другом мире. Но, как сказано выше, опыты эти первоначально
суть не что иное, как отпечатки, оттиснутые в духовном мире его
собственной, связанной с физическими чувствами способностью
представления. — Только вполне развитые цветы лотоса дают ему
возможность отмечать не принадлежащие к физическому миру
проявления. А благодаря развитому эфирному телу возникает потом
полное знание об этих, из иных миров идущих, извещениях. —
Вместе с тем начинается общение человека с новым миром. И
теперь ему надо с помощью наставлений, полученных в оккультной
школе, достигнуть прежде всего двух вещей. Сначала он должен
получить возможность во время бодрствования совершенно ясно
вспомнить наблюдения, сделанные во время сна. А когда он этого
достигнет, он приводится к тому, чтобы совершать такие же
наблюдения и во время обычного бодрственного состояния. Его
внимание, обращенное на духовные впечатления, упражняется таким
образом, чтобы эти впечатления больше не исчезали в присутствии
физических и чтобы он мог иметь их постоянно, наряду и вместе с
последними.
Когда ученик достиг этой способности, перед его духовным
взором выступают некоторые черты из описанной в предыдущей
главе картины. Отныне он может воспринимать то, что существует
в духовном мире, как причина физического. И прежде всего внутри
этого мира он может познать свое высшее «Я». — Ближайшей
задачей его будет теперь некоторым образом врасти в это высшее
«Я», т.е. действительно видеть в нем свое истинное существо и
вести себя соответственно. Все больше получает он представление
и живое чувство о том, что его физическое тело и то, что он
прежде называл своим «я», суть только орудия высшего «Я». По
отношению к низшему «я» у него возникает такое же ощущение,
которое у ограниченного чувственным миром человека бывает к
орудию или к повозке, которыми он пользуется. И как последний
не причисляет к своему «я» той повозки, в которой он едет, хотя
бы он даже говорил «я еду» в том же смысле, как и: «я иду», —
так и развитый человек, говоря «я вхожу в дверь», в
действительности имеет представление: «я вношу в дверь свое
тело». Но только это должно стать для него настолько
самоочевидным понятием, чтобы он ни на одно мгновение не терял
твердое почвы физического мира и чтобы никогда вследствие этого
не наступало чувство отчуждения от чувственного мира. Чтобы не
стать мечтателем или фантастом, духовный ученик должен с
помощью высшего сознания делать жизнь свою в физическом мире не
беднее, а богаче, подобно тому, как обогащает ее тот, кто
вместо ног пользуется для своего передвижения поездом железной
дороги.
Когда ученик достиг такой жизни в своем высшем «Я» — или
даже во время приобретения высшего сознания, — ему становится
ясным, как пробудить в органе, созданном около сердца, орган
духовного восприятия и как им руководить посредством описанных
в прошлой главе токов. Этот орган восприятия состоит из более
высокой вещественности, которая исходит из упомянутого органа и
в сияющей красоте струится по движущимся цветкам лотоса, а
также и по другим каналам развитого эфирного тела. Оттуда он
сияет наружу, в окружающий духовный мир и делает его духовно
видимым, как солнечный свет делает физически видимым предметы
на которые он падает.
Каким образом в органе сердца рождается этот высший орган
восприятия — это становится понятным только постепенно, в самом
ходе развития.
Отчетливо воспринимаемым, в виде предметов и существ,
духовный мир становится собственно только для того, кто может
подобным же образом посылать этот орган восприятия сквозь свое
эфирное тело во внешний мир, чтобы освещать им предметы. —
Отсюда видно, что полное сознание о вещах духовного мира может
возникнуть только при условии, что человек сам наводит на них
свет своего духа. Однако в действительности то «Я», которое
порождает этот орган восприятия, живет совсем не в физическом
теле человека, но, как было показано, вне его. Орган сердца это
— лишь место, где человек извне возжигает этот орган духовного
света. Если бы он возжег его не здесь, а где-нибудь в другом
месте, то вызванные им духовные восприятия не имели бы никакой
связи с физическим миром. Но человек должен все высшее,
духовное, относить именно к физическому миру и давать духовному
через себя воздействовать на последний. Орган сердца и есть
именно тот орган, посредством которого высшее «Я» делает «я»
чувственное своим орудием и откуда оно управляет этим
последним.
Однако ощущение, которое имеет развитый человек перед
вещами духовного мира, отлично от ощущения, свойственного
чувственному человеку перед физическим миром. Последний
чувствует себя в определенном месте чувственного мира, а
воспринимаемые им предметы — находящимися «вне» его. Духовно же
развитый человек чувствует себя напротив, как бы соединенным с
предметом своего духовного восприятия, как бы «внутри» его. И
он на самом деле странствует в духовном пространстве с места на
место. Поэтому на языке тайноведения его называют также
«странником». Вначале он нигде не бывает дома. — Если бы он
остался при этом странствовании, он не мог бы действительно
определить ни одного предмета в духовном пространстве. Как в
физическом пространстве определяют предмет или место тем, что
исходят из известной точки, также должно это происходить и в
ином мире. И там необходимо отыскать какое-либо место, которое
надо сначала подробно исследовать и духовно взять в свое
обладание. В этом месте надо основать свою духовную родину, а
затем все остальное поставить в то или иное отношение к этой
родине. Ведь и живя в физическом мире, человек видит все так,
как это влекут за собой представления его физической родины.
Берлинец невольно описывает Лондон иначе, чем парижанин.
Однако, с духовной родиной это обстоит все-таки иначе, чем с
физической. В последней человек рождается без участия со свое
стороны; в ней он инстинктивно воспринимает во время своей
юности ряд представлений, которые с тех пор невольно бросают
для него свой свет на все. Духовную же родину он с полным
сознанием образует себе сам. Поэтому исходя из нее, он и судит
с полной ясностью и свободой. — Это образование духовной родины
на языке тайноведения называется «построением хижины».
Духовное созерцание не этой ступени простирается прежде
всего на духовные противообразы физического мира, поскольку эти
противообразы находятся в так называемом мире астральном. В
этом мире находится все то, что по существу своему подобно
человеческим влечениям, чувствам, вожделениям и страстям. Ибо
ко всем окружающим человека чувственным вещам принадлежат также
и силы, родственные упомянутым человеческим силам. Кристалл,
например, слагается в форму под влиянием сил, которые для
высшего созерцания представляются подобными влечению,
действующему в человеке. Подобные же силы прогоняют сок по
сосудам растений, содействуют распусканию цветов и раскрытию
семенных коробочек. Все эти силы получают форму и цвет для
развитого органа духовного восприятия совершенно также, как
предметы физического мира имеют форму и цвет для физического
глаза. На описанной ступени развития ученик видит не только
кристалл и растение, но также и эти духовные силы. И он видит
животные и человеческие влечения не только благодаря
проявлениям физической жизни их обладателей, но и
непосредственно, как предметы подобно тому, как в физическом
мире он видит столы и стулья. Весь мир инстинктов, влечений и
страстей животного или человека превращается в астральное
облако, которым окутано существо или в ауру.
Далее, на этой ступени развития ясновидящий воспринимает
также и вещи, почти или совершенно ускользающие от чувственного
познания. Он может, например, заметить астральное различие
между пространством, наполненным преимущественно низменно
настроенными людьми и пространством, в котором присутствуют
люди высокого душевного строя. В больнице не только физическая,
но и духовная атмосфера иная, чем в танцевальном зале.
Торговому городу свойственен другой астральный воздух, чем
университетскому. Сперва способность восприятия таких вещей у
начинающего ясновидца будет развита очень слабо. Она будет
относиться к вышеназванным предметам так же, как сновидческое
сознание чувственного человека — к его бодрственному сознанию.
Но постепенно он пробудится вполне также и на этой ступени.
Высшее достижение ясновидца на описанной ступени
созерцания это — та, на которой ему являются активные
астральные противообразы животных и человеческих влечений и
страстей. Действие, исполненное любви, сопровождается