Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

создан чувство-образ. В таковом есть еще
представления о внешних восприятиях. Человек не только единственно участвует
в его содержании; он делает его не сам. Итак, он может предать себя некому
заблужнению относительно того, как оно возникло; он может его происхождение
ложно истолковывать. Но Духовный ученик удаляет это содержаение из своего
сознания, когда он восходит к упражнениям для инспирации. Здесь погружает он
себя только в собственную Душевную деятельность, которая образовала
чувство-образ. Также здесь еще возможна ошибка. Человек через воспитание,
обучение и так далее, усвоил себе род Душевной деятельности. Он не может
знать всего о его происхождении. Теперь, однако, удаляет Духовный ученик
также еще эту собственную Душевную деятельность из сознания. Если теперь
нечто остается, то не пристает на этом ничего, чего нельзя обозреть. В это
не может примешаться ничто, о чем в отношении своего целого содержания
нельзя судить. В своей интуиции имеет, итак, Духовный ученик нечто, что
показывает ему, как устроена некая полностью чистая действительность
Духовно-Душевного мира. Если он, теперь, итак опознанные признаки
Духовно-Душевной деятельности применяет ко всему, что подступает к его
наблюдению, тогда может он отличить видимость от действительности. И он
может быть уверен, что он при применении этого закона будет охраняем от
заблуждения в сверх-чувственном Мире также, как не может это происходить ему
в физически-чувственном мире, чтобы некий воображаемый горячий кусок железа
считать за такой, который действительно жжет. Само-разумеется, что будут
соотносить себя только так к таким познаниям, которые рассматривают как свои
собственные переживания в сверх-чувственных Мирах и не к тем, которые
получают как сообщения от других и которые постигают своим физическим
рассудком и своим здоровым чувством истины. Духовный ученик будет стараться,
чтобы протянуть граничащий рубеж между тем, что он приобрел одним, что
приобрел другим образом. Он будет охотно принимать сообщения о высших Мирах
и искать понять их через свою способность суждения. Когда он, однако,
обозначает нечто как некий собственный опыт, как некое, сделанное им самим
наблюдение, то он будет должен проверить, предстало ли таковое ему напротив
точно с качествами, которые он научился воспринимать при не-обманывающей
интуиции.

*

Когда Духовный ученик встречу с описанным „Стражем порога» имеет
позади себя, тогда предстоят ему при восхождении в сверх-чувственные Миры
дальнейшие переживания. Прежде всего он заметит, что существует внутреннее
родство между этим „Стражем порога» и той Душевной силой, которая при
приведенном выше описании получилась как седьмая и образовала себя как в
самостоятельное существо. Да, это седьмое существо есть в известном
отношении не что другое как двойник, сам „Страж порога». И оно ставит
Духовному ученику особую задание. Он должен то, что он есть в своей обычной
Самости (Selbst) и что является ему в образе, направлять и вести через
новорожденную Самость. Получается некий род борьбы против двойника. Таковой
будет продолжающе стремиться к перевесу. Поставить себя в правильное
отношение к нему, не позволить ему ничего сделать, что не происходило бы под
влиянием новорожденного „Я», это усиливает и укрепляет силы человека.
— Теперь, есть это в высшем Мире с само-познанием в известном направлении
по-другому, чем в физически-чувственном мире. В то время как в последнем
само-познание выступает только как внутреннее переживание, представляет себя
новорожденная Самость сразу же как Душевно-внешнее явление. Видят свою
новорожденную Самость как некое другое существо перед собой. Однако не могут
полностью воспринимать его. Ибо на какую бы ступень ни удалось бы взойти
человеку на пути в сверх-чувственные Миры: имеются всегда еще более высокие
ступени. На таковых будут всегда еще больше воспринимать от своей
„высшей Самости». Итак таковое может Духовному ученику на какой-нибудь
ступени разоблачать себя только частичным образом. Теперь, однако искушение
есть неимоверно велико, которому подвергается человек, когда он сначала
будет воспринимать нечто из своей „высшей Самости», чтобы эту
„высшую Самость» рассматривать как бы с точки зрения, которую он
завоевал в физически-чувственном мире. Это искушение есть даже хорошее и
должно наступить, если развитие должно идти правильно. Должно рассмотреть
то, что предстает как двойник, „Страж порога» и поставить его перед
„высшей Самостью», чтобы можно было заметить расстояние между тем, что
человек есть и тем, чем человек должен стать. При таком рассмотрении
Страж порога» начинает принимать полностью другой облик. Он
представляет себя как некий образ всех препятствий, которые устанавливают
себя против развития „высшей Самости». Будут воспринимать, какой груз
тащят в своей обычной Самости. И являются через свое подготовление не
достаточно сильным, чтобы сказать себе: Я не буду здесь остановливаться, но
буду неуклонно развивать себя к „высшей Самости», то будут
парализованы и испуганы тем, что предстоит. Остаются тогда погруженным в
Душевно-Духовный мир, но прекращают себя дальше вырабатывать. Становятся
пленником того облика, который теперь стоит перед Душой черезСтража
порога». Важное есть то, что при этом переживании человек не имеет ощущения,
будто он есть пленник. Будут много более верить, что переживают нечто
полностью другое. Облик, который вызывает „Страж порога», может быть
таков, что он выносит в Душе наблюдателя впечатление, будто таковой имеет,
теперь, в образах, которые выступают на этой ступени развития, уже полный
охват всех только возможных Миров перед собой; будто достигли вершины
познания и не нуждаются, чтобы стремиться дальше. Вместо пленника, человек
может почувствовать себя неизмеримо богатым обладателем всех Мировых тайн. О
том, что человек может иметь такое переживаение, которое представляет
противоположную часть истинного состояния дел, не станет удивляться тот, кто
обдумает, что ведь тогда, когда это переживают, уже стоят в Душевно-Духовном
мире и что особенностью этого Мира есть то, что события в нем могут
представлять себя наоборот. В этой книге на этот факт было указано при
рассмотрении жизни после смерти.

Облик, который воспринимают на этой ступени развития, показывает ему
еще нечто другое, чем тот, в котором ему сперва представил себяСтраж
порога». В этом двойнике должны были быть восприняты все те качества,
которыми обладает обычная Самость человека вследствие влияния сил Люцифера.
Теперь, однако, в ходе человеческого развития через влияние Люцифера в
человеческую Душу вовлечена некая другая властная сила. Это есть таковая,
которая была обозначена как сила Аримана в прежних частях этой книги. Это
есть та сила, которая в физически-чувственном существовании препятствует,
чтобы за поверхностью чувственного воспринимать расположенных
Душевно-Духовных существ внешнего Мира. Что стало под влиянием этой силы с
человеческой Душой, это показывает в образе тот облик, который выступает при
охарактеризованном переживании. — Кто, соответствующе подготовленным
подступает к этому переживанию, тот даст ему его истинное истолкование; и
тогда вскоре покажет себя некий другой облик, который в противоположность
обозначенному „Малому Стражу» можно назватьВеликий Стражем
порога». Таковой сообщает Духовному ученику, что он не должен оставаться
стоять на этой ступени, но энергично работать дальше. Он вызывает в
наблюдателе сознание, что Мир, которым он овладел, только тогда станет
истиной и не превратит себя в никакую иллюзию, когда работа соответствующим
образом будет продолжена дальше. — Кто, однако, через некое неправомерное
Духовное обучение неподготовленно подступил бы к этому переживанию, тому
тогда, когда он приходит к „Великому Стражу порога» влилось бы в Душу
нечто, что только можно будет сравнить с „чувством некого неизмеримого
ужаса», некого „безграничного страха».

Как встреча с „Малым Стражем порога» Духовному ученику дает
возможность, чтобы проверить себя, защищен ли он от заблуждений, которые
могут возникнуть через внесение им своего существа в сверх-чувственный Мир,
так может он на переживаниях, которые ведут его в конце к „Великому
Стражу порога» проверить, является ли он выросшим для заблуждений, которые
выше были приведены назад ко второму обозначенному источнику. Удается ему
оказать противодействие той властной иллюзии, которая достигнутый Мир
образов обманчиво показывает ему как богатое достояние, в то время как он
сам, однако, есть только пленник, то является он в дальнейшем ходе своего
развития также предохраненным от того, чтобы принять видимость за
действительность.

Страж порога» для каждого отдельного человека будет принимать до
известной степени некий индивидуальный облик. Встреча с ним соответствует
ведь как раз тому преживанию, через которое будет преодолен личный характер
сверх-чувственных наблюдений и будет дана возможность вступить в

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн