Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

и ее
предшествующие превращения с другой стороны, раскрываются имагинативному
познанию. Теперь, однако, далее необходимо было распознать то, какие
отношения существуют между состоянием Сатурна и физическим телом человека,
состоянием Солнца и эфирным телом человека и так далее. Должно было
показать, что зародыш физического тела человека возник уже в течение
состояния Сатурна, что он далее развился вплоть до своего настоящего облика,
в течение состояний Солнца, Луны и Земли. Должно было, например, также быть
указано на то, какие изменения произошли с человеческим существом через то,
что однажды Солнце отделилось от Земли, что нечто аналогичное произошло
относительно Луны. Должно было далее сообщить о том, что действовало
совместно для того, чтобы с человечеством могли произойти такие измениения,
как в превращениях в течение Атлантического времени, как они отпечатали себя
в следующих один за другим периодах, Индийском, пра-Персидском, Египетском и
так далее. Описание таких совместных связей выдается не из имагинативного
восприятия, но из распознавания через инспирацию, из чтения сокровенного
писания. Для этого „чтения» имагинативные восприятия есть как буквы
или звуки. Такое „чтение» есть, однако, необходимо не только для таких
разъяснений, как именно обозначенные. Уже сам ход жизни всего человека
невозможно было бы понять, если рассматривать его только через имагинативное
познание. Хотя здесь воспринимали бы то, как с отмиранием Душевно-Духовные
члены высвобождаются из остающегося в физическом мире; однако отношения
того, что происходит после смерти с человеком, к предшествующим и последущим
состояниям не былы бы поняты, если бы не уметь ориентироваться в
воспринимаемом имагинативно. Без познания через инспирацию имагинативный Мир
остался бы как некое писание, которое разглядывают, но которое не удается
прочесть.

Когда Духовный ученик продвигается от имагинации к инспирации, то ему
показывает себя очень скоро, как неправильно было бы отказаться от понимания
великих Мировых явлений и желать ограничить себя только фактами, которые
известным образом касаются ближайших человеческих интересов. Кто не посвящен
в эти вещи, тот мог бы, пожалуй, следующее сказать: „Мне является,
однако, только важным узнать судьбу человеческой Души после смерти; если мне
некто делает об этом сообщения, то есть мне это достаточно: к чему Духовная
наука приводит мне такие отдаленные вещи, как состояния Сатурна и Солнца,
отделение Солнца, Луны и так далее?» Кто, однако, правильно введен в такие
вещи, тот учится познавать, что истинное знание о том, что он желает узнать,
никогда не может быть достигнуто без познания того, что кажется ему таким
ненужным. Изложение состояний человека после смерти остается полностью
непонятным и не-ценным, если человек не может связать их с понятиями,
которые взяты из этих отдаленных областей. Уже простейшее наблюдение
сверх-чувственно познающего делает его знакомство с этими вещами
необходимым. Когда, например, растение переходит от состояния цветения в
состояние плодоношения, то человек, наблюдающий сверх-чувственно, видит
некое происходящее превращение в неком астральном существе, которое в
течение цветения, растение как облако сверху покрывает и облачает. Не
наступило бы оплодотворение, то такое астральное существо перешло бы в
полностью другой облик, чем есть тот, который оно принимает вследствие
оплодотворения. Теперь, понимают весь этот, через сверх-чувственное
наблюдение воспринимаемый процесс, когда научились понимать его сущность на
том великом Мировым процессе, который совершился с Землей и со всеми ее
обитателями ко времени отделения Солнца. До оплодотворения есть растение в
таком положении, как вся Земля до отделения Солнца. После оплодотворения
цветение растения показывает себя так, какой была Земля когда Солнце
отделило себя и Лунные силы еще в ней были. Сделали себе собственными
представления, которые могут быть завоеваны при отделении Солнца, то будут
истолкование процесса оплодотворения растения, соразмерно делу, воспринимать
так, что говорят: Растение есть до оплодотворения в неком Солнечном
состоянии, после такового в неком Лунном состоянии. Это есть полностью так,
что также самый малый процесс в Мире может быть понят только тогда, когда в
нем будет распознано отображение более великих Мировых событий. Иначе
остается он по своей сущности так непонятным, как Рафаэлева Мадонна остается
для того, кто может видеть только маленькое синее пятнышко, в то время как
все остальное закрыто. — Все, что теперь происходит у человека, есть некое
отображение всех Мировых процессов, которые имеют дело с его бытием. Желают
понять наблюдения сверх-чувственного сознания над явлениями между рождением
и смертью и опять со смерти и до нового рождения, то это возможно, если
приобретают себе способность имагинативные наблюдения расшифровывать через
то, что усвоили себе на представлениях через рассмотрение великих Мировых
процессов. — Такое рассмотрение доставляет именно ключ к пониманию
человеческой жизни. Отсюда, в смысле Духовной науки Сатурно-, Солнце- и
Луно-наблюдение и так далее, есть одновременно наблюдение человека.

Через инспирацию достигают к тому, чтобы познать отношения между
существами высшего Мира. Через дальнейшую ступень познавания будет возможно
сами эти существа познать в их Внутреннем. Эта ступень познавания может быть
названа интуитивное познание. (Интуиция есть слово, которое в обычной жизни
злоупотребляется для неясного, неопределенного вникания в некое дело, для
некоторого рода догадки, которая иногда согласуется с истиной, чья
правомерность, однако, сначала есть недоказуема. С такого рода
„интуицией» здесь подразумеваемое не имеет, естественно, ничего
поделать. Интуиция означает здесь некое познание высшей, свето-полнейшей
ясности, чью допустимость, когда ее имеют, в самом полном смысле осознают.)
— Познавать чувственное существо называется стоять вне его и судить его по
внешнему впечатлению. Познавать Духовное существо через интуицию называется
полностью стать одним с ним, иметь себя объединенным с его Внутренним.
Ступенчато Духовный ученик восходит к такому познанию. Имагинация ведет его
к тому, чтобы ощущать восприятия более не как внешние качества существ, но
чтобы познавать в них истечения Душевно-Духовного; инспирация ведет его
дальше во Внутреннее существ: Он учится через нее понимать, что есть эти
существа для друг друга; в интуиции он проникает в самих существ. — Опять в
изложениях этой книги может быть само показано, какое значение имеет
интуиция. В предшествующих главах говорилось не только о том, как происходит
ход развития Сатурна, Солнца, Луны и так далее, но было сообщено, что в этом
ходе развития участвовали самым различным образом существа. Были приведены
Престолы или Духи Воли, Духи Мудрости, Движения и так далее. При развитии
Земли говорилось о Духах Люцифера и Аримана. Построение Мира было приведено
назад на существ, которые принимали в нем участие. Что может быть узнано об
этих существах, будет завоевано через интуитивное познание. Таковое уже
необходимо, когда желают познать ход жизни человека. Что высвобождает себя
после смерти из физической телесности человека, проходит в последующее время
через различные состояния. Ближайшие состояния после смерти были бы еще
некоторым образом описаны через имагинативное познание. Что, однако,
происходит затем, когда человек уходит дальше во время между смертью и новым
рождением, это должно было бы имагинации остаться совершенно непонятным,
если бы к этому не пришла инспирация. Только инспирация может исследовать
то, что может быть сказано о жизни человека после очищения в
„Духо-стране». Затем, однако, приходит нечто, для чего инспирации уже
более не достаточно, где она, в известной мере, теряет нить понимания.
Существует время человеческого развития между смертью и новым рождением, где
человеческое существо доступно только интуиции. — Эта часть человеческого
существа есть, однако, всегда в человеке; и желают понять его, по его
истинному Внутреннему, то должны искать его и в период между рождением и
смертью через интуицию. Кто желал бы познать человека только со средствами
имагинации и инспирации, тому не поддаются как раз процессы
наивнутреннейшего существа такового, которые разыгрываются от воплощения к
воплощению. Только интуитивное познание делает отсюда возможным соразмерное
делу исследование повторяющихся Земных жизней и Кармы. Все, что следовало
быть сообщеным, как истина об этих процессах, должно для исследования
происходить из интуитивного познания. — И желает человек познать себя самого
по своему внутреннему существу, то может он это только через интуицию. Через
нее воспринимает он, что продвигается в нем от одной Земной жизни к другой
Земной жизни.

*

Достигнуть познания через инспирацию и интуицию человек может также
только через Душевно-Духовные упражнения. Они аналогичны тем, которые были
описаны как „внутреннее погружение» (медитация) для достижения
имагинации. В то

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн