Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

которое противодействовало этому характерному качеству. Ему было
дано, из того же самого источника, из которого также приходила
древне-Индийская Духовная жизнь, от хранителя тайн Солнечного Оракула, некое
водительство.

Вождь пра-Персидской Духовной культуры, который был дан тем хранителем
Солнечного Оракула, тому, в речи стоящему народу, может быть обозначен тем
же именем, которое известно истории как Заратустра (Zarathustra) или
Зороастр (Zoroaster). Только должно быть подчеркнуто, что здесь
подразумеваемая личность принадлежит ко много более раннему времени, чем
есть то, в которое история устанавливает носителя этого имени. Однако
главное приходится здесь не на внешнее историческое наследование, но на
Духовную науку. И кто при носителе имени Заратустры должен думать о неком
более позднем времени, тот может искать созвучие с Духовной наукой в том,
что он представит себе одного последователя первого великого Заратустра,
который принял его имя и действовал в смысле его учения. — Побуждение,
которое Заратустра должен был дать своему народу, состояло в том, что он
указал на то, как чувственно-физический мир не есть только без-Духовное,
которое выступает напротив человеку, когда он отдает себя исключающему
влиянию Люциферического существа. Этому существу человек обязан своей личной
самостоятельностью и своим чувством свободы. Оно должно, однако, в нем
действовать в созвучии с противоположным Духовным существом. У
пра-Персидского народа главное приходилось на то, чтобы сохранить чувство
живым для этого Духовного существа. Через свою склонность к
чувственно-физическому миру ему грозило полное слияние с Люциферическим
существом. Заратустра, теперь, получил от хранителя Солнечного Оракула такое
посвящение, что ему могли быть сообщены откровения высоких Солнечных
существ. В особых состояниях своего сознания, к которым привело его
обучение, мог он созерцать вождя Солнечных существ, который человеческое
жизненное тело выше изложенным образом принял под свою защиту. Он знал, что
это существо направляет водительство развития человечества, что, однако, оно
только к известному времени может снизойти из Мирового пространства на
Землю. Для этого необходимо, чтобы оно могло жить в астральном теле человека
также, как оно начиная со вторжения Люциферического существа действовало в
жизненном теле. Для этого должен был явиться человек, который опять
превратил бы назад астральное тело на такую ступень, которую оно без
Люцифера достигло бы в некое другое время (в середине Атлантического
развития). Не пришел бы Люцифер, то человек хотя достиг бы раньше этой
ступени, но без личной самостоятельности и без возможности свободы. Отныне,
однако, человек должен был, несмотря на эти качества, снова прийти на эту
высоту. Заратустра видел в своих ясновидческих состояниях наперед, что в
будущем в развитии человечества возможно быть личности, которая будет иметь
такое соответствующее астральное тело. Но он знал также, что до этого
времени Духовные Солнечные силы нельзя будет найти на Земле, что они,
однако, могут быть воспринимаемы сверх-чувственным созерцанием в области
Духовной части Солнца. Он мог созерцать эти силы, когда он направлял свой
ясновидческий взор на Солнце. И он возвестил своему народу сущность этих
сил, которые пока можно было находить только в Духовном мире и которые
позднее должны были снизойти на Землю. Это было возвещением великого Духа
Солнца или Духа Света (Ауры Солнца, Ahura-mazdao, Ормузда, Ormuzd). Этот Дух
Света открывался для Заратустры и его приверженцам как Дух, который обращает
свое обличье к человеку из Духовного мира и который подготаваливает будущее
среди человечества. Это есть Дух, указывающий на Христа до его появления на
Земле, которого Заратустра возвещал как Дух Света. Напротив, представляет он
в Аримане (Angra mainju) некую власть, которая через свое влияние губительно
действует на человеческую Душевную жизнь, если таковая отдается ей
односторонне. Это есть никакая другая власть, как уже охарактеризованная
выше, которая начиная с предательства тайн Вулкана достигла особого
господства на Земле. Наряду с вестью о Боге Света, были возвещены
Заратустрой учения о тех Духовных существах, которые будут раскрываться
очищенному чувству ясновидца как соратники Духа Света и которым образовывали
некую противоположность те искусители, которые являлись неочищенному остатку
ясновидения, который сохранился из Атлантической эпохи. Должно было
древне-Персидскому народу сделать ясным, как в человеческой Душе, поскольку
таковая обращена деятельности и устремлению в чувственно-физическом мире,
разыгрывается некая борьба между властью Бога Света и таковой его противника
и как человек должен вести себя, чтобы последний не вел его в бездну
(Abgrund), но чтобы его влияние через силу первого было направлено в Добро.

Третья культурная эпоха после-Атлантического времени была рождена у
народов, которые через переселения-походы стеклись вместе наконец в Передней
Азии и Северной Африке. Она образовалась у Халдеев, Вавилонян, Ассирийцев с
одной стороны, у Египтян с другой стороны. У этих народов чувство для
физически-чувственного мира было образовано другим образом, чем у
пра-Персов. Они много больше, чем другие приняли в себя Духовные задатки,
которые начиная с последних Атлантических времен, дают основоположение
возникшей способности мышления и рассудочного дарования. Это была ведь
задача после-Атлантического человечества, чтобы развернуть в себе те
Душевные способности, которые могли быть завоеваны через пробужденные
мыслительные и нравственные силы, которые не были побуждаемы непосредственно
Духовным миром, но возникающих через то, что человек наблюдает чувственный
мир, себя в него вживает и обрабатывает его. Завоевание этого
чувственно-физического мира через те человеческие способности должно
рассматривать как миссию после-Атлантического человека. Со ступени на
ступень шагает это завоевание вперед. В древней Индии человек через свой
Душевный настрой именно уже направлен на этот мир. Он рассматривает его еще
как иллюзию и его Дух обращен к сверх-чувственному Миру. В пра-Персидском
народе выступает в противоположность к этому стремление, чтобы овладеть
физически- чувственным миром; но это большей частью пытались еще с помощью
Душевных сил, которые оставались как наследие из того времени, когда человек
мог непосредственно достигать к сверх-чувственному Миру. У народов третьей
культурной эпохи Душа большей частью утратила сверх-чувственные способности.
Она должна в чувственном окружающем мире исследовать откровения Духовного и
через открытие и изобретение получающихся из этого мира культурных средств,
образовывать себя дальше. Через то, что из физически-чувственного мира были
исследованы, стоящие за ним законы Духовного, возникали человеческие науки;
через то, что силы этого мира были познаны и переработаны, возникли
человеческая техника, художественный труд и их инструменты и средства.
Человеку Халдейско-Вавилонских народов был чувственный мир более не некая
иллюзия, но в своих царствах, в горах, в воздухе и воде был неким
откровением Духовных деяний, стоящих за этим властей, чьи законы он старался
познать.

Египтянину была Земля полем его работы, которая была передана ему в
неком состоянии, которое он должен был так превратить через свои собственные
силы рассудка, чтобы оно явилось отпечатком человеческой власти. Из
Атлантиды были насаждены в Египет места Оракулов, которые происходили
преимущественно от Оракула Меркурия. Однако существовали и другие, например,
Оракул Венеры. В то, что через эти места Оракулов могло быть лелеяно в
Египетском народе, был погружен новый культурный зародыш. Он исходил от
одного великого вождя, который свое Духовное обучение соратничал (genossen)
в Персидских тайнах Заратустры. (Он был перевоплощением личности одного из
учеников самого великого Заратустры.) Будь он, следуя одному историческому
имени, назван Гермесом. Через принятие тайн Заратустры он мог найти верный
путь для руководительства Египетским народом. Этот народ в Земной жизни
между рождением и смертью должен был чувство физически-чувственного мира так
направить, что хотя он мог только в ограниченной мере непосредственно
созерцать стоящий за ним Духовный мир, однако в том мире познавал законы
такового. Поэтому ему Духовный мир не мог быть выучен как такой, в который
он мог вживать себя на Земле. Зато, однако, ему могло быть показано, как
человек в свободном от тела состоянии будет жить после смерти вместе с миром
Духов, которые во время Земного времени являются через свой отпечаток в
царстве чувственно-физического. Гермес учил: поскольку человек применяет на
Земле свои силы к тому, чтобы в таковой действовать по намерениям Духовных
властей, он делает себя способным, чтобы после

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн