Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

Сатурна с неким сознанием, которое позволяет им передавать таковые
как образы Духам Огня. Сами они отказываются от всех преимуществ, которые
они могли бы иметь через рассматривание процессов Сатурна, от каждого
наслаждения, от каждой радости; они отдают все это для того, чтобы это могли
иметь Духи Огня.

Этим свершениям (Geschehnissen) следует новый период Сатурнического
бытия. К световой игре приходит некое другое. Это может быть для многих
возникать как безумие (Wahnwitz), если будет говориться о том, что
представляется здесь сверх-чувственному познанию. Внутренне в Сатурне есть
это как взаимно-проникающие вкусо-ощущения. Сладкое, горькое, кислое и так
далее, будет наблюдаться в самых различных местах во Внутреннем Сатурна; и
извне, внутри в Небесном пространстве, все это будет восприниматься как
звучание, как некий род музыки. — Внутри, в пределах этих процессов, находят
опять известные существа возможность развертывать некую деятельность на
Сатурне. Они пусть называются «Сыны Двойно-светности (Sцhne des
Zweilichtes)» или «Сыны Жизни» (по христиански: «Ангел», «Angeloi»,
«Engel»). Они вступают во взаимодействие с имеющимися во Внутреннем Сатурна,
приливающимися и отливающимися силами вкуса. Через это приходит их эфирное
или жизненное тело к такой деятельности, которую можно обозначить как некий
род обмена веществ. Они приносят жизнь во Внутреннее Сатурна. Через это
совершаются процессы питания и выделения в Сатурне. Не они задействуют
непосредственно эти процессы, но через то, через что они задействуют,
возникают косвенно такие процессы. Эта внутренняя жизнь делает возможным,
что еще другие существа вступают в Мировое тело, которые могли бы быть
обозначены как «Духи Гармонии» (по христиански: «Херувимы», «Cherubime»).
Они сообщают «Сынам Жизни» некий смутный род сознания. Это есть еще более
смутное и сумрачное, чем сновидческое сознание современного человека. Это
есть таковое, которое приходит к человеку во сне без сновидений. Таковое
есть ведь такой низкой степени, что оно в известной мере человеку «вообще не
приходит к сознанию». Все-же оно есть в наличии. Оно отличается от дневного
сознания по степени и роду. Это «безсновидческое сонно-сознание (traumlose
SchlafbewuЯtsein)» имеют в настоящее время также растения. Если оно также не
сообщает никаких восприятий некого внешнего мира в человеческом смысле, то
оно регулирует, все-же, жизненные процессы и приносит таковые в гармонию с
внешними Мировыми процессами. Стоящие, на подлежащей речи, ступени Сатурна
«Сыны Жизни» не могут воспринимать это регулирование; однако «Духи Гармонии»
воспринимают его, и они являются поэтому собственно регуляторами. — Вся эта
жизнь разыгрывается в обозначенных людях-фантомах. Таковые являются
Духовному взору поэтому оживленными; но их жизнь есть, все-же, только
видимая жизнь (Scheinleben). Это есть жизнь «Сынов Жизни», которые
пользуются, в известной мере, людьми-фантомами, чтобы изжить себя (sich
auszuleben).

Направляют теперь внимание на людей-фантомов с видимой жизнью. В
течение описанного периода Сатурна они являются полностью меняющейся формы.
Скоро показываются они этим обликом, скоро иным аналогичным. В дальнейшем
ходе развития облики становятся более определенными; временно остающимися.
Это происходит от того, что они теперь насквозь проникнуты действиями Духов,
которые уже в начале развития Сатурна входят в рассмотрение, именно «Духи
Воли» («Thronen»). Последствием этого есть то, что человеческий фантом
возникает сам с наипростейшей наиболее смутной формой сознания. Нужно
представлять себе эту форму сознания еще более смутной, чем таковая сна без
сновидений. Среди современных взаимосвязей минералы имеют это сознание. Оно
приносит внутреннее существо в созвучие с физическим внешним миром. На
Сатурне «Духи Воли» есть регуляторы этого созвучия. И человек возникает,
через это, как некий отпечаток самой жизни Сатурна. Что есть жизнь Сатурна в
большом, это есть на этой ступени человек в малом. И с этим дается первый
зародыш того, что и в современном человеке имеется еще только зародышно:
«Духо-Человек» (Атма, Atma). Внутри (в Сатурне) возвещает себя эта смутная
человеческая воля сверх-чувственнму восприятию через действия, которые
позволяют сравнить себя с «запахами». Извне, в Небесном пространстве, есть
некое возвещение в наличии, как таковое некой личности, которая однако
направляется не через внутреннее «Я», но как некая машина регулируется
извне. Регуляторы есть «Духи Воли».

Обозревают предшествующее, то становится видимым, что, начиная со
сперва описанного среднего состояния развития Сатурна, ступени этого
развития могли быть охарактеризованы через сравнение их действий с
чувственными ощущениями настоящего времени. Могло быть сказано: Развитие
Сатурна проявляется как тепло, затем вступает вдобавок световая игра, затем
игра вкуса и игра звучания; окончательно наступает нечто, что возвещает себя
во Внутреннем Сатурна ощущениями обоняния, извне как машинообразно
действующее Человеко-Я (Menschen-Ich). Как соотносит себя это вместе с
проявлениями развития Сатурна, к тому, что располагается прежде состояния
тепла? Это, теперь, вообще не сравнимо с нечто, что доступно внешнему
чувственному ощущению. Состоянию тепла предшествует такое состояние, которое
человек в настоящее время переживает только в своем внутреннем существе.
Если он предается представлениям, которые он образует в Душе сам, без того
чтобы ему внедрялось побуждение внешнего впечатления, тогда он имеет в себе
нечто, что не могут воспринимать никакие физические чувства, что много более
только как восприятие, более высокому созерцанию, является доступным.
Тепловому состоянию Сатурна предшествуют именно проявления, которые могут
быть в наличии только для сверх-чувственного восприятия. Три такие состояния
могут быть названы: чисто Душевное тепло, которое не воспринимается внешне;
чисто Духовный свет, который внешне есть темнота; и наконец то Духовно
сущностное, которое является завершенным в самом себе и не нуждается ни в
каком внешнем существе, чтобы себя осознавать. Чисто внутреннее тепло
сопровождает появление «Духов Движения»; чисто Духовный свет таковое «Духов
Мудрости», чисто внутренняя сущность связана с первым излиянием «Духов
Воли».

С появлением тепла Сатурна вступает, итак, наше развитие из внутренней
жизни, из чистой Духовности впервые в некое внешне себя проявляющее бытие.
Особенно трудно будет, вероятно, освоиться сознанию настоящего времени с
тем, когда также еще должно быть сказано, что с состоянием тепла Сатурна
также впервые наступает то, что называют «время». Предшествуюшие состояния
есть именно вообще не временные. Они принадлежат тому региону, который
Духовная наука может назвать «длительность (Dauer)». Поэтому должно также
все, что в этом писании говорится о таких состояниях в «регионе
длительности», так пониматься, что выражения, которые сотносят себя на
временные взаимосвязи, будут используемы только для сравнения и понимания.
Для человеческого языка может то, что предшествовует в известной мере
«времени», также быть охарактеризовано только выражениями, которые содержат
представление времени. Должно однако также осознаваться, что, равно как
первое, второе и третье состояние Сатурна вообще не разыгрывались «одно за
другим» в современном смысле, невозможно, все-же, обойтись (umhin), чтобы не
описывать их одно за другим. Также зависят они, ведь несмотря на их
«длительность» или равно-временность, так друг от друга, что эта зависимость
позволяет сравнить себя с временной последовательностью.

С этим указанием на первое состояние развития Сатурна будет также
брошен свет на все дальнейшие вопросы по некому «Откуда» этих состояний.
Чисто рассудочно, естественно, полностью возможно напротив каждому
пра-источнику (Ursprung) опять спрашивать о «пра-источнике этого
пра-источника». Единственно напротив фактам это не идет так. Нужно только
реализовать (vergegenwдrtigen) это себе при сравнении. Если где-нибудь
находят на пути врытые следы, то можно спросить: Откуда они происходят?
Возможно как ответ получить: от некой повозки. Здесь можно спрашивать
дальше: Откуда прибыла сюда повозка, куда она ехала? Некий, на фактах
основанный, ответ опять возможен. Можно затем еще спросить: Кто сидел в
повозке? Что за намерения имела личность, которая ее использовала, что она
делала? Окончательно придут, однако, к некому пункту при котором вопросы
находят, через факты, некий естественно-мерный конец. Кто затем еще
спрашивает дальше, отходит от намерения первоначального вопроса. Он
продолжает, в известной мере, только стандартно-мерные вопросы. Заметят
легко при таких вещах, как здесь одна приведена для сравнения, где сами
факты обуславливают конец вопроса. Напротив великим Мировым вопросам не так
легко уясняется об этом. При действительно точном рассматривании заметят,
однако, что все вопросы, по «Откуда» должны заканчиваться при выше описанных
состояниях Сатурна. Ибо приходят на некую область, где существа и

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн