Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

течение выходило и входило и также вводились и выводились
воздухообразные и водообразные субстанции. И потому что человеческое
существо на этой ступени своего развития обладает уже неким астральным
телом, сопровождается это дыхание и питание чувствами так, что возникает
некий род удовольствия, когда извне принимаются такие вещества, которые
являются способствующими для построения человеческого существа.
Неудовольствие задействуется, когда вливаются вредные вещества или также
только приходят к близи. — Как, описанным образом, в течение развития Луны
процесс дыхания стоял близко к процессу питания, так стоял процесс
представления близко к размножению. От вещей и существ в окружении человека
Луны не исходило непосредственное воздействие на какие-нибудь чувства.
Представление было много более так образовано, что через присутствие таких
вещей и существ возбуждались образы в приглушенном, смутном сознании. Эти
образы стояли во много большей внутренней совместной связи с собственной
природой окружения, чем современные чувственные восприятия, которые в
цветах, звучаниях, запахах и так далее, ведь показывают только как бы
внешнюю сторону существ. Представляют себе, чтобы иметь некое более
отчетливое понятие сознания Лунного человека, что таковое было как бы
вложено в описанное выше, парообразное окружение. В этом тумано-элементе
(Dunstelemente) разыгрываются многостороннейшие процессы. Соединяются
вещества, отделяются субстанции друг от друга. Уплотняются партии, другие
разбавляются. Все это происходит так, что человеческие существа это не как
бы видят или слышат непосредственно; но это вызывает образы в человеческом
сознании. Эти образы сравнимы с таковыми современного сновидческого
сознания. Как примерно, как некий предмет падает на Землю и некий спящий
человек воспринимает не действительный процесс, но какой-нибудь образ,
например, он мнит, что был произведен выстрел. Только являются образы
Лунного сознания не произвольными, как сновидческие образы; они есть хотя
чувство-образы (Sinnbilder), не отображения процессов, но они соответствуют
внешним процессам. Выступает с неким определенным внешним процессом также
только совсем определенный образ. Человек Луны через это есть в положении
свое поведение устраивать по этим образам, как это современный человек
делает по своим восприятиям. Нужно только учитывать, что поведение на основе
восприятия подлежит произволу, в то время как действие под влияниями
обозначенных образов следует как по некому темному побуждению. — Такое
образное сознание есть теперь никоим образом таково, что через таковое
очувствуются только внешние физические процессы, но через образы
представляются также за физическими процессами царящие Духовные существа и
их деятельность. Так становятся в вещах царства животных-растений как бы
видимыми «Духи Личности»; за и в минерально-растительных существах являются
«Духи Огня»; и как существа, которые человек может представлять без
совместной связи с чем-то физическим, которые он как бы созерцает как
эфирно-Душевные образования, являются «Сыны Жизни». — Были так, эти
представления Лунного сознания никакими отображениями, но только
чувство-образами внешнего, так были они зато некого много более значимого
воздействия на Внутреннее человеческого существа, чем современные,
сообщаемые через восприятие, представления человека. Они могли бы установить
все Внутреннее в движение и деятельность. По ним оформляли себя внутренние
процессы. Они были действительные образующие силы (Bildungskrдfte).
Человеческое существо было таким, каким оформляли его образующие силы. Оно
было в известной мере неким отображением своих процессов сознания.

Чем дальше имеет место продвижение развития в таком роде, тем больше
имеет он последствием, что с человеческим существом происходит глубоко
решающее изменение. Мощь, которая исходит из сознательных образов,
мало-помалу не может более простираться на всю человеческую телесность. Это
разделяет последнюю на две части, на две природы. Образуются такие члены,
которые подлежат оформляющему воздействию образного сознания и в высокой
степени становятся неким отображением жизни представления в уже изображенном
смысле. Другие органы, однако, лишаются таких воздействий. Человек в одной
части своего существа является как бы слишком плотным, слишком определяемым
другими законами, чтобы направлять себя по сознательным образам. Таковые
лишаются влияния человеческого существа; они попадают однако под другое, под
таковое самих возвышенных Солнечных существ. Все-же видят, этой ступени
развития сперва предшествовала некая пауза покоя. В таковой собирают Духи
Солнца силу, чтобы при совсем новых обстоятельствах воздействовать на
существа Луны. — После этой паузы покоя является человеческое существо
отчетливо разделенным на две природы. Одна лишается самостоятельного
воздействия образного сознания; она принимает некий более определенный облик
и приходит под влияние сил, которые хотя исходят из тела Луны, однако в
таковом самом возникают только через влияние существ Солнца. Эта часть
человеческого существа все больше сожительствует жизнь, которая побуждается
через Солнце. Другая часть поднимает себя как некий род головы из этой
первой. Она является в себе подвижной, пластичной и оформляет себя как
выражение и носитель человеческой смутной сознательной жизни. Однако обе
части являются друг с другом внутренне соединенными; они посылают взаимно
друг другу свои соки; простираются члены из одной внутрь в другую.

Некая полная значимости гармония достигается теперь через то, что в
ходе времени, в которое это все совершается, образовалась также некая такая
взаимосвязь Солнца и Луны, которая совместно согласуется с направлением
этого развития. — Уже на более раннем месте (сравните стр. со ссылкой ##3)
было отмечено, как продвинутые в развитии существа через свои ступени
развития обособляют себе из всеобщей Мировой массы свои Небесные тела. Они
излучают как бы силы, по которым членятся вещества. Солнце и Луна так
разчленили себя друг от друга, как это было необходимо для установления
правильных мест обитания соответствующих существ. Такая предопределенность
(Bestimmung) вещества и его сил через Дух идет, однако, еще много дальше.
Существа сами обслуживают также известные движения Мировых тел, определенные
обороты таковых вокруг друг друга. Через это приходят эти тела в
изменяющиеся положения друг к другу. И изменяется установление (Stellung),
положение (Lage) одного Мирового тела к другому, то изменяются также
воздействия соответствующих им существ друг на друга. Так совершилось это с
Солнцем и Луной. Через движение Луны вокруг Солнца, которое установилось,
попадают человеческие существа посменно один раз больше в область
воздействия Солнца; другой раз они могут отвращать себя от такового и тогда
полагаться больше на самих себя. Движение есть некое последствие, выше
изложенного, «отпадания (Abfalles)» известных существ Луны и выравнивания
(Ausgleiches) для борьбы, которая была через это задействована. Оно есть
только физическое выражение для, через отпадание созданной, Духовной
взаимосвязи сил. Что одно тело движется вокруг другого, имеет последствием,
что у обитающих на Мировых телах существах наступают такие сменяющиеся
состояния сознания, как они были выше изложены. Можно говорить о том, что
Луна свою жизнь посменно обращает и отвращает от Солнца. Существуют некое
время Солнца и некое Планетарное время, в последнее из которых Лунные
существа развиваются на одной стороне Луны, которая отвращена от Солнца.
Все-таки приходит для Луны, к движению Небесного тела, еще нечто другое
вдобавок. Взглядывающее назад сверх-чувственное сознание может именно
видеть, как в полностью регулярных временных промежутках сами Лунные
существа странствуют вокруг своего Мирового тела. Они ищут так в известные
времена места (Orte), в которых они могут предаться влиянию Солнца; в другие
эпохи странствуют они к местам, где они не подлежат этому влиянию и могут
тогда как бы разумствовать (besinnen) сами по себе.

К дополнению образа, который должно обозначить этими процессами, нужно
также еще принимать во внимание, что в этом временном промежутке «Сыны
Жизни» достигают своей ступени человечности. Человек также на Луне свои
чувства, чьи задатки возникли уже на Сатурне, еще не может использовать для
некого собственного восприятия внешних предметов. Но эти чувства становятся
на ступени Луны инструментами «Сынов Жизни». Таковые обслуживают себя ими,
чтобы воспринимать через них. Эти чувства, которые принадлежат физическому
телу человека, вступают через это в сменяющуюся взаимосвязь с «Сынами
Жизни». Таковые не только обслуживают себя ими, но они совершенствуют

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн