Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

чувства и характера, может случиться, что перед
учеником предстанет высший Мир прежде, чем он имеет необходимые для этого
внутренние способности. Тогда встреча с двойником подавляла бы его и
приводила бы к заблуждениям. Была бы, однако — что все-таки также было бы
возможно — встреча с двойником полностью избежена и человек однако же был бы
приведен в сверх-чувственный Мир, то он также мало был бы в состоянии,
познать этот Мир в его истинном облике. Ибо это было бы ему полностью
невозможно, чтобы различать между тем, что он сам усматривает в вещах и тем,
что они действительно есть. Такое различение возможно только, когда
воспринимают собственное существо как некий образ и через это отделяют от
окружения все, что проистекает из собственного Внутреннего. — Двойник
действует для жизни человека в физически-чувственном мире так, что он через
обозначенное чувство стыда делает себя тотчас невидимым, когда человек
приближается к Душевно-Духовному миру. Тем самым закрывает он, однако, также
весь сам этот Мир. Как „Страж» стоит он здесь, перед этим Миром, чтобы
заградить доступ тем, которые еще не пригодны к вступлению в этот Мир. Он
может, отсюда, „Страж порога, который перед Душевно-Духовным миром
есть» быть назван. — Помимо, через изложенное вступление в сверх-чувственный
Мир, встречает человек еще при прохождении через физическую смерть этого
Стража порога». И он раскрывает себя постепенно в Душевно-Духовном
развитии в течение жизни между смертью и новым рождением. Здесь, однако,
встреча не может подавлять человека, ибо он знает здесь о других Мирах, чем
в жизни между рождением и смертью.

Если человек без того, чтобы иметь встречу со „Стражем порога»,
вступил бы в Духовно-Душевный мир, то он мог бы впадать в одно заблуждение
за другим. Ибо он не мог бы никогда различать, что он сам вносит в этот Мир
и что ему действительно принадлежит. Правомерное обучение должно, однако,
вести Духовного ученика в область истины, не в таковую иллюзии. Такое
обучение будет через самое себя таким, что встреча необходимо должна однажды
произойти. Ибо оно есть одно из, для наблюдения сверх-чувственных Миров,
правил предосторожности, против возможности заблуждения и фантастики. — Это
принадлежит к самым неотложным пред-мерам, которые каждый Духовный ученик
должен предпринять, чтобы тщательно работать над собой, чтобы не стать
фантастом, неким человеком, который может впасть в некое возможное
заблуждение, само-обман (внушение и само-внушение). Где указания Духовного
обучения будут верно последуемы, там будут одновременно уничтожены
источники, которые могут нести заблуждение. Здесь не может, конечно,
говориться о всех многочисленных отдельных подробностях, которые при таких
пред-мерах входят в рассмотрение. Может быть только указано, на что
приходится главное. Заблуждения, которые здесь входят в рассмотрение,
проистекают из двух источников. Они происходят частью от того, что через
собственное Душевное существо окрашивают действительность. В обычной жизни
физически-чувственного мира есть этот источник заблуждения соотносительно
небольшой опасности; ибо здесь будет внешний Мир всегда остро в своем
собственном облике навязываться наблюдению, как его также, наблюдатель, по
своим желаниям и интересам, ни желал бы окрасить. Как только, однако,
вступают в имагинативный Мир, меняют себя его образы через такие желания и
интересы и имеют как некую действительность перед собой то, что только сами
образовали или со-образовали. Через то теперь, что через встречу со
„Стражем порога» Духовный ученик узнает все, что в нем есть, что он,
итак может внести в Душевно-Духовный мир, является этот источник заблуждения
устраненным. И подготовление, которое Духовный ученик перед вступлением в
Душевно-Духовный мир позволяет предоставить себе, действует ведь здесь так,
что он приучает себя уже при наблюдении чувственно-физического мира
выключать самого себя и вещам и процессам чисто через их собственное
существо позволяет говорить в себе. Кто это подготовление достаточно
проделал, может спокойно ожидать встречу со „Стражем порога». Через
нее проверит он себя окончательно, чувствует ли он себя действительно в
положении выключать свое собственное существо также тогда, когда он стоит
напротив Душевно-Духовному миру.

Кроме этого источника заблуждений существует, теперь, еще другой. Он
выступает тогда явно, когда некое впечатление, которое получают, неправильно
истолковывают. В физически-чувственной жизни простой пример для такого
заблуждения есть тот, который возникает, когда сидят в железнодорожном
поезде и верят, что деревья движутся в противоположном направлении поезда, в
то время как, однако, движутся сами с поездом. Хотя существует
многочисленные случаи, где такие заблуждения в чувственно-физическом мире
труднее установить правильно, чем в приведенном простом случае, однако легко
усмотреть, что в этом мире человек находит также средства, чтобы устранить
такие заблуждения, если он со здоровым суждением втягивает в рассмотрение
все, что может служить соответствующему разъяснению. По-другому обстоит дело
все-таки, как только вступают в сверх-чувственные области. В чувственном
мире факты не будут изменены через человеческое заблуждение; поэтому это
есть возможно, чтобы через непредвзятое наблюдение исправить заблуждение на
фактах. В сверх-чувственном Мире, однако, не является возможным сделать это
без дальнейшего. Если желают наблюдать некий сверх-чувственный процесс и
подступают к нему с неправильным суждением, то вносят это неправильное
суждение в него; и будет таковое так переплетено с фактом, что его
невозможно сразу отличить от такового. Заблуждение есть тогда не в человеке
и правильный факт извне такового, но заблуждение само сделано составной
частью внешнего факта. Оно не может, поэтому также просто быть исправлено
через некое непредвзятое наблюдение факта. С этим указано на то, что может
быть чрезмерно богатым текущим источником заблуждения и фантастики для тех,
кто без правильного подготовления подступают к сверх-чувственному Миру. —
Как, теперь, Духовный ученик приобретает себе способность, чтобы исключать
такие заблуждения, которые возникают через окрашивание сверх-чувственных
явлений собственным существом, то должен он также приобрести другой дар:
второй охарактеризованный источник заблуждения сделать не-действенным. Он
может выключить, что приходит от него самого, когда он только узнал образ
собственного двойника; и он сможет выключить то, что в указанном направлении
есть второй источник заблуждения, когда он приобретет себе способность,
чтобы по устроенности некого факта сверх-чувственного Мира узнавать есть ли
это действительность или заблуждение. Если бы заблуждения выглядели точно
так, как действительности, тогда было бы различение невозможно. Это, однако,
не есть так. Заблуждения сверх-чувственного Мира имеют сами по себе
качества, через которые они отличаются от действительности. И главное
приходится на то, что Духовный ученик знает, по каким свойствам он может
распознавать действительности. Ничто не появляется более само-разумеющимся,
чем что не-знаток Духовного обучения говорит: Где существует тогда вообще
некая возможность, чтобы защитить себя против заблуждения, раз его источники
есть так многочисленны? И если он далее говорит: Является ли тогда вообще
какой-нибудь Духовный ученик уверенным, что все его предполагаемые высшие
познания не покоятся на заблуждении и само-заблуждении (внушении и
авто-внушении Suggestion und Autosuggestion)? Кто так говорит, не учитывает,
что в каждом истинном Духовном обучении, через весь род, как оно протекает,
истчники заблуждения будут закупорены. Во-первых, истинный Духовный ученик
через свое подготовление пробретет себе достаточно знаний обо всем, что
может привести заблуждение и само-заблуждение и установить себя через это в
положение, чтобы защитить себя от них. Он имеет в этом отношении
действительно как никакой другой человек возможность, чтобы сделать себя
трезвым и способным суждения для хода жизни. Он будет через все, что он
узнает побужден, чтобы ничто из неопределенных предугадываний, вдохновений и
так далее, не удерживать. Обучение делает его таким осторожным, насколько
возможно. К этому приходит то, что каждое истинное обучение прежде всего
ведет к понятиям о великих Мировых событиях, итак ведет к вещам, которые
делают необходимым напряжение силы суждения, через что таковое, однако,
одновременно будет утончено и заострено. Только тот, кто желал бы отклонить
отправляться в такие отдаленные области и желал бы удерживать себя только на
близ-лежащих „откровениях», тому могло бы уйти потерянным заострение
той здоровой силы суждения, которая дает ему уверенность в различении между
заблуждением и действительностью. Однако все это еще не есть самое важное.
Самое важное расположено в самих упражнениях, которые будут применены при
неком правомерном Духовном обучении. Таковые должны именно так быть
устроенными, чтобы сознание Духовного ученика во время внутреннего
погружения точно обозревает все, что происходит в Душе. Сначала, чтобы
вызвать имагинацию, будет

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн