Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

всей Землей, то наступает
теперь различие среди человеческих форм. Этим подготовливается то, что
позднее наступило как различие рас. — Со становлением самостоятельности
телесного человека была, однако, ослаблена прежняя тесная связь Земного
человека и Духовно-Душевного мира вплоть до известной степени. Когда отныне
Душа оставляла тело, то таковое проживало нечто как некое продолжение жизни
дальше. — Продвигалось бы теперь развитие таким образом дальше, то Земля под
влиянием своего твердого элемента должна была бы затвердеть. Смотрящему
назад на эти взаимосвязи сверх-чувственному познанию показывается, как
человеческие тела, так как они оставлены своими Душами, все больше
затвердевают. И после некоторого времени, возвращающиеся назад на Землю
человеческие Души, не нашли бы никакого пригодного материала, с которым они
могли бы объединить себя. Все, для человеческих существ пригодные, вещества
были бы использованы для того, чтобы наполнить Землю одеревеневшими
сверх-остатками воплощений.

Здесь наступило некое событие, которое дало всему развитию другой
поворот. Все, что в твердом Земном веществе могло способствовать остающемуся
отвердению, было выделено. Наша современная Луна покинула тогда Землю. И что
прежде непосредственно способствовало в Земле остающемуся формо-образованию,
это воздействовало теперь опосредственно более ослабленным образом с Луны.
Высшие существа, от которых зависит это формо-образование, решили позволить
приходить своим воздействиям не из Внутренноего Земли, но извне таковой.
Через это в телесных человеческих образованиях наступило некое различие,
которое должно быть обозначено как начало разделения на мужской и женский
пол. Утонченно-вещественные человеческие облики, обитавшие прежде Землю,
позволили через совместное действие обоих сил в самих себе, зародыша и
оживляющей силы, возникать новой человеческой форме, их потомку. Теперь
пере-образовывают себя эти потомки. В одной группе таких потомков
действовала больше зародышная сила Духовно-Душевного, в другой группе больше
оживляющая сила. Это было задействовано через то, что с выходом Луны из
Земли Земной элемент ослабил свою мощь. Воздействие друг на друга обоих сил
стало отныне более нежным, чем это было, так как это совершалось в одном
теле. Вследствие этого был также потомок нежнее, утонченнее. Он вступал на
Землю в неком тонком состоянии и вчленял себе только постепенно более
твердые части. Этим была, для возвращающейся на Землю человеческой Души,
опять дана возможность объединения с телом. Она оживляла его теперь именно
больше не извне, ибо это оживление совершалось на самой Земле. Однако она
объединяла себя с ним и приносило его к росту. Этому росту была все-таки
установлена известная граница. Через отделение Луны человеческое тело было
сделано некое время гибким; однако чем больше оно росло дальше на Земле, тем
больше способствующие затвердению силы брали верх. В конце могла Душа только
все слабее и слабее участвовать в членении тела. Таковое распадалось, с тем
что Душа восходила к Духовно-Душевным образам бытия (Daseinsweisen).

Можно проследить, как силы, которые человек мало-помалу усвоил себе в
течение развития Сатурна, Солнца и Луны, постепенно в течение описываемого
оформления Земли принимают участие в человеческом продвижении. Сначала это
есть астральное тело, которое также еще содержит в себе растворенными
жизненное тело и физическое тело, воспламеняется Земным огнем. Затем
вчленяется это астральное тело в некую более тонкую астральную часть,
чувственную Душу, и в некую более грубую, эфирную, которая будет отныне
касаться Земным элементом. При этом приходит уже пред-образованное эфирное
или жизненное тело к проявленности (Vorschein). И в то время как в
астральном человеке образуются рассудочная и сознательная Душа, расчленяются
в эфирном теле более грубые части, которые восприимчивы для звучания и
света. Во временной пункт, где эфирное тело еще больше уплотняется, так что
оно становится из светового тела огненным или тепловым телом, здесь
наступает также ступень развития, в которую, как выше охарактеризовано,
человеку вчленяются части твердого Земного элемента. Потому что эфирное тело
уплотнилось вплоть до огня, то может оно теперь также через силы физического
тела, которые были насажены ему прежде, связать себя с утончившимися
(verdьnnten) вплоть до состояния огня субстанциями физической Земли. Оно не
могло бы, однако, более одно вводить также воздушные субстанции в ставшее,
тем временем, более твердым тело. Здесь вступают, как указано выше, более
высокие существа, которые обитают на Солнце и вдыхают ему воздух. В то время
как человек, благодаря своему прошлому, сам имеет силу проникнуть себя
насквозь земным огнем, более высокие существа направляют воздушное дыхание
(Luftodem) в его тело. До затвердения было жизненное тело человека, как
восприниматель звучаний, управитель воздушного течения. Оно проникало
насквозь свое физическое тело жизнью. Теперь принимает его физическое тело
внешнюю жизнь. Последствием этого есть то, что эта жизнь становится
независимой от Душевной части человека. Таковой оставляет теперь при
покидании Земли не только свой зародыш формы, но живое отображение своего
себя. «Духи Формы» остаются теперь объединенными с этим отображением; они
переводят ими ссужденную жизнь также на потомоков, когда человеческая Душа
удалена из тела. Так образуется то, что может быть названо
наследственностью. И когда человеческая Душа затем опять появляется на
Земле, тогда она ощущает себя в неком теле, чья жизнь была выведена из
предков. Она чувствует себя прямо привлеченной именно к некому такому телу.
Через это образуется нечто вроде как некое воспоминание о предке, с которым
Душа чувствует себя как одно. Через последовательность потомков проходит это
воспоминание как общее сознание. «Я» течет вниз через поколения.

Человек ощущал себя на этой ступени развития в течение своего Земного
времени как некое самостоятельное существо. Он чувствовал внутренний огонь
своего жизненного тела связанным с внешним огнем Земли. Он мог чувствовать
протекающее через него тепло как свое «Я». В этих тепловых течениях, которые
были сотканы насквозь (durchwoben) жизнью, находится задаток кровообращения.
В том, однако, что втекало в него как воздух, чувствовал человек не совсем
свое собственное существо. В этом воздухе были ведь действенны силы
охарактеризованных более высоких существ. Однако ему была оставлена та часть
действенных сил в протекающем через него воздухе, которая была присуща ему
уже через его ранее образованные эфирные силы. Он был властителем в одной
части этих воздушных течений. И постольку действовали в его оформлении не
только более высокие существа, но также он сам. По образам своего
астрального тела оформлял он в себе воздушные части. В то время как извне
воздух втекал так в его тело, что это стало осново-положением его дыхания,
вчленяет себя часть воздуха во Внутреннем неким впечатанным в человека
организмом, который становится осново-положением более поздней нервной
системы. Через тепло и воздух стоял, итак, тогда человек в связи с внешним
миром Земли. — Напротив, не ощущал он ничего от притока твердого элемента
Земли; таковой действовал совместно при его воплощении на Земле, однако он
не мог воспринимать приток непосредственно, но только в неком смутном
сознании в образе более высоких существ, которые в нем были действенными. В
такой образной форме, как выражение существ, стоящих над ним, человек
воспринимал также раньше приток жидких элементов Земли. Через уплотнение
Земного облика человека претерпевают теперь эти образы в его сознании некое
изменение. К жидкому элементу примешивается твердый. Так должен был также
этот приток ощущаться как от более высоких, действующих извне существ.
Человек в своей Душе не может больше иметь силу сам управлять притоком, ибо
таковая должна теперь служить его построенному извне телу. Он испортил бы
его облик, если он сам пожелал бы управлять притоком. Так является ему
поэтому то, что он доставляет себе извне, управляемым через властные
повеления (Machtgebote), исходящие от более высоких существ, которые
воздействовуют на его телесное оформление. Человек чувствует себя как некое
Я; он имеет в себе как часть своего астрального тела рассудочную Душу, через
которую он внутренне переживает как образы то, что происходит извне и через
которую он проникает свою утонченную нервную систему. Он чувствует себя как
отпрыск предков благодаря протекающей через поколения жизни. Он дышит и
ощущает это как действие обозначенных более высоких существ, которые есть
«Духи Формы». И он подчиняет себя таковым также в том, что ему через их
импульсы извне (для его питания) поставляется. Наиболее темным является ему
его происхождение как индивидума. Он чувствует от этого только, что он от,
выражающихся в Земных силах «Духов Форм», пережил некое влияние. Человек был
управляем и руководим в своей взаимосвязи ко внешнему миру. К выражению
приходит это через то, что он имеет некое

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн