Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

время сна освобождает себя из безсознательности и чувствует
Духовно-Душевный мир. Это может наступить двояким образом. Можно человеку во
время сна стать ясным: я есть теперь в неком другом Мире, или, однако, он
может в себе после пробуждения иметь воспоминание: я был в неком другом
Мире. Для первого необходима, все-таки, большая внутренняя энергия, чем для
второго. Отсюда, будет последнее, у начинающего в Духовном обучении, более
частым. Постепенно может это идти так далеко, что ученику после пробуждения
кажется: я был целое сновидческое время полностью в другом Мире, из которого
я вынырнул при пробуждении. И его воспоминание о существах и фактах этого
другого Мира будет все более определеннее. У Духовного ученика тогда в той
или иной форме вступило то, что в Духовной науке можно назвать непрерывность
(Kontinuitaet, континьюитет) сознания. (Продолжение сознания во время сна).
Этим, однако, вовсе не подразумевается, что как бы человек всегда во время
сна имеет свое сознание. Уже многое достигнуто в непрерывности сознания,
когда человек, который иначе спит как некий другой, имеет во время сна
известные времена, в которые он может как бы сознательно смотреть на
Духовно-Душевный мир, или когда он в бодрствовании может опять как бы
смотреть на такие кратко длящиеся состояния сознания. Но не без внимания
должно, однако, быть оставлено, что здесь изложенное, все-же, нужно понимать
только как переходное состояние. Это хорошо, ради Духовного обучения пройти
через это переходное состояние; но совсем не следует верить, что некое
завершенное воззрение в отношении Душевно-Духовного мира должно быть
сотворено из такого переходного состояния. Душа в этом состоянии неуверенна
и не может здесь внутри еще полагаться на то, что она воспринимает. Но она
собирает через такие переживания все больше силы, чтобы затем во время
бодрствования достигнуть к тому, чтобы удерживать от себя мешающие влияния
физического внешнего и внутреннего Мира и таким образом достигнуть к
Душевно-Духовному наблюдению, когда не приходят никакие впечатления через
чувства, когда молчит завязанный на физический мозг рассудок и когда также
представления погружения удалены из сознания, через которые ведь только
подготовили себя к Духовному созерцанию. -Что через Духовную науку в этой
или той форме будет опубликовано, не должно никогда происходить из некого
другого Духовно-Душевнего наблюдения, чем из такового, которое сделано в
состоянии полного состояния бодрствования.

Два Душевных переживания в дальнейшем ходе Духовного обучения являются
важными. Одно есть то, через которое человек может сказать себе: когда я,
отныне, оставляю без внимания также все, что может дать мне физический
внешний мир на впечатлениях, то я взираю в мое Внутреннее, однако, не как на
некое существо, которому погашена всякая деятельность, но я взираю на
существо, которое осознает само себя в Мире, о котором я ничего не знаю, так
долго, пока я позволяю побуждать себя только тем чувственным и обычным
рассудочным впечатлениям. Душа имеет в это мгновение ощущение, что она в
себе самой родила новое существо, как Душе-сущностное ядро, выше описанным
образом. И это существо есть таковое совсем других свойств, чем есть те,
которые прежде были в Душе. — Второе переживание состоит в том, что свое
прежнее существо отныне могут иметь рядом с собой как некое второе существо.
То, в чем знали себя до сих пор заключенным, становится нечто, чему в
известном отношении находят себя противопоставленным. Чувствуют себя
временно извне того, что иначе рассматривали как собственное существо, как
свое „Я». Это есть так, как если в полной разумности живут теперь в
двух „Я». Одно есть то, которое знали до сих пор. Второе стоит как
некое новорожденное существо над таковым. И чувствуют как первое достигает
определенную самостоятельность напротив второго; примерно так, как тело
человека имеет известную самостоятельность напротив первого „Я». — Это
переживание имеет большое значение. Ибо через таковое человек знает, что
называется жить в том Мире, который он стремится достичь через обучение.

Второе — новорожденное — „Я» может теперь быть приведено к
восприятию в Духовном мире. В нем может развиваться то, что для этого
Духовного мира имеет значение, которое приходится органам чувств для
чувственно-физического мира. Продвигается это развитие вплоть до необходимой
степени, то будет человек ощущать себя не только как новорожденное
„Я», но он будет отныне воспринимать вокруг себя Духовные факты и
Духовные существа так, как он через физические чувства воспринимает
физический мир. И это есть третье значимое переживание. Чтобы полностью
справиться на этой ступени Духовного обучения, человек должен считаться с
тем, что с усилением Душевных сил себялюбие (Selbstliebe) и чувство Самости
(Selbstsinn) выступают в такой степени, которую вообще не знает обычная
Душевная жизнь. Это было бы недоразумение, если некто мог бы верить, что
здесь на этом пункте должно говорить только об обычном себялюбии. Таковое на
этой ступени развития усиливается так, что оно принимает вид некой природной
силы в пределах собственной Души, и к этому принадлежит большое
воле-обучение, чтобы победить это усиленное чувство Самости. Это чувство
Самости будет, примерно как, произведено не через Духовное обучение; оно
имеется всегда; оно достигает только до сознания через Духо-переживание.
Воле-обучение должно другому Духо-обучению полностью уступить сторону. Здесь
есть сильное побуждение чувствовать себя блаженно в Мире, который только
сами себе создали. И должно в определенной мере вышеупомянутым образом уметь
погасить то, для чего только со всем напряжением старались. В достигнутом
имагинативном Мире должно погасить себя. Против, однако, борятся сильнейшие
побуждения чувства Самости. — Легко может возникнуть вера, что упражнения
Духовного обучения есть нечто внешнее, что отвращается (absieht) от
морального развития Души. Напротив этому должно быть сказано, что моральная
сила, которая необходима для обозначенной победы чувства Самости, не может
быть достигнута, без того, чтобы моральный настрой Души будет донесен на
соответствующую ступень. Прогресс в Духовном обучении немыслим без того,
чтобы одновременно необходимо не получился моральный прогресс. Без моральной
силы невозможна упомянутая победа чувства Самости. Весь разговор о том, что
истинное Духовное обучение не есть одновременно моральное обучение,
является, однако нецелесообразным. Только тому, кто не знает такое
переживание, может выдать себя возражение: как можно знать, что тогда, когда
мы верим, что имеют Духовное восприятие, имют дело с реальностями, а не с
голыми воображениями (видениями, галлюцинациями и так далее)? — Дело есть
именно таково, что тот, кто в правомерном обучении достиг охарактеризованной
ступени, может отличать свое собственное представление от Духовной
действительности также, как человек со здоровым рассудком может отличать
представление некого раскаленного куска железа от действительного наличия
такового, которого он касается рукой. Различие дает именно здоровое
переживание и ничто другое. И также в Духовном мире пробный камень дает сама
жизнь. Как знают, что в чувственном мире воображаемый кусок железа, каким
еще раскаленным его себе ни мыслить, не обжигает пальцы, так знает обученный
Духовный ученик, переживает ли он только в своем воображении Духовный факт
или же на его пробужденные Духовные органы восприятия делают впечатление
действительные факты или существа. Меры-правила, которые должно соблюдать во
время Духовного обучения, чтобы в этом отношении не пасть жертвой
заблуждений, будут еще оговариваться в последующем изложении.

Это есть огромного значения, что Духовный ученик достиг совсем
определенного Душевного настроя, когда у него вступает сознание о
новорожденном „Я». Ибо через свое „Я» человек есть руководитель
своих ощущений, чувств, представлений, своих побуждений, вожделений и
страстей. Восприятия и представления не могут в Душе быть предоставлены
самим себе. Они должны быть урегулированы через мыслящую разумность
(Besonnenheit). И это есть „Я», которое руко-владеет этими законами
мышления и которое приносит через них порядок в жизнь представлений и жизнь
мыслей. Аналогично есть это с вожделениями, побуждениями, наклонностями и
страстями. Этические осново-положения становятся руководителями этих
Душевных сил. И через нравственное суждение становится „Я» водителем
Души в этой области. Когда теперь человек из своего обычного „Я»
извлекает высшее, то первое становится в неком определенном отношении
самостоятельным. Таковому будет отнято так много живой силы, как будет
уделено высшему „Я». Но установим однажды тот случай, что человек в
себе еще не образовал известной способности и твердости в законах мышления и
в силе суждения

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн