Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

сделать свой глаз невосприимчивым для вещей, на которые

он не смотрит намеренно. Он должен быть защищен как бы душевной

броней от всяких бессознательных впечатлений. — Особенно должен

он обратить в этом смысле свою задачу на жизнь своих мыслей.

Он ставит перед собой какую-нибудь определенную мысль и

старается думать только о том, что он может вполне сознательно

и совершенно свободно связать с этой мыслью. Он отклоняет

произвольные, приходящие на ум мысли. Желая привести мысль в

какую-нибудь связь с другой мыслью, он тщательно обдумывает,

откуда к нему пришла эта другая мысль.- Он идет еще дальше.

Питая, например, против чего-нибудь известную антипатию, он

побеждает ее и старается установить сознательное отношение к

каждой вещи. Таким образом, бессознательные элементы все меньше

вмешиваются в его жизнь. Только благодаря такому воспитанию

десяти-лепестковый лотос достигает той формы, которую он должен

иметь. Душевная жизнь должна сделаться у духовного ученика

жизнью в постоянном внимании и надо действительно уметь держать

вдали от себя то, на что не хочешь или не должен обращать

никакого внимания. — Если к подобному самовоспитанию

присоединяется потом медитация по указаниям духовной науки,

тогда лотос в области желудочной впадины достигает зрелости

правильным образом и то, что воспринималось прежде благодаря

вышеописанным органам чувств только как форма и теплота,

получает теперь духовно свет и окраску. И благодаря этому

раскрываются, например, таланты и способности душ, а также

скрытые свойства природы. Цветовая аура живых существ

становится таким образом видимой; окружающее нас возвещает о

своих душевных качествах. — Надо признать, что именно в этой

области необходима при развитии величайшая тщательность, ибо

игра бессознательных воспоминаний бывает здесь чрезвычайно

живой. В противном случае у многих людей существовало бы

упомянутое здесь чувство, ибо оно выступает почти немедленно,

как только человек начинает держать вполне в своей власти

впечатления своих чувств, так что они зависят уже единственно

от его внимания или невнимания. Это душевное чувство остается в

бездействии только до тех пор, пока сила внешних чувств

удерживает его в состоянии смутности и подавленности.

Еще более трудным, чем развитие описанных лотосов,

является развитие шести-лепесткового цветка лотоса,

находящегося в середине тела. Ибо для этого развития необходимо

достигнуть совершенного подчинения всего человека его

самосознанию так, чтобы тело, душа и дух были у него в полной

гармонии. Отправления тела, наклонности и страсти души, мысли и

идеи духа должны быть приведены в совершенное согласие между

собой. Тело должно быть настолько облагорожено и очищено, чтобы

его органы не влекли его ни к чему, что не служит душе или

духу. Душа не должна понуждаться телом к вожделениям и

страстям, противоречащим чистому и благородному мышлению. Но и

дух не должен как рабовладелец господствовать над душой,

налагая на все свои веления долга и законы; она должна сама по

собственной свободной склонности, следовать обязанностям и

велениям долга. Обязанность не должна тяготеть над учеником,

как что-то, чему он подчиняется против воли, но должна быть

тем, что он исполняет по любви. Духовный ученик должен развить

свободную душу в равновесии между чувственностью и духовностью.

Он должен достигнуть возможности полагаться на свою

чувственность, ибо она должна быть настолько очищенной, чтобы

потерять силу увлекать его вниз. Он не должен больше иметь

нужды в обуздании своих страстей, ибо они сами собой должны

следовать правильному. Пока человеку необходимо бичевать себя,

он не может быть духовным учеником на известной ступени.

Добродетель, к которой еще нужно принуждать себя, не имеет цены

для духовного ученичества. Пока у еще есть вожделение, оно

мешает ученичеству, даже если бы он старался ему не

потворствовать. И безразлично, принадлежит ли это вожделение

телу или душе. Если человек избегает, например, какого-нибудь

возбуждающего средства, чтобы очистить себя отказом от

наслаждения, то это окажет ему пользу только в том случае, если

его тело не испытывает благодаря этому воздержанию никакой

тягости. В противном случае, это показывает, что тело желает

этого возбуждающего средства и тогда воздержание не имеет

никакой цены. В таком случае вполне возможно, что человеку

лучше временно отказаться от намеченной цели и подождать, пока

для него не наступит — быть может лишь в следующей жизни —

более благоприятные в чувственном отношении обстоятельства. В

некоторых положениях разумный отказ является гораздо большим

достижением, чем стремление к чему-нибудь недостижимому при

данных условиях. Такой разумный отказ даже более соответствует

развитию.

Кто развил в себе шести-лепестковый лотос, тот достигает

общения с существами, принадлежащими к высшим мирам; однако,

лишь в том случае, если их бытие проявляется в мире душ. Но при

духовном обучении не советуют развивать этот лотос, пока ученик

не подвинулся дальше на этом пути, на котором он может

возвысить свой дух в еще более высокий мир. Развитие цветов

лотоса должно всегда сопровождаться этим вступлением в

подлинный мир духа. Иначе ученик впадает в спутанность и

неуверенность. Правда, он научился бы видеть, но ему не

доставало бы способности правильно судить об увиденном. —

Впрочем, в самих условиях, необходимых для развития

шести-лепесткового лотоса, заключается уже известное

ручательство против спутанности и неустойчивости. Ибо не легко

привести в смущение того, кто достиг совершенного равновесия

между чувственностью (телом), страстью (душою) и идеей (духом).

И все же необходимо еще нечто большее, чем это ручательство,

когда благодаря развитию шести-лепесткового лотоса,

человеческому восприятию становятся доступны одаренные жизнью и

самостоятельностью существа, принадлежащие к миру, столь

коренным образом отличному от мира физических чувств. Чтобы

сохранить уверенность в этих мирах, ему недостаточно одного

развития лотосов; для этого ему надо иметь в своем распоряжении

еще более высокие органы. Теперь будет речь о развитии этих

высших органов; а затем может быть сказано и об остальных

лотосах и о дальнейшей организации душевного тела. (Само собой

разумеется, что выражение «душевное тело» ( как и многие

подобные выражения в духовной науке), взятое в буквальном

смысле слова, содержит в себе противоречие. Тем не менее этим

выражением пользуются, потому что ясновидческое сознание

воспринимает нечто такое, переживание чего в духовном

соответствует в физическом переживанию тела).

Развитие душевного тела, как оно только что было описано,

дает человеку возможность восприятия сверхчувственных явлений.

Но кто желает действительно разобраться в этом мире, тот не

должен останавливаться на этой ступени развития. Недостаточно

одной подвижности лотосов. Человек должен быть в состоянии

самостоятельно и в полном сознании управлять и владеть

движением своих духовных органов. Иначе он сделался бы игрушкою

внешних сил и могуществ. Чтобы не стать такой игрушкой, ему

необходимо приобрести способность внимать так называемому

«внутреннему слову». Для этого должно быть развито не только

душевное тело, но также и эфирное. Это — то тонкое тело,

которое представляется ясновидящему как бы своего рода

двойником физического тела. Оно является как бы промежуточной

ступенью между физическим и душевным. (Сравните сказанное здесь

с описанием эфирного тела в «Теософия» того же автора). Обладая

способностями ясновидения, можно при полном сознании отвлечься

от восприятия физического тела стоящего перед нами человека. На

высшей ступени это — то же самое, что упражнение внимания на

низшей. И как человек может отвлечь свое внимание от

чего-нибудь, находящегося перед ним, в такой степени, что оно

перестанет для него существовать, так и ясновидящий может

погасить в себе восприятия физического тела до того, что оно

явится для него физически вполне прозрачным. Если он поступит

таким образом со стоящим перед ним человеком, то перед его

душевным взором, кроме душевного тела, которое больше эфирного

и физического и оба их пронизывает, останется еще так

называемое эфирное тело. Эфирное тело имеет приблизительно

величину и форму физического,

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн