Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

нему воздух; теперь проникает его огне-воздушное тело
также водный элемент, и он видит его втекание и вытекание как вспыхивание и
угасание света. Но также в его Душе наступает изменение. К задаткам
чувственной и рассудочной Души выступает таковые сознательной Души. В водном
элементе действуют «Ангелы»; они есть также собственно свето-возбудители.
Человеку есть это, как если они являются ему в свете. — Известные более
высокие существа, которые прежде сами были в теле Земли, воздействуют отныне
на таковое с Солнца. Через это изменяются все действия на Земле. Прикованный
к Земле человек не мог бы больше ощущать воздействия существ Солнца, если бы
его Душа продолжающе была бы обращена к Земле, из которой было взято его
физическое тело. Наступает, отныне, некая смена в человеческих состояниях
сознания. Существа Солнца выхватывают Душу человека в известные времена из
физического тела, так что человек теперь посменно есть чисто Душевно в лоне
существ Солнца, и в другие времена в неком состоянии, где он связан с телом
и принимает влияния Земли. Есть он в физическом теле, тогда текут вверх к
нему тепловые течения. Вокруг него звучат воздушные массы; воды вторгаются в
него и исторгаются из него. Есть человек вне своего тела, тогда в своей Душе
он преисполнен образами более высоких существ, в чьем лоне он есть. — Земля
переживает на этой ступени своего развития два времени. В одном она может
обыгрывать человеческие Души своими субстанциями и облекать их телами; в
другом Души отклоняются от нее; только тела остаются ей. Она есть с
человеческими существами в неком спящем состоянии. Можно полностью
предметно-мерно говорить о том, что в эти времена пра-отдаленного прошлого
Земля переживает некое дневное и ночное время. (Физически-пространственно
выражается это через то, что через взаимно-стороннее воздействие Солнечных и
Земных существ Земля приходит в движение по отношению к Солнцу; через это
достигается смена в охарактеризованном ночном и дневном времени. Дневное
время разыгрывается, когда Земная поверхность, на которой развивается
человек, обращена к Солнцу; ночное время, итак время, в которое человек
ведет чисто Душевное бытие, есть тогда, когда эта поверхность отвращена от
Солнца. Не следует теперь, все-таки думать, что в то пра-время движение
Земли вокруг Солнца было уже аналогичным современному. Взаимосвязи были еще
совсем другими. Это, однако, также полезно уже здесь предугадывать, что
движения Небесных тел возникают как последствие взаимоотношений, которые,
обитающие их Духовные существа, имеют по отношению друг к другу. Небесные
тела приводятся через Духовно-Душевные причины в такие положения и движения,
что в физическом могут изживать себя Духовные состояния.)

Обратили бы взгляд на Землю в течение ее ночного времени, то видели бы
ее тело аналогичным трупу. Ибо она состоит ведь большей частью из
распадающихся тел человеческих существ, чьи Души находятся в некой другой
форме бытия. Распадаются вчлененные водные и воздухообразные образования, из
которых были образованы человеческие тела, и растворяются в остальной Земной
массе. Только та часть человеческого тела, которая через совместное действие
огня и человеческой Души образовалась с начала развития Земли и которая
затем в последствии становилась все более плотной, продолжает оставаться как
внешне невзрачный зародыш. Итак то, что здесь сказано о дневном и ночном
времени нельзя мыслить себе аналогичным тому, что для современной Земли
подразумевается под этими обозначениями. Когда теперь к начинающемуся
дневному времени, Земля опять становится частью Солнечного воздействия,
тогда человеческие Души проникают в область физической жизни. Они
соприкасаются с такими зародышами и заставляют их произрастать так, что
таковые принимают некий внешний облик, который появляется как некое
отображение человеческого Душевного существа. Это есть нечто, как некое
нежное оплодотворение, что здесь разыгрывается между человеческой Душой и
телесным зародышем. Теперь начинают эти, итак, воплощенные Души также опять
притягивать воздушные и водные массы и вчленять их своему телу. Из
вчлененного тела выталкивается и всасывается воздух: первый задаток более
позднего процесса дыхания. Также принимается и выталкивается вода:
начинается некий пра-источный род процесса питания. Эти процессы не
воспринимаются однако еще как внешние. Некий род внешнего восприятия имеет
место через Душу только при охарактеризованном способе оплодотворения. Здесь
смутно чувствует Душа свое пробуждение к физическему бытию, в том, как она
соприкасается с зародышем, который ей напротив удерживается Землей. Она
воспринимает здесь нечто, что позволяет вынести себя примерно в словах: «Это
есть мой облик (Das ist meine Gestalt)». И некое такое чувство, которое
также позволительно назвать зарождающееся Я-чувство, остается Душе в течение
всей ее связи с физическим телом. Процесс принятия воздуха ощущает, однако,
Душа еще полностью Душевно-Духовно, еще как некий образный. Он является в
форме наплывающих и отплвывающих звуко-образов, которые дают формы
членяющемуся зародышу. Душа чувствует себя повсюду волно-окруженной (umwogt)
звучаниями, и она ощущает, как она формляет себе тело по этим звуко-силам.
Так образовывали себя на тогдашней ступени человеческие облики, которые для
современного сознания не могут наблюдаться в никаком внешнем мире. Как
утонченно-вещественные растительно- и цвето-образные формы образуют они
себя, которые, однако, внутренне являются подвижными и возникают поэтому как
колыхающиеся цветы. И блаженное чувство своего облика к таким формам
переживает человек в течение своего Земного времени. Принятие водных частей
воспринимается в Душе как подведение сил, как внутреннее усиление. Извне
появляется это как рост физического человеческого образования. С убыванием
непосредственного воздействия Солнца теряет также человеческая Душа силу,
управлять этими процессами. Они отбрасываются мало-помалу. Остаются только
те части, которые позволяют созревать выше охарактеризованному зародышу.
Человек, однако, покидает свое тело и возвращается назад в Духовную форму
бытия. (Так как не все части тела Земли применяются для построения
человеческих тел, то не должно также представить себе, что в ночное время
Земли, таковая состоит единственно только из распадающихся трупов и из
ожидающих пробуждения зародышей. Все это складывается в других образованиях,
которые формируют себя из субстанций Земли. Как это происходит с таковыми,
должно показать себя позднее.)

Теперь устанавливается, однако, процесс уплотнения субстанции Земли
дальше. К водному элементу выступает вдобавок твердый, который можно назвать
«земным». И с этим начинает также человек, в течение своего Земного времени
вчленять своему телу земной элемент. Как только начинается это вчленение,
силы, которые Душа приносит с собой из своего свободного от тела времени, не
имеют больше ту же самую власть как прежде. Раньше оформляла себе Душа тело
из огненного, воздушного и водного элемента по соразмерности (MaЯgabe)
звучаний, которые звучали вокруг нее и световым образам, которые
разыгрывались вокруг нее. Напротив затвердевшего облика не может Душа это.
Вмешиваются отныне в оформление другие власти. В том, что остается от
человеческих существ, когда Душа уходит из тела, представляет собой отныне
не только некий зародыш, который воспламеняется к жизни через
опять-возвращающуюся Душу, но некое образование, которое также силу этого
оживления содержит само в себе. Душа оставляет при своем отделении не только
лишь свой после-образ на Земле, но она погружает также некую часть своей
оживляющей власти в это отображение. Она не может при опять-появлении на
Земле, теперь, более одна пробудить отображение к жизни, но оживление должно
совершиться в самом отображении. Духовные существа, котрые воздействуют с
Солнца на Землю, сохраняют теперь оживляющую силу в человеческом теле, также
когда сам человек не есть на Земле. Так, чувствует теперь Душа при своем
воплощении не только волно-окружающие (umwogenden) ее звучания и световые
образы, в которых она воспринимает ближайщие из стоящих над ней существ, но
она переживает через принятие земного элемента влияние тех еще более высоких
существ, которые обустроили на Солнце свое место действия. Прежде человек
ощущал себя принадлежащим Духовно-Душевным существам, с которыми он был
объединенным, когда он был свободным от тела. В их лоне было еще его «Я».
Теперь выступало ему это «Я» равно также напротив в течение физического
воплощения, как это другое, что было вокруг него в течение этого времени.
Самостоятельные отображения Душевно-Духовного человеческого сушества были
отныне на Земле. Были таковые, в сравнении с современным человеческим телом,
образованиями более тонкой вещественности. Ибо земные части примешивались к
ним только в самых тонких состояниях. Примерно так, как современный человек
воспринимает тонко распределенные субстанции некого предмета своим органом
обоняния. Как тени были человеческие тела. Так как они, однако, были
распределены по всей Земле, то попадали они под воздействия Земли, которые
на различных частях ее поверхности были различного рода. В то время как
прежде физические отображения соответствовали оживляющему их Душевному
человеку и поэтому были сущностно одинаковыми по

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн