Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

некую
область переживаний, которые являются свободными от личной окраски и
действенными для каждого человеческого существа.

*

Когда Духовный ученик имел описанные преживания, тогда он способен,
чтобы различать в Душевно-Духовном окружающем мире то, что он сам есть, от
того, что есть вне его. Он будет тогда распознавать, как необходимо
понимание описанного в этой книге Мирового процесса, чтобы понимать человека
и саму его жизнь. Понимают ведь физическое тело только, когда познают, как
оно построило себя через Сатурно-, Солнце-, Луно- и Земле-развитие. Понимают
эфирное тело, если прослеживают его образование через Солнечное, Лунное и
Земное развитие. Понимают, однако, также то, что в настоящее время совместно
связано с развитием Земли, когда познают, как постепенно все развернуло
себя. Через Духовное обучение будут установлены в состояние, чтобы познать
соотношение всего, что есть у человека к соответствующим фактам и существам,
находящегося вне человека Мира. Ибо это есть так: что каждый член у человека
стоит в неком отношении ко всему остальному Миру. В этой книге об этом могли
быть сделаны ведь только намеки в эскизно-образном очерке. Должно, однако,
обдумать, что например, физическое тело человека в течение Сатурно-развития
имелось только в первом задатке. Его органы: сердце, легкие, мозг образовали
себя позднее, в течение времени Солнца, Луны и Земли, из первых задатков.
Так значит, сердце, легкие и так далее, стоят в известных отношениях к
развитию Солнца, Луны и Земли. Полностью соответствующе есть это с членами
эфирного тела, чувственного тела, чувственной Души и так далее. Человек
образован из целого, ему ближе всего расположенного Мира; и каждая
отдельность которая есть у него, соответствует некому процессу, некому
существу внешнего Мира. Духовный ученик приходит на соответсвующей ступени
своего развития к тому, чтобы познать это отношение своего собственного
существа к великому Миру. И можно эту ступень познания назвать восприятием
соответствия „малого Мира», Микрокосмоса, самого человека и
„великого Мира», Макрокосмоса. Когда Духовный ученик достигает такого
познания, тогда для него может наступить новое переживание. Он начинает
чувствовать себя как сросшимся со всем Мирозданием, хотя и ощущает свою
полную самостоятельность. Это ощущение есть некое восхождение в целый Мир,
Одно-становление (Einswerden) с ним, но без того, чтобы потерять собственное
существо. Можно эту ступень развития обозначить как „Одно-становление
с Макрокосмосом». Это есть значимо, чтобы это Одно-становление не мыслить
так, как если через таковое прекращалось бы обособленное сознание и
человеческое существо изливалось бы во Вселенную (All). Такая мысль была бы
только выражением, вытекающего из необученной силы суждения, мнения. —
Отдельные ступени высшего познания в смысле некого процесса посвящения,
который здесь был описан, могут теперь быть обозначены следующим образом:

Изучение Духовной науки, причем обслуживают себя сначала силой
суждения, которую завоевали в физически-чувственном мире.

Приобретение имагинативного познания.

Чтение сокровенного писания (соответствующее инспирации).

Вживание себя в Духовное окружение (соответствующее интуиции).

Познание взаимосвязей между Микрокосмосом и Макрокосмосом.

Одно-становление с Макрокосмосом.

Совокупное переживание прежних опытов, как некое
Осново-Душе-настроение.

Эти ступени не должны, однако, быть помыслены примерно так, что будут
проделаны одна за другой. Обучение может, много более, протекать так, что по
индивидуальности Духовного ученика, некая предшествующая ступень должна быть
пройдена только вплоть до известной степени, когда он начинает делать
упражнения, которые соответствуют следующей ступени. Может, например, быть
полностью хорошо, чтобы сначала некоторые имагинации завоевали надежным
образом и все-же уже делают упражнения, которые инспирацию, интуицию или
познание совместной связи Микрокосмоса с Макрокосмосом вовлекают в область
собственного переживания.

*

Когда Духовный ученик приобрел себе некое переживание интуиции, то
знает он не только образы Душевно-Духовного мира, он может не только читать
их соотношения в „сокровенном писании»: он приходит к познанию самих
существ, через чье совместное действие возникает Мир, к которому принадлежит
человек. И он учится через это познавать себя самого в том облике, который
он как Духовное существо имеет в Душевно-Духовном мире. Он пробился к некому
восприятию своего высшего „Я» и он заметил, как он должен работать
дальше, чтобы господствовать своим „двойником», „Стражем
порога». Он имел, однако, также встречу с „Великим Стражем порога»,
который стоит перед ним как постоянный побудитель работать дальше. Этот
Великий Страж порога» становится, теперь, его прообразом, к которому
он желает устремиться. Когда наступает это ощущение в Духовном ученике,
тогда достиг он возможности чтобы познать, кто здесь собственно как
Великий Страж порога» перед ним стоит. Отныне превращает себя этот
Страж в восприятии Духовного ученика в облик Христа, чье существо и
вмешательство в Земное развитие видно из предшествующих глав этой книги.
Духовный ученик через это будет сам посвящен в возвышенную тайну, которая
связана с именем Христа. Христос показывает ему себя как „великий
Земной прообраз человека». — Является таким образом через интуицию в
Духовном мире Христос распознанным, тогда будет ему также понятным, что
разыгралось на Земле исторически в четвертом после-Атлантическом периоде
Земли (в Греко-Латинское время). Как к этому времени высокое Солнечное
существо, Существо-Христос вмешалось в Земное развитие и как оно, теперь,
действует далее в этом Земном развитии, это будет для Духовного ученика
некое самопережитое познание. Это есть, итак, некое раскрытие смысла и
значения Земного развития, которое Духовный ученик получает через интуицию.

Описанный здесь этим путь к познанию сверх-чувственных Миров есть
такой, которым может идти каждый человек, в каком бы также положении он ни
находился в современных жизненных условиях. Когда идет речь о таком пути, то
должно обдумать, что цель познания и истины во все времена Земного развития
есть одна и та же, что, однако, исходные пункты человека к различным
временам были различны. Человек в настоящее время не может исходить из того
же отправного пункта, если он желает вступить на путь в сверх-чувственные
области, как например, древний Египетский посвящаемый. Отсюда, упражнения,
которые возлагались Духовному ученику в древнем Египте не позволяют
выполнять себя современному человеком без дальшейшего. С того времени
человеческие Души прошли через различные воплощения; и это прохождение
вперед от воплощения к воплощению не есть без смысла и значения. Способности
и качества Душ меняются от воплощения к воплощению. Кто человеческую,
историческую жизнь рассматривает также только поверхностно, может заметить,
что начиная с двенадцатого и тринадцатого столетия после Христа по сравнению
с прежним, все жизненные условия изменились, что мнения, чувства, но также
способности людей стали другими, чем они были прежде. Здесь описанный путь к
высшему познанию есть, теперь, такой, который пригоден для Душ, которые
воплощаются непосредственно в наше время. Он есть такой, что устанавливает
исходный пункт Духовного развития там, где стоит в настоящее время человек,
когда он находится в каких-нибудь данных ему, через это настоящее время,
жизненных условиях. -Идущее вперед развитие ведет человечество, в отношении
путей к высшему познанию, так же от одного отрезка времени к другому ко
всегда другим формам, как также внешняя жизнь меняет свои облики. И должно
ведь также в любое время господствовать совершенное созвучие между внешней
жизнью и посвящением.
«Настоящее и будущее развитие Мира и человечества»

В смысле Духовной науки о настоящем и будущем развитии Мира и человека
невозможно познать нечто, без того, чтобы понять прошлое этого развития. Ибо
то, что представляется всприятию Духовного исследователя, когда он наблюдает
скрытые факты прошлого, это включает одновремнно все то, что он может знать
о настоящем и будущем. В этой книге говорилось о развитии Сатурна, Солнца,
Луны и Земли. Нельзя понять в Духовно-научном смысле Земное развитие, если
не наблюдать факты предшествующих времен развития. Ибо что встречается
человеку в настоящее время в Земном мире, в это вставлены в известном
отношении факты Лунного, Солнечного и Сатурнического развития. Существа и
вещи, которые участвовали при развитии Луны, продолжали образовываться
дальше. Из них стало все то, что принадлежит в настоящее время к Земле. Но
это есть для физически-чувственного сознания не все воспринимаемо, что
развило себя через (herьber) Луну к Земле. Часть того, что развило себя
через эту Луну, будет проявлено только на известной ступени
сверх-чувственного сознания. Когда это познание достигнуто, тогда

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн