Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

внимание на один факт, который

становится понятным только из предыдущего. Людям, стоящим на

уровне нашего современного образования, мало понятны

многочисленные повторения в речах Будды. А для ученика они

становятся тем, на чем он охотно отдыхает своим внутренним

чувством. Ибо они отвечают известным ритмическим движениям в

эфирном теле. Отдаваясь им в полной внутренней тишине, он

вызывает в себе созвучие с этими движениями. И так как эти

движения суть отражения определенных мировых ритмов, которые

также в определенные моменты являют нам повторения и правильные

возвраты к прежним, то вслушиваясь в речи Будды, человек

вживается в созвучие с мировыми тайнами.

В духовной науке говорится о четырех качествах, которые

человек должен приобрести на так называемой стезе испытания для

того, чтобы подняться к высшему познанию. Первое из них состоит

в способности отделять в мыслях истинное от явления, истину от

простого мнения. Второе качество состоит в правильной оценке

истинного и действительного по сравнению с явлением. Третья

способность состоит в упомянутом уже в предыдущей главе

применении шести качеств: контроля мыслей, контроля действий,

настойчивости, терпимости, веры и спокойствия духа. Четвертое

качество есть любовь к внутренней свободе.

Одно рассудочное понимание того, что заключается в этих

качествах, совершенно бесполезно. Они должны быть настолько

внедрены в душу, чтобы положить начало в ней внутренним

привычкам. Возьмем, например, первое качество: различение

истинного от явления Человек должен воспитать себя таким

образом, чтобы в каждой встречающейся ему вещи совершенно

непосредственно отмечать несущественное от того, что имеет

настоящее значение. Такое воспитание себя удается только при

постоянном возобновлении направленных в эту сторону попыток и

сохранении во время своих наблюдений над внешним миром полного

покоя и терпения. Под конец взор будет столь же естественно

задерживаться на истинном, как раньше он удовлетворялся

несущественным. «Все преходящее есть лишь подобие»: эта истина

становиться непосредственным убеждением души. Таким же образом

надо поступать и относительно остальных четырех качеств.

Под влиянием этих четырех душевных привычек тонкое эфирное

тело человека действительно начинает изменяться. Благодаря

первой — «различению истинного от явления» — создается

упомянутый центр в голове и подготавливается центр в гортани.

Для действительного развития их нужны затем, конечно, указанные

выше упражнения в концентрации. Развивают собственно они, а

четыре привычки помогают созреванию. — Когда центр в гортани

подготовлен, тогда правильной оценкой истинного, по сравнению с

несущественным явлением, вызывается упомянутое свободное

овладение эфирным телом, облечение и ограничение его сетчатой

оболочкой. Когда человек выработает в себе эту оценку, для него

открывается постепенно восприятие духовных фактов. Но пусть он

не думает, что он должен совершать только такие поступки,

которые могут показаться значительными с точки зрения

рассудочной оценки. Самый незначительный поступок, какое-нибудь

движение рукой, является исполненным значения в великом

строительстве мирового целого, и дело только в том, чтобы

прийти к сознанию. этого значения. Речь идет не о низкой, а о

правильной оценке наших повседневных жизненных дел. — О шести

добродетелях, из которых слагается третье качество, говорилось

уже в предыдущей главе. Они связаны с развитием

двенадцати-лепесткового лотоса в области сердца. Туда, как уже

было показано, должен быть на самом деле направлен жизненный

поток эфирного тела. Четвертое качества — желание освобождения

— служит затем к тому, чтобы помочь созреванию этого эфирного

органа близ сердца. Когда это качество делается душевной

привычкой, человек освобождается от всего, что связано только

со способностями его личной природы. Он перестает смотреть на

вещи со своей отдельной точки зрения. Исчезают границы его

низкого «я», приковывающие его к этой точке зрения. Тайны

духовного мира получают доступ к его внутреннему существу. Это

и есть освобождение. Ибо эти оковы принуждают человека смотреть

на вещи и на существ так, как это ему лично присуще. Но ученик

должен стать независимым и свободным от всякого личного взгляда

на вещи.

Отсюда видно, что предписания, исходящие от духовной

науки, действуют глубоко определяющим образом на самую

внутреннюю природу человека. Таковыми являются и предписания ,

касающиеся четырех названных качеств. В той или иной форме они

находятся во всех мировоззрениях, признающих духовный мир.

Давая людям эти предписания, основатели подобных мировоззрений

исходили не из каких-нибудь смутных чувств. Напротив, они

делали это в силу того, что были великими посвященными. Слагая

свои нравственные предписания, они исходили из познания. Им

было известно, как действуют эти предписания на более тонкую

природу человека, и они желали, чтобы их последователи

постепенно развивали в себе эту более тонкую природу. Жить в

духе подобных мировоззрений, это значитьработать над своим

духовным усовершенствованием. И только тогда человек работает

так, он служит мировому целому. Совершенствование себя вовсе не

есть себялюбие. Ибо несовершенный человек является также и

несовершенным слугой человечества и мира. Человек служит целому

тем лучше, чем он сам совершеннее. Здесь приложимы слова:

«Украшая себя, роза красит весь сад».

Поэтому основатели глубоких мировоззрений являются

высокими посвященными. Исходящее от них вливается в

человеческие души. И благодаря этому вместе с человечеством

движется и весь мир. Посвященные совершенно сознательно

работали над этим процессом развития человечества. Только тогда

станет понятным содержание их наставлений, если принять во

внимание, что наставления эти почерпнуты из самых внутренних

глубин человеческой природы. Великими познавателями были

посвященные и из своих знаний отпечатывали они идеалы

человечества. И человек приближается к этим вождям, когда он в

своем собственном развитии поднимается к их высотам.

Когда у человека началось такого рода развитие эфирного

тела, как это было описано в предыдущем, для него открывается

совершенно новая жизнь. И он должен на пути ученичества

своевременно получить разъяснения, которые дадут ему

возможность разобраться в этой новой жизни. Он видит, например,

благодаря шестнадцати-лепестковому лотосу духовные образы

высшего мира. И он должен уяснить себе все различие этих

образов в зависимости от того, какие предметы или существа их

вызывают. Первое, на что он может обратить внимание это то, что

на некоторые из этих образов он может своими мыслями и

ощущениями оказывать сильное влияние, а на другие не может

оказывать никакого или лишь очень незначительное. Один род

образов тотчас же изменяется, как только при их появлении у

наблюдателя сначала возникает мысль: «это прекрасно», а затем

во время созерцания эта мысль переходит в другую «это полезно».

— Этой особенностью изменяться от всякой мысли и от всякого

чувства, исходящих от наблюдателя отличаются образы,

происходящие от минералов или от искусственно сделанных

предметов. В меньшей степени замечается это у образов,

принадлежащих растениям и еще меньше у тех, которые отвечают

животным. Эти образы также подвижны и полны жизнью. Но их

подвижность только отчасти происходит от влияния человеческих

мыслей и ощущений, частью же они вызываются причинами, на

которые человек не имеет никакого влияния. Но вот, среди всего

этого мира образов выступают еще и такие, которые в начале

почти совершенно изъяты от всякого воздействия со стороны

человека. Ученик может убедиться, что эти образы происходят не

от минералов или искусственно сделанных предметов, а также и не

от растений или животных. Чтобы достигнуть здесь полной

ясности, он должен всмотреться в образы, о которых ему

известно, что они вызваны чувствами, влечениями, страстями и

т.д. других людей. Но и относительно этих образов он может

найти, что его собственные мысли все же имеют на них некоторое,

хотя и сравнительно слабое влияние. В мире образов всегда

остается некоторая доля таких, на которые это влияние бывает

совершенно ничтожно. — И в начале пути ученичества этот остаток

составляет даже вообще наибольшую часть всего, что он видит.

Уяснить себе природу этой части ученик может только из

наблюдения над самим собой. Тогда он узнает,

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн