и
некоторые более глубокие силы у животных и растений. Благодаря
органу чувств вблизи так называемой поджелудочной впадины
достигают знания способностей и талантов душ и могут
прозревать, какую роль в общем строе природы играют животные,
растения, камни, металлы, атмосферные явления и т.д..
Орган вблизи гортани имеет шестнадцать «лепестков» или
«спиц», орган вблизи сердца — двенадцать, а лежащий по
соседству с подложечной впадиной имеет их десять.
С развитием этих органов чувств связаны известные душевные
деятельности; и у кого они протекают вполне определенным
образом, тот способствует развитию этих духовных органов
чувств. В «шестнадцати-лепестковом лотосе» восемь лепестков
были развиты уже в отдаленнейшем прошлом, на более ранней
ступени развития человека. Этому развитию сам человек нисколько
не содействовал. Он получил его как дар природы, находясь еще в
состоянии сновидческого, смутного сознания. На тогдашней
ступени развития человечества они были уже деятельны. Однако
этот род деятельности был связан именно лишь с тем смутным
состоянием сознания. Когда в последствии сознание прояснилось,
лепестки потемнели и прекратили свою деятельность. Остальные
восемь лепестков человек может сам развить путем сознательных
упражнений. Благодаря этому весь цветок лотоса становится
сияющим и приходит в движение. Но, как уже было сказано,
человек может развить сознательно только восемь из них;
остальные восемь появляются тогда сами собой.
Развитие происходит следующим образом. Человек должен
обратить внимание и заботу на некоторые душевные процессы,
совершаемые им обычно беспечно и невнимательно. Существует
восемь таких процессов. Первый, это — каким образом человек
усваивает себе представления. В этом отношении человек обычно
представляет себя совершенно на произвол случайности. Он видит
или слышит то или иное и сообразно этому слагает свои понятия.
Пока он поступает таким образом, его шестнадцати-лепестковый
цветок лотоса остается в совершенном бездействии. И только
тогда, когда он берет в свои руки воспитание себя в этом
направлении, цветок лотоса постепенно становится деятельным. С
этой целью он должен обратить внимание на свои представления.
Каждое представление должно получить для него значение. Он
должен видеть в нем определенное сообщение, весть о вещах
внешнего мира. И он не должен удовлетворяться представлениями,
которые не имеют никакого значения. Всю жизнь своих понятий он
должен направить так, чтобы она стала верным зеркалом внешнего
мира. Его старание должно быть обращено на то, чтобы удалить из
своей души неверные представления. — Второй душевный процесс
касается в подобном же направлении решений человека. Даже самые
незначительные решения он должен принимать обоснованно, после
зрелого размышления. Всякое необдуманное действие, всякий
бесцельный поступок должен быть далек от его души. Ко всему он
должен иметь строго взвешенные основания. И он должен
отказаться от всего, для чего у него нет значительного
побуждения. — Третий процесс касается речи. Только то, что
имеет смысл и значение, должно исходить из уст духовного
ученика. Всякий разговор ради самого разговора отводит его с
правильного пути. Духовный ученик должен избегать обычного
способа разговора, когда беспорядочно и пестро говориться обо
всем. Но при он отнюдь не должен выключать себя из общения со
своими ближними. Как раз в этом общении его речь должна
вырастать до значительности. Он говорит с каждым и отвечает
каждому, но он делает это осмысленно, всесторонне обдумав свои
слова. Он никогда не говорит необоснованно. — Он старается
говорить не слишком сжато, но и не слишком многословно. —
Четвертый процесс заключается в упорядочении внешней
деятельности. Духовный ученик старается направить свои действия
так, чтобы они согласовывались с действиями его ближних и с
событиями вокруг него. Он отказывается от поступков, мешающим
другим или стоящих в противоречии с совершающимся вокруг него.
Он старается устроить свою деятельность так, чтобы она
гармонически входила в состав окружающей его среды, его
жизненного положения и т.д.. Когда что-нибудь постороннее
побуждает его к действию, он тщательно смотрит за тем, чтобы
как можно лучше согласовать свое действие с этой побудительной
причиной. Если же он действует по собственному побуждению, то
самым отчетливым образом взвешивает все последствия своего
образа действий. — Пятое условие заключается в устроении всей
стороны жизни. Духовный ученик старается жить в согласии с
природой и духом. Он не проявляет излишней торопливости, но и
не ленится. От него одинаково далеки, как чрезмерная
поглощенность занятиями, так и небрежность. Он смотрит на
жизнь, как на средство для работы и устраивает ее сообразно
этому. Свою заботу о здоровье, свои привычки и т.д., он
располагает таким образом, чтобы в результате получилась
гармоничная жизнь. — Шестое условие касается стремлений
человека. Духовный ученик взвешивает свои способности и свои
возможности и ведет себя сообразно этому самопознанию. Он
старается не делать ничего такого, что лежит за пределами его
сил; но также — и не упускать ничего, что находится в их
пределах. С другой стороны, он ставит себе цели, связанные с
идеалами, с великими обязанностями человека. Он не входит без
всякой мысли, как колесо, в механизм человечества, а стремиться
понять свои задачи, поднимаясь над повседневным. Он стремиться
к тому, чтобы все лучше и совершеннее исполнять свои
обязанности. — Седьмое условие его душевной жизни касается
стремления возможно больше научиться от жизни. Для духовного
ученика ничего не проходит мимо, не давая ему повода собрать
полезный для жизни опыт. Если он исполнил что-нибудь
неправильно и несовершенно, это становится поводом выполнить
нечто подобное правильно или совершенно. Наблюдая действия
других, он пользуется этим для той же цели. Он старается
собрать богатое сокровище опытов и всегда заботливо сверяется с
ним. Он не делает ничего, не оглянувшись на переживания,
могущие оказать ему помощь для принятия решений и для их
выполнения. — Наконец восьмое: духовный ученик должен время от
времени направлять взор на свой внутренний мир; он должен
погружаться в самого себя, тщательно советоваться с собою,
вырабатывать жизненные правила и проверять их, мысленно
пробегать свои знания, взвешивать свои обязанности, размышлять
о содержании и цели жизни и т.д.. Все эти вещи уже обсуждались
в предшествующих главах; здесь они приводятся только в связи с
развитием шестнадцати-лепесткового лотоса. Благодаря упражнению
в них, последний становится все совершеннее и совершеннее. Ибо
от таких упражнений зависит развитие дара ясновидения. Чем
больше, например, мысли и слова человека согласуются с
процессами во внешнем мире, тем быстрее развивается этот дар.
Кто говорит или думает неправду, тот убивает нечто в зародыше
шестнадцати-лепесткового лотоса. В этом отношении правдивость,
прямота и честность являются созидательными силами, а лживость,
неискренность, нечестность — разрушительными. И духовный ученик
должен знать, что здесь важно не одно «доброе намерение», но и
действительное дело. Мысля и говоря что-либо несогласованное с
действительностью, я разрушаю нечто в моем духовном органе
чувств, какое бы я ни имел при этом мысленно доброе намерение.
Это происходит также, как с ребенком, который обжигается,
хватаясь за огонь, хотя он и делал это по неведению. — Когда
душевные процессы приведены к описанному строю,
шестнадцати-лепестковый лотос начинает сверкать великолепными
красками и приходит в закономерное движение. — При этом нужно
однако помнить, что упомянутый дар ясновидения может открыться
не раньше, чем будет достигнута определенная степень развития
души. Пока человеку еще трудно вести жизнь в намеченном
направлении, этот дар не появляется. Пока ему еще приходится
обращать особое внимание на эти процессы, до тех пор он еще не
созрел. Когда человеку удается достигнуть того, что подобное
ведение жизни становится для него как бы привычным, тогда
проявляются первые следы ясновидения. Тогда это перестает быть
для него трудным и делается само собой разумеющимся образом
жизни. Не надо, чтобы была необходимость постоянно наблюдать за
собой и принуждать себя жить таким образом. Все это должно
сделаться привычкой. — Есть и другие способы, иначе приводящие
к развитию шестнадцати-лепесткового лотоса.