него только физическое тело в описанном роде. Теперь, однако,
принадлежат также в настоящее время к Земле не только существа минералного,
растительного, животного и человеческого царства, но также другие существа,
которые не проявляют себя в физической телесности. Такие существа
присутствовали также и при развитии Сатурна. И их деятельность на арене
(Schauplatz) Сатурна имела последствием более позднее развитие человека.

Направляют Духовные органы восприятия сначала не на начало и конец, но
на средний период развития этого Сатурна-воплощения, то показывает себя в
таковом же состояние, которое, главным делом, состоит только из «тепла».
Ничто от газообразных, жидких или вообще от твердых составных частей нельзя
найти. Все эти состояния наступают только в более поздние воплощения.
Предположим, некое человеческое существо с современными органами восприятия
приближалось бы как наблюдатель к такому состоянию Сатурна. Ничто из всех
впечатлений чувств, которые оно может иметь, не встретилось бы ему здесь,
кроме ощущения тепла. Предположим, такое существо приближалось бы к этому
Сатурну. Оно воспринимало бы только, когда оно достигает занимаемую Сатурном
часть пространства, что она имеет другое состояние тепла, чем остальное
пространственное окружение. Но, оно обнаружило бы эту часть пространства не
равномерно теплой, но во всевозможно многостороннейшими способами сменяющуся
более теплыми и более холодными партиями. По известным линиям воспринималось
бы излучающееся тепло. И не примерно так, что такие линии тянулись бы только
прямо, но через различия тепла образовывались нерегулярные (unregelmдssige)
формы. Имели бы нечто перед собой, как некое в себе расчлененное,
возникающее в меняющихся состояниях Мировое существо, которое состоит только
из тепла.

Это должно для человека настоящего времени производить затруднения,
представить себе нечто, что состоит только из тепла, так как он привык
распознавать тепло не как нечто, но воспринимать его только в теплых или
холодных газообразных, жидких или твердых телах. Особенно тому, кто усвоил
себе физические представления нашего времени, разговор о «тепле», в
вышеупомянутом роде, возникнет как бессмысленный. Некто такой возможно
скажет: Существуют твердые, жидкие и газообразные тела; тепло обозначает,
однако, только некое состояние, в котором находится одна из этих трех
телесных форм. Если наималейшие частички газа есть в движении, то такое
движение воспринимается как тепло. Где нет никакого газа не может быть
никакого такого движения, итак также никакого тепла. — Для Духовно-научного
исследователя обстоит дело по-другому. Для него тепло есть нечто, о чем он
говорит в одинаковом смысле как о газе, жидкости или твердом теле. Оно есть
для него только еще более тонкая субстанция, чем газ. И этот последний есть
для него ничто другое, как уплотненное тепло в том смысле, как жидкость есть
уплотненный пар или твердое тело уплотненная жидкость. Так говорит
исследователь Духовной науки о тепло-телах, как он говорит о газообразных и
парообразных телах. — Только необходимо признать, что существует Душевное
восприятие, если желают следовать в этих областях за Духовным
исследователем. В, данном для физических чувств, мире тепло изображается
полностью как состояние твердого, жидкого или газообразного; но это
состояние есть, именно, только внешняя сторона тепла или также его действия.
Физики говорят только о таком действии тепла, а не о его внутренней природе.
Пробуйте однажды, совсем не взирая на все действия тепла, которые принимают
через внешние тела, и единственно реализовать (vergegenwдrtigen) себе
внутреннее переживание, которое имеют при словах: «я чувствую мне тепло», «я
чувствую мне холодно». Это внутреннее переживание единственно способно дать
некое представление, чем был Сатурн, в выше изложенном периоде своего
развития. Можно было бы пробежать полностью через часть пространства,
которую он занимал: не было здесь никакого газа, который производил бы
какое-нибудь давление, никаких твердых или жидких тел, от которых можно было
бы получить хоть какое-нибудь световое впечатление. Однако при каждом пункте
пространства, без впечатления извне, ощущалось бы внутренне: здесь есть та
или иная степень тепла.

В Мировом теле такой устроенности нет никаких условий для животных,
растительных и минеральных существ нашего настоящего времени. (Поэтому,
вероятно, едва ли необходимо заметить, что выше сказанное, фактически,
никогда не могло бы иметь место. Современный человек, как таковой, не может
поставить себя напротив такому древнему Сатурну как наблюдатель. Описание
должно было послужить только пояснению.) Существа, которые осознает
сверх-чувственное познание при рассмотрении Сатурна, были на совсем другой
ступени развития, чем современные, чувственно воспринимаемые существа Земли.
Здесь предстают прежде всего перед таким познанием существа, которые не
имели физического тела как у современного человека. Должно, теперь, также
остерегаться думать о современной физической телесности человека, когда
здесь идет речь о «физическом теле». Должно много более тщательно различать
между физическим телом и минеральным телом. Физическое тело есть то, которое
управляется физическими законами, которые наблюдают в настоящее время в
минеральном царстве. Современное физическое тело человека управляется теперь
не только лишь такими физическими законами, но оно, кроме того, еще
проникнуто насквозь минеральными веществами. О таком физически-минеральном
теле на Сатурне еще не могло быть речи. Тут существует только некая
физическая телесность, которая управляется физическими законами; но эти
физические законы проявляются внешне только через действия тепла. Итак,
физическое тело есть некое утонченное, тонкообразное, эфирное тепловое тело.
И из таких тепловых тел состоит целый Сатурн. Эти тепловые тела есть первый
задаток современного физически-минерального тела человека. Оно образовалось
из такового через то, что первому вчленились только позднее образованные
газообразные, жидкие и твердые вещества. Среди существ, которые предстают
перед сверх-чувственным сознанием в мгновение, в которое такое сознание
имеет перед собой состояние Сатурна, и о которых можно говорить как об
обитателях Сатурна исключая человека, есть например, такие, которым вообще
не нужно было иметь физическое тело. Низшим членом их существа было эфирное
тело. Они имели зато также член, превосходящий члены человеческого существа.
Человек имеет как наивысший член Духо-Человека. Эти существа имели еще более
высший. — И между эфирным телом и Духо-Человеком они имели все, описанные в
этом писании члены, которые находят также у человека: астральное тело, Я,
Само-Дух и Жизне-Дух. Как наша Земля окружена воздушным круговоротом, также
было это с Сатурном; только был при нем этот «воздушный круговорот»
Духовного рода. (* Некая совсем скурпулезная манера изложения, чтобы точно
выразить внутреннее переживание при Духовном исследовании, должна была бы
вместо «Сатурн был окружен неким воздушным круговоротом» сказать: «С тем,
что сверх-чувственное познание осознает Сатурн, предстает перед этим
сознанием также некий воздушный круговорот Сатурна» или «предстают другие,
так или эдак образованные существа». Пере-изложение в рече-обращении: «это
или то есть здесь» должно быть позволено, ибо, в сущности, то же самое
пере-изложение имеет место также в формировании языкового употребления для
действительного Душевного переживания при чувственном восприятии, однако
напротив следующему изложению должно будет придерживаться этого в настоящее
время. Это ведь также уже выдается из совместной связи изложения.) Он
состоял собственно из уже названных и еще других существ. Существовало,
теперь, продолжающее обменное взаимодействие между тепловыми телами Сатурна
и охарактеризованными существами. Таковые погружали свои сущностные члены
внутрь в физические тепловые тела Сатурна. И в то время, как в самих этих
тепловых телах не было никакой жизни, выражалась в них жизнь окружающих их
обиталей. Можно было бы сравнить их с зеркалами; только отзеркаливались из
них не образы названных живых существ, но их жизненные состояния. В самом
Сатурне не могло бы быть найдено, итак, ничто живое; все-же он воздействовал
оживотворяюще на свое окружение Небесного пространства, так как здесь он
отражал назад в него, как эхо, ниспосланную к нему жизнь. Весь Сатурн
появляется как некое зеркало Небесной жизни. Очень высокие существа, которые
отражают назад жизнь Сатурна, могли бы быть названы «Духи Мудрости». (В
христианской Духовной науке носят они имена «Kyriotetes», это есть
«Господства».) Их деятельность на Сатурне начинается не только, с
изложенной, средней эпохи их развития.

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн