Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

мира, тогда можно его назвать красным. При
чувственно-физическом предмете будет однако всегда сначала здесь внешнее
впечатление и затем внутреннее цвето-переживание; при истинном
сверх-чувственном созерцании человека нашего времени должно это быть
наоборот: сначала внутреннее переживание, которое является тене-образным,
как некое голое цвето-воспоминание и затем, становящийся все более живым,
образ. Чем меньше обращают внимание на то, что процесс таковым должен быть,
тем меньше можно различать между действительным восприятием и воображенным
заблуждением (иллюзией, галлюцинацией и так далее). Как живообразно будет
теперь образ при таком Душевно-Духовном восприятии, останется ли он
тене-образным, как некое смутное представление, действует ли он интенсивно,
как внешний предмет, это зависит всецело от того, как сверх-чувственно
познающий себя развил. — Можно общее впечатление, которое созерцающий имеет
от человеческого эфирного тела описывать так, что скажут: когда
сверх-чувственно познающий донес это до такой силы воли, что он, вопреки
тому, что перед ним стоит физический человек, внимание может отвлечь от
того, что видит физический глаз, то сможет он посредством сверх-чувственного
сознания видеть в пространстве, которое занимает человек. К этому
принадлежит, само-разумеется, сильное повышение воли, чтобы не только свое
внимание отвлечь от нечто, о чем думают, но от нечто, что стоит перед ним,
так что физическое впечатление будет полностью погашено. Однако такое
повышение возможно и оно наступает через упражнения к сверх-чувственному
познанию. Тот, так познающий, может тогда сначала иметь общее впечатление
эфирного тела. В его Душе всплывает то же самое внутреннее восприятие,
которое он имеет при виде, примерно как, цвета персикового цветения. Затем,
воспринимает он также отдельные органы и течения эфирного тела. Можно,
однако, эфирное тело также дальше описывать, давая переживания Души, которые
соответствуют тепло-восприятиям, звуко-впечатлениям и так далее. Ибо оно
есть не только, примерно как, голое цвето-явление. В таком же самом смысле
могут также быть описаны астральное тело и другие члены человеческого
существа. Кто вовлекает это во внимание, увидит как должно принимать
описания, которые сделаны в смысле Духо-науки (сравните „Сущность
человечества»).

«Астральный мир»

Пока наблюдают только физический мир, представляет себя Земля, как
место обитания человека, как некое обособленное тело. Когда, однако,
сверх-чувственное познание восходит к другим Мирам, тогда прекращается эта
обособленность. Отсюда может быть сказано, что имагинация воспринимает с
Землей, одновременно вплоть до в настоящее время, развитое состояние Луны.
Тот мир, в который таким образом вступают, есть теперь такой, что к нему
принадлежит не только сверх-чувственное Земли, но что также еще в него
уложены другие Мировые тела, которые физически обособлены от Земли.
Познающий сверх-чувственные Миры наблюдает тогда не только сверх-чувственное
Земли, но прежде всего также сверх-чувственное других Мировых тел. (Что
прежде всего дело идет о наблюдении других Мировых тел, пусть заметит тот,
кто будет настаивать на вопросе: почему же сверх-чувственное созерцание не
указывает как на Марсе и так далее обстоит это. Вопрошающий имеет тогда
физическо-чувственные взаимосвязи ввиду.) Отсюда, в изложении этой книги
может также говориться об известных отношениях развития Земли к
одновременному развитию Сатурна, Юпитера, Марса и так далее. — Когда
астральное тело человека, теперь, будет отнято сном, то принадлежит оно не
только Земным состояниям, но Мирам, в которых еще другие Мировые области
задействованы. Да, эти Миры действуют также в бодрственном состоянии внутрь
в астральное тело человека. Отсюда, название „астральное тело» может
являться правомерным.
«О жизни человека после смерти»

В изложениях этой книги говорилось о времени, насквозь через которое,
после наступления смерти человека, астральное тело остается еще объединенным
с эфирным телом. В течение этого времени имеется постепенно поблекшее
воспоминание о всей, именно, истекшей жизни (сравните „Сон и смерть»).
Это время есть для различных людей различно. Оно зависит то того, как сильна
сила, с которой у человека астральное тело удерживает при себе эфирное тело,
какую власть имеет первое над вторым. Сверх-чувственное восприятие может
получить некое впечатление такой власти, когда оно наблюдает человека,
который по своей степени Душевно-телесной конституции должен был бы спать,
который, однако, через внутреннюю силу, поддерживает себя бодрствующим. И
теперь показывается, что различные люди могут поддерживать себя различно
долго бодрствующими, без того чтобы время от времени быть одоленными сном.
Приблизительно так долго, как человек в самом крайнем случае, когда это
необходимо, может поддерживать себя бодрствующим, так долго длится после
смерти воспоминание об уже истекшей жизни, то есть совместная-связь с
эфирным телом.

*

Когда эфирное тело после смерти отделилось от человека (сравните
„Сон и смерть»), то остается от него, все-таки, для всего более
позднего развития человека, еще нечто, что можно описать как экстракт или
эссенцию такового. Такой экстракт содержит плоды истекшей жизни. И он
является носителем всего того, что в течение Духовного развития человека
между смертью и новым рождением разворачивает себя как зародыш для следующей
жизни (сравните „Сон и смерть»).

*

Время между смертью и новым рождением (сравните „Сон и смерть»)
является в своей длительности определенным через то, что „Я», как
правило, только тогда опять в физически-чувственный мир возвращается
обратно, когда таковой себя так преобразил, что новое может быть пережито
для „Я». В то время как таковое есть в Духовных областях, меняет себя
Земное место обитания. Это изменение совместно-зависит по одному направлению
от великих изменений Вселенной; от изменений положения Земли к Солнцу и так
далее. Это, однако, насквозь есть изменения, в которых известные повторения
выступают в связи с новыми соотношениями. Они находят свое внешнее выражение
в том, что, например, точка на небосводе, в которой Солнце восходит в начале
весны, в течение примерно 26000 лет обращается в одном полном круге. Эта
весенняя точка движется через это в течение этого времени от одной Небесной
области к другой. По истечении двенадцатой части такого времени, что есть,
приблизительно, 2100 лет, соотношения на Земле так широко изменяются, что
человеческая Душа на таковой может пережить новое, после прежде-прошедшего
воплощения. Так как, однако, переживания человека различны, по тому как он
воплощает себя, как мужчина или как женщина, то в течение
охарактеризованного временного промежутка, как правило, происходят два
воплощения, одно как мужчина, одно как женщина. Однако, зависят эти вещи от
того, каковы есть силы, которые человек из Земного бытия берет с собой через
смерть. Поэтому, такие сведения, как данные здесь, должно воспринимать
только так, что они действенны в существенном, в отдельности они, однако,
показывают себя многосторонним образом измененными. От приведенных
соотношений во Вселенной зависит это, именно, только между смертью и новым
рождением. В другом отношении, зависит это от состояний развития, через
которые человек проходит в это время. Эти состояния ведут „Я» после
известного истечения времени к некому Духовному настрою, который в своей
внутренней Духовной жизни не находит более удовлетворения, который развивает
стремление к такому изменению сознания, которое удовлетворяет себя в
само-отражении через физическое переживание. Из взаимодействия такой
внутренней жажды по воплощению и данной во Вселенной возможности найти
соответствующую телесность, следует вступление человека в Земную жизнь. Оно
следует — потому что двоякое должно взаимодействоватьодин раз также когда
жажда» еще не достигает своей высоты, потому что некое,
приблизительно подходящее воплощение может быть достигнуто; другой раз,
также когда „жажда» перешла через нормальную высоту, потому что к
соответствующему времени еще не было никакой возможности воплощения. Общее
жизне-настроение, в котором находится человек через качественность своего
телесного существа, зависит совместно от этих соотношений.
«Ход жизни человека»

Жизнь человека, как она себя выражет внешне в последующих состояниях
между рождением и смертью, может только через то быть понятой, что вовлекают
во внимание не только чувственно-физическое тело, но также те изменения,
которые происходят со сверх-чувственными членами человеческой природы. —
Можно рассматривать эти изменения следующим образом. Физическое рождение
представляет себя как отделение человека от физической материнской оболочки.
Силы, которые человеческий зародыш

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн