Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

Лунного человека. Если схватывают
глазом главный временной промежуток Лунного развития, среднюю эпоху
развития, то может быть сказано: «Духи Личности» насаждают человеческому
астральному телу самостоятельность, личностный характер. Этому факту нужно
приписать то, что во времена, в которые Солнце как бы не светит человеку, он
может быть обращен в себя, может оформлять себя сам. «Духи Огня» задействуют
себя на эфирном теле, насколько таковое отпечатывает себе самостоятельную
форму человеческого существа. Через них совершается то, что человеческое
существо каждый раз после обновления тела чувствует себя опять как то же
самое. Итак, через «Духов Огня» эфирному телу дается некий род воспоминания.
«Сыны Жизни» действуют на физическое тело так, что таковое может стать
выражением, ставшего самостоятельным, астрального тела. Они делают, итак,
возможным, что это физическое тело становится физиогномическим отображением
своего астрального тела. Напротив, вмешиваются в физическое и эфирное тело,
поскольку таковые в Солнечные времена образуют себя независимо от
самостоятельного астрального тела, более высокие Духовные существа, именно
«Духи Формы» и «Духи Движения». Их вмешательство совершается, в выше
изложенном роде, с Солнца.

Под влиянием таких фактов созревает человеческое существо, чтобы
постепенно образовать в себе зародыш «Само-Духа» аналогичным родом, как во
второй половине Сатурнического развития образовался зародыш Духо-Человека и
на Солнце зародыш Жизне-Духа. Через это изменяются все взаимосвязи на Луне.
Через следующие один за другим превращения и возрождения становятся
человеческие существа все более облагороженными и утонченными; однако они
также выигрывают в силе. Образное сознание оставалось через это также всегда
более сохраняемым во времена Солнца. Оно достигло через это также влияния на
оформление (Gestaltung) физического и эфирного тела, которое прежде
полностью осуществлялось через воздействие существ Солнца. То, что произошло
на Луне через человеческие существа и связанных с ними Духов, становилось
все более аналогичным тому, что ранее было задействовано через Солнце с его
более высокими существами. Последствием этого было то, что эти Солнечные
существа все больше могли обратить свои силы к своему собственному развитию.
Через это Луна становится зрелой, чтобы после некоторое времени опять стать
объединенной с Солнцем. — Рассматривая Духовно, представляются эти процессы
в следующем роде: «Отпавшие существа Луны» преодолеваются постепенно
существами Солнца и должны подстраиваться таковым отныне так, чтобы их
отправления вчленяются отправлениям Солнечных существ, в том что они себя им
подчиняют. — Это совершилось, все-таки, только после того, как прошли долгие
эпохи, в которые Лунные времена становились все короче и короче, Солнечные
времена становились все длиннее и длиннее. Приходит, теперь, опять некое
развитие, в течение которого Солнце и Луна есть одно Мировое образование.
Здесь физическое тело человека становится совсем эфирным. — Не должно,
однако, представлять себе когда говорится, физическое тело стало эфирным,
что для таких состояний могло бы говориться о физическом теле. Что как
физическое тело образовалось в течение времени Сатурна, Солнца и Луны,
остается в наличии. Главное приходится на то, чтобы физическое распознать не
только там, где оно проявляется внешне физически. Физическое может также так
быть в наличии, что внешне оно показывает форму эфирного, да также таковую
астрального. Должно именно различать между внешним проявлением и внутренней
закономерностью. Некое физическое может сделать себя эфирным и астральным,
однако сохранять при этом в себе физическую закономерность. Так есть это,
когда физическое тело человека на Луне достигло известной степени своего
совершенства. Оно становится эфирно-образным. Когда, однако,
сверх-чувственное сознание, которое способно такое наблюдать, направляется
на некое такое эфирно-образное тело, тогда оно является ему проникнутым
насквозь не с законами эфирного, но с таковыми физического. Тогда является
именно физическое принятым в эфирном, чтобы здесь как в неком материнском
лоне покоиться и внутри лелеяться. Позднее выступает оно затем опять также в
физической форме, однако на некой более высокой ступени. Если бы
человеческие существа Луны сохранили бы свое физическое тело в
грубо-физической форме, не могла бы Луна никогда объединиться с Солнцем.
Через принятие эфирной формы становится физическое тело более родственным
эфирному телу, и оно может через это проникаться также опять более внутренне
теми частями эфирного и астрального тела, которые в Солнечные времена-эпохи
Лунного развития должны были извлечь себя из него. Человек, который в
течение отделения Солнца и Луны возникает как некое двойное существо,
становится опять едино-целостным творением. Физическое становится более
Душевным; зато также Душевное становится более соединенным с физическим. —
На это едино-целостное человеческое существо могут отныне Духи Солнца, в чью
непосредственную область оно теперь пришло, совсем иначе воздействовать, чем
ранее извне с Луны. Человек есть теперь в более Душевно-Духовном окружении.
Через это «Духи Мудрости» могут прийти, к некому полному значимости,
воздействию. Они впечатывают ему мудрость. Они одушевляют его мудростью. Он
становится через это, в известном смысле, некой самостоятельной Душой. И к
влиянию этих существ вступает затем еще вдобавок влияние «Духов Движения».
Они действуют преимущественно на астральное тело так, что таковое
разрабатывает в себе, под влиянием упомянутых существ, Душевную живую
подвижность и исполненное мудрости жизненное тело. Исполненное мудрости
эфирное тело есть первый задаток к тому, что в неком раннем разделе у
современного человека было описано как рассудочная Душа, в то время как
побуждаемое «Духами Движения» астральное тело, есть зародышный задаток
чувственной Души. И потому что это все в человеческом существе задействуется
при его повышенном состоянии самостоятельности, то являются эти зародышные
задатки рассудочной и чувственной Души как выражение «Само-Духа». Напротив
этому не должно предаваться заблуждению, что в этом периоде развития
«Само-Дух» есть еще нечто особенное наряду с рассудочной и чувственной
Душой. Последние есть только выражение «Само-Духа», и таковой означает их
более высокую едино-целостность и гармонию.

Особого значения есть, что «Духи Мудрости» в эту эпоху вторгаются
изложенным образом. Они делают это не только единственно в отношении
человеческих существ, но также для других царств, которые образовались на
Луне. При опять-объединении Солнца и Луны становятся эти низшие царства
втянутыми в область Солнца. Все, что было у них физического, становиться
более эфирным. Итак, отныне находятся минералы-растения и растения-животные
на Солнце, как находится на нем человеческое существо. Все-же остаются эти
другие существа оснащенными своими закономерностями. Они чувствуют себя
через это как чужаки в их окружении. Они выступают с некой природой, которая
только немного согласуется с природой их окружения. Так как они, однако,
являются эфирнообразными, может также и на них распространиться воздействие
«Духов Мудрости». Проникается именно теперь силами «Духов Мудрости» все то,
что пришло с Луны сюда на Солнце. Поэтому может то, что в пределах этого
времени развития становится из Солнечно-Лунного образования, быть названо
«Космос Мудрости». — Когда затем после некой паузы покоя появляется наша
Земная система, как потомок этого «Космоса Мудрости», то показывают себя
все, вновь оживщие на Земле, воспрянувшие из своих Лунных зародышей существа
так, что они исполнены мудрости. Здесь становится видимым основание, почему
Земной человек, когда он наблюдающе рассматривает вещи вокруг себя, может
исследовать мудрость в природе своего существа. Можно восхищаться мудростью
в каждом листе растения, в каждой кости животного и человека, в чудесном
построении мозга и сердца. Если человеку необходима мудрость, чтобы понять
вещи, итак извлекает мудрость из них, то показывает это, что мудрость
располагается в вещах. Ибо сколько бы еще очень ни старался человек, через
исполненные мудрости представления понять вещи: он не мог бы извлечь из них
никакой мудрости, если бы она сначала не была бы в них вложена. Кто через
мудрость хочет охватить вещи, о которых он полагает, что они сначала не
принимали мудрость, тот может также полагать, что он может зачерпнуть воду
из стакана, в который сначала таковая не была налита. Земля есть, как это
будет позднее показано в этом писании, опять-восставшая «древняя Луна». И
она появляется, как некое исполненное мудрости образование, потому что в
изложенной эпохе она была насквозь проникнута «Духами Мудрости» с их силами.

Это явится вполне понятным, что в этом изложении Лунных взаимосвязей
могли быть твердо удерживаемы только известные преходящие формы развития.
Должно в известной мере в продвижении фактов твердо удерживать и выхватывать
для изображения известные вещи. Такой род изложения дает, все-таки, только
отдельные образы; и может поэтому в предшествующем вполне недоставать того,
что развитие не приведено в некую сеть твердо определенных понятий. Напротив
некому такому возражению может быть, однако, вполне возможным, обратить
внимание на то, что изложение дается полностью преднамеренно в

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн