Но истинное
тайноведение отвергает все подобные способы. Ибо они приводят к
разрушению телесного здоровья и к нравственной гибели. Они
легче осуществимы, нежели описанный способ. Он требует больше
времени и труда, но зато он вернее приводит к цели и может
нравственно только укрепить человека.
Неправильное развитие лотоса приводит в результате в
случае наступления некоторого дара ясновидения не только к
иллюзии и фантастическим представлениям, но также и к ошибкам и
неустойчивости в обыкновенной жизни. Благодаря такому развитию
человек может сделаться робким, завистливым, тщеславным,
высокомерным, строптивым и т.д., тогда как прежде у него не
было всех этих свойств. — Выше было сказано, что восемь
лепестков шестнадцати-лепесткового лотоса уже были развиты
раньше в очень далеком прошлом и, что они проявляются снова
сами собой при духовном обучении. Поэтому теперь при оккультном
ученичестве вся забота должна быть обращена на остальные восемь
лепестков. При неправильном обучении легко выступают одни
только первые, развитые уже раньше, лепестки, а вновь
образующиеся остаются неразвитыми. Это случается в особенности
тогда, если при обучении слишком мало уделяют внимания
логическому, разумному мышлению. Чрезвычайно важно, чтобы
духовный ученик был человеком разумным, обладателем ясного
мышления. Далее важно, чтобы он позаботился о величайшей
ясности в речи. Люди, начинающие смутно предчувствовать
что-нибудь из области сверхъестественного, легко становятся
разговорчивыми об этих вещах. Этим они задерживают свое
правильное развитие. Чем меньше об этих вещах говорить, тем
лучше. Говорить должен был бы только тот, кто уже достиг
известной степени ясности. — В начале обучения духовные ученики
обычно удивляются, что прошедший уже духовную школу проявляет
так мало «любопытства» к их сообщениям о своих переживаниях.
Полезнее всего для них было бы как раз совершенно умалчивать о
своих переживаниях и говорить только о том, насколько хорошо
или плохо им удается выполнять свои упражнения или соблюдать
указания. Ибо прошедший духовную школу имеет совершенно другие
источники для суждения об их успехах, чем их прямые сообщения.
Благодаря подобным сообщениям, восемь упомянутых лепестков
шестнадцати-лепесткового лотоса всегда несколько грубеют, тогда
как они должны были оставаться нежными и гибкими. Приведем в
пояснение этого пример. Для ясности возьмем его не их
сверхчувственной жизни, а из обыкновенной. Предположим, я слышу
какое-нибудь известие и тотчас же составляю о нем суждение.
Спустя некоторое время, я получаю о той же вещи другое
известие, несогласное с первым. В виду этого мне приходится
изменить составленное мною раньше суждение. Это оказывает
неблагоприятное влияние на мой шестнадцати-лепестковый лотос.
Дело было бы совсем иначе, если бы я сначала подождал со своим
суждением и если бы внутренне, в мыслях и внешне, в словах, я
«промолчал» бы по отношению ко всему этому случаю, пока у меня
не явилось бы совершенно верной точки опоры для моего суждения.
Осторожность в образовании и высказывании суждений постепенно
становится особым признаком духовного ученика. Зато возрастает
его восприимчивость к впечатлениям и опытам, которые он
безмолвно пропускает мимо себя на тот случай, когда ему
придется составить суждение. Благодаря такой осмотрительности в
лепестках лотоса выступают синевато- и розовато-красные
оттенки, тогда как в противном случае, оттенки бывают
темно-красные и оранжевые.
Подобно шестнадцати-лепестковому (Человек, знакомый с
предметом узнает в этих условиях развития
«шестнадцати-лепесткового лотоса» указания о «Пути», данные
Буддой его ученикам. Однако, здесь преследуется цель не
поучения «буддизму», а изображения условий развития,
проистекающих из духовной науки. То, что они согласуются с
некоторыми из учений Будды не может мешать нам находить их
верными и по их собственной сущности.) лотосу образуется также
и двенадцати-лепестковый — по близости сердца. Также и в нем
половина лепестков уже существовала и была деятельна в одном из
прошлых состояний развития человека. Поэтому при духовном
ученичестве нет нужды особенно развивать эти шесть лепестков;
они появляются сами собой и начинают вращаться, когда человек
работает над остальными шестью. — Чтобы способствовать этому
развитию, человек должен опять-таки сознательно дать
определенное направление некоторым деятельностям души.
Теперь надо уяснить себе, что восприятия отдельных
духовных или душевных чувств носят различный характер. Лотос с
двенадцатью лепестками сообщает другое восприятие чем
шестнадцати-лепестковый. Последний воспринимает образы. Склад
мышлений той или иной души, законы, по которым происходит
явление природы, выступают для шестнадцати-лепесткового лотоса
в образах. Но это не застывшие, спокойные образы, а подвижные,
наполненные жизнью формы. Ясновидящий, у которого развилось это
чувство, может для каждого склада мышления, для каждого закона
природы назвать форму, в которой они отпечатываются. Мысль о
мести, например, облекается в похожую на стрелу, зубчатую
фигуру; доброжелательная мысль часто имеет образ
раскрывающегося цветка и т.д.. Определенные, значительные мысли
выражаются в правильных, симметричных образах; сбивчивые
понятия имеют сложные, кудреватые очертания. — Совершенно
другие восприятия выступают на свет, благодаря
двенадцати-лепестковому лотосу. Характер этих восприятий можно
приблизительно описать, определив их как душевную теплоту или
холод. Наделенный этим чувством, ясновидец чувствует, как от
фигур, воспринимаемым им при помощи двенадцати-лепесткового
лотоса, проливается эта душевная теплота или холод. Представьте
себе ясновидца, который развил только шестнадцати-лепестковый
лотос и не развил двенадцати-лепесткового лотоса. Тогда в
доброжелательной мысли он увидел бы только вышеописанный образ.
Другой, развивший в себе оба эти чувства, заметил бы от мысли,
кроме того, еще и это излияние, которое можно обозначить только
как душевную теплоту. — Мимоходом отметим, что при духовном
ученичестве ни одно из этих чувств никогда не развивается без
другого, так что вышесказанное надо рассматривать, только как
пояснительный пример. — Благодаря развитию
двенадцати-лепесткового лотоса ясновидящему раскрывается также
и глубокое разумение процессов природы. Все, основанное на
росте и развитии изливает душевную теплоту, а все, охваченное
умиранием, разрушением, гибелью, выступает с характером
душевного холода.
Развитию этого чувства ученик содействует следующим
образом. Первое, что в этом отношении он должен наблюдать, —
это упорядоченные течения своих мыслей (так называемый контроль
мыслей). Подобно тому, как шестнадцати-лепестковый лотос
начинает развиваться благодаря истинным и полных значения
мыслям, так и двенадцати-лепестковый — благодаря внутреннему
овладению течением мыслей. Блуждающие мысли, находящиеся между
собой не в продуманной, логической, а в чисто случайной связи,
искажают форму этого лотоса. Чем больше мысли следуют одна за
другой и чем больше удается избежать всего нелогичного, тем
совершеннее этот орган чувств получает свойственную ему форму.
Если духовный ученик слышит нелогичные мысли, он тотчас же
проводит их через свой ум в правильном виде. Он не должен
бессердечно устранятся от общения с, быть может, нелогичными
окружающими людьми ради того, чтобы способствовать своему
развитию. Он не должен также чувствовать стремления тотчас же
все нелогичное в своем окружении. Он должен, напротив, в
совершенной тишине, внутри себя, приводить в логический,
осмысленный строй, вторгающиеся в него извне мысли. И он должен
стараться в своих собственных мыслях всегда соблюдать этот
строй. — Вторая задача заключается в том, чтобы внести такую же
последовательность и в свои действия (контроль действий).
Всякое непостоянство, всякая дисгармония в поступках приносит
вред этому лотосу. Совершив какой-нибудь определенный поступок,
ученик направляет затем свои дальнейшие действия таким образом,
чтобы они логически вытекали из первого. Кто действует сегодня
в другом направлении, чем вчера, тот никогда не разовьет в себе
описанного чувства. — Третье — это воспитание выдержки.
Духовный ученик не позволяет тем или иным влияниям отклонять
себя от поставленной себе цели, пока он может считать эту цель
правильной. Препятствия служат для него побуждением к
преодолению их, а не причиной, удерживающей от поступка.
Четвертое — терпимость по отношению к людям,