Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

так что оно занимает

приблизительно то же пространство, что и физическое. Это — в

высшей степени тонко и нежно организованное тело. (Я прошу

физика не смущаться выражением «эфирное» тело. Слово «эфир»

указывает только на тонкость этого образования. «Эфир», о

котором идет здесь речь, пока отнюдь не следует сближать с

«эфиром» физических гипотез.). Его основной цвет отличается от

семи цветов, содержащихся в радуге. Кто способен наблюдать его,

знакомится с таким цветом, которого собственно не существует

для чувственного наблюдения. Ближе всего можно сравнить его с

окраской молодого цветка персика. Если хотят наблюдать эфирное

тело само по себе, то надо посредством подобного же упражнения

внимания погасить в своем восприятии также и явления душевного

тела. Если не сделать этого, то вид эфирного тела будет иной,

благодаря проникающему его насквозь телу душевному.

Частицы эфирного тела человека находятся в постоянном

движении. Бесчисленные потоки пронизывают его по всем

направлениям. Этими потоками поддерживается и управляется

жизнь. Каждое тело, одаренное жизнью, имеет такое эфирное тело.

Оно есть у растения и у животных. И даже у минералов

внимательный наблюдатель заметит его следы. Упомянутые потоки и

движения вначале совершенно не зависят он воли и сознания

человека, как не зависит от воли деятельность сердца или

желудка. — И пока человек не займется своим развитием, в смысле

приобретения сверхчувственных способностей, до тех пор остается

и эта независимость. Ибо высшее развитие на известной ступени в

том именно и состоит, что к независимым от сознания потокам и

движениям эфирного тела присоединяются и другие, вызываемые

самим человеком.

Когда оккультное обучение настолько подвинется вперед, что

упомянутые в предыдущей главе цветы лотосов начнут приходить в

движение, тогда учеником бывает достигнуто уже многое из того,

что приводит к пробуждению в его эфирном теле совершенно

определенных потоков и движений. Цель этого развития

заключается в том, чтобы в области физического сердца

образовался своего рода центр, откуда исходили бы потоки и

движения самых разнообразных духовных цветов и форм. Этот центр

является в действительности не просто точкой, а чрезвычайно

сложным образованием и удивительным органом. Он сияет и

переливается разнообразнейшими цветами и являет формы,

обладающие величайшей правильностью и могущие изменяться из

одних в другие. Новые формы и цветовые потоки направляются из

этого органа к другим частям тела и еще дальше, за его пределы,

проникая и озаряя собой все душевное тело. Но главнейшие их

этих потоков устремляются к цветкам лотоса. Они пронизывают их

отдельные лепестки и управляют их вращением; а затем, на

вершине лепестка, они устремляются наружу, теряясь во внешнем

пространстве. Чем выше развитие человека, тем обширнее

окружность, по которой распространяются эти потоки.

В особенно близкой связи с указанным центром стоит

двенадцати-лепестковый цветок лотоса. В него непосредственно

впадают эти потоки. И через него проходят потоки с одной

стороны к шестнадцати-лепесткому и к двух-лепестковому, а с

другой стороны (с нижней) — к десяти-, шести- и

четырех-лепестковому лотосу. В этом устройстве кроется причина,

почему в оккультном обучении особое внимание должно быть

обращено на развитие именно двенадцати-лепесткового лотоса. При

каком-нибудь упущении в этой области все развитие органов

ясновидения пошло бы по неправильному пути. — Из сказанного

можно судить о том, как тонко и нежно по природе своей

оккультное обучение и с какой точностью надо поступать, чтобы

развитие протекало надлежащим образом. Отсюда непосредственно

следует, что давать указания для развития сверхчувственных

способностей может лишь тот, кто испытал на самом себе все, что

ему предстоит развить в другом и кто поэтому способен в

совершенстве знать, приведет ли его указания к вполне

правильному результату.

Если ученик исполнит все данные ему указания, то он

сообщит своему эфирному телу потоки и движения, находящиеся в

гармонии с законами и развитием мира, к которому принадлежит

человек. Поэтому эти указания являются всегда отображением

внешних законов мирового развития. Они состоят в упомянутых и

подобных им упражнениях в медитации и концентрации, приводящих

при правильном применении к описанным последствиям. Духовный

ученик должен в определенные времена совершенно проникаться в

душе содержанием этих упражнений, внутренне как бы всецело

наполняясь ими. Они начинаются с простых указаний способных,

прежде всего углубить и придать более внутренний характер

разумному и рассудочному, головному мышлению. Вследствие этого

мышление становится свободным и независимым от всех чувственных

впечатлений и опытов. Оно собирается как бы в одной точке,

которая находится в полной власти человека. Тем самым создается

предварительный центр для потоков эфирного тела. Этот центр

находится вначале не в области сердца, а в голове. Он является

здесь для ясновидящего исходной точкой движений.- К полному

успеху приходит только то оккультное обучение, которое начинает

с создания этого центра. Если бы с самого начала центр был

перенесен в область сердца, то начинающий ясновидец мог бы,

конечно иметь некоторые прозрения в высшие миры, но не мог бы

получить правильного проникновения в связь этих высших миров с

нашим чувственным миром. А это является безусловной

необходимостью для человека на современной ступени мирового

развития. Ясновидящий не должен обращаться в мечтателя; он

обязан сохранять твердую почву под ногами.

Когда центр в голове оказывается достаточно закрепленным,

он перемещается вниз, в область гортани. Это достигается

дальнейшим применением упражнений в концентрации. Тогда

упомянутые движения эфирного тела начинают излучаться из

области гортани. Они освещают душевное пространство вокруг

человека.

Дальнейшие упражнения делают ученика способным

самостоятельно определять положение своего эфирного тела.

Прежде это положение зависело от сил, притекавших извне и

исходивших от физического тела. Благодаря последующему развитию

человек получает способность вращать свое эфирное тело в разные

стороны. Эта способность обуславливается потоками, идущими

приблизительно вдоль обеих рук и имеющими свой центр в

двух-лепестковом лотосе в области глаз. Это происходит от того,

что лучи, исходящие из гортани, слагаются в округлые

образования, часть которых направляется к двух-лепестковому

лотосу, чтобы оттуда, в виде волнообразных потоков, устремиться

вдоль рук. — Дальнейшее развитие состоит в том, что эти потоки

делятся и разветвляются, образуя своего рода сплетении,

окружающее подобно сетке (сетчатой оболочке) все эфирное тело.

Между тем, как прежде оно не имело снаружи никакой замкнутой

границы, так что жизненные потоки непосредственно из общего

жизненного моря вливались в него и изливались, теперь эти

внешние потоки должны пробегать через эту оболочку. Благодаря

этому человек становится чувствительным к внешним потокам. Он

начинает воспринимать их. — Вместе в тем наступает мгновение,

когда центр всей системы потоков и движений может быть

перенесен в область сердца. Это происходит опять благодаря

продолжению упражнений в медитации и концентрации. При этом и

достигается та ступень, на которой человек получает дар

«внутреннего слова». Тогда все вещи получают для него новое

значение. Они начинают быть как бы духовно внятными для него в

своей глубочайшей сущности, они говорят человеку о своей

истинной сущности. Упомянутые течения приводят человека в связь

с внутренней глубиной мира, к которому он принадлежит. Он

начинает сопереживать жизнь своего окружающего и может

откликаться на нее в движениях своих цветов лотоса.

Вместе с тем человек вступает в духовный мир. Когда он

достигает этого, ему открывается новое понимание того, что

говорили великие учителя человечества. Речи Будды и Евангелия

действуют на него, например совсем иначе. Они проникают его

таким блаженством, какого он прежде не знал. Ибо звук их слов

следует движениям и ритмам, которые он теперь сам в себе

развил. Теперь он может непосредственно знать, что такие люди

как Будда или авторы Евангелий высказывают не свои откровения,

а такие, которые притекали к ним из глубочайшей сущности вещей.

Здесь нужно обратить

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн