Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

другом мире. Но, как сказано выше, опыты эти первоначально

суть не что иное, как отпечатки, оттиснутые в духовном мире его

собственной, связанной с физическими чувствами способностью

представления. — Только вполне развитые цветы лотоса дают ему

возможность отмечать не принадлежащие к физическому миру

проявления. А благодаря развитому эфирному телу возникает потом

полное знание об этих, из иных миров идущих, извещениях. —

Вместе с тем начинается общение человека с новым миром. И

теперь ему надо с помощью наставлений, полученных в оккультной

школе, достигнуть прежде всего двух вещей. Сначала он должен

получить возможность во время бодрствования совершенно ясно

вспомнить наблюдения, сделанные во время сна. А когда он этого

достигнет, он приводится к тому, чтобы совершать такие же

наблюдения и во время обычного бодрственного состояния. Его

внимание, обращенное на духовные впечатления, упражняется таким

образом, чтобы эти впечатления больше не исчезали в присутствии

физических и чтобы он мог иметь их постоянно, наряду и вместе с

последними.

Когда ученик достиг этой способности, перед его духовным

взором выступают некоторые черты из описанной в предыдущей

главе картины. Отныне он может воспринимать то, что существует

в духовном мире, как причина физического. И прежде всего внутри

этого мира он может познать свое высшее «Я». — Ближайшей

задачей его будет теперь некоторым образом врасти в это высшее

«Я», т.е. действительно видеть в нем свое истинное существо и

вести себя соответственно. Все больше получает он представление

и живое чувство о том, что его физическое тело и то, что он

прежде называл своим «я», суть только орудия высшего «Я». По

отношению к низшему «я» у него возникает такое же ощущение,

которое у ограниченного чувственным миром человека бывает к

орудию или к повозке, которыми он пользуется. И как последний

не причисляет к своему «я» той повозки, в которой он едет, хотя

бы он даже говорил «я еду» в том же смысле, как и: «я иду», —

так и развитый человек, говоря «я вхожу в дверь», в

действительности имеет представление: «я вношу в дверь свое

тело». Но только это должно стать для него настолько

самоочевидным понятием, чтобы он ни на одно мгновение не терял

твердое почвы физического мира и чтобы никогда вследствие этого

не наступало чувство отчуждения от чувственного мира. Чтобы не

стать мечтателем или фантастом, духовный ученик должен с

помощью высшего сознания делать жизнь свою в физическом мире не

беднее, а богаче, подобно тому, как обогащает ее тот, кто

вместо ног пользуется для своего передвижения поездом железной

дороги.

Когда ученик достиг такой жизни в своем высшем «Я» — или

даже во время приобретения высшего сознания, — ему становится

ясным, как пробудить в органе, созданном около сердца, орган

духовного восприятия и как им руководить посредством описанных

в прошлой главе токов. Этот орган восприятия состоит из более

высокой вещественности, которая исходит из упомянутого органа и

в сияющей красоте струится по движущимся цветкам лотоса, а

также и по другим каналам развитого эфирного тела. Оттуда он

сияет наружу, в окружающий духовный мир и делает его духовно

видимым, как солнечный свет делает физически видимым предметы

на которые он падает.

Каким образом в органе сердца рождается этот высший орган

восприятия — это становится понятным только постепенно, в самом

ходе развития.

Отчетливо воспринимаемым, в виде предметов и существ,

духовный мир становится собственно только для того, кто может

подобным же образом посылать этот орган восприятия сквозь свое

эфирное тело во внешний мир, чтобы освещать им предметы. —

Отсюда видно, что полное сознание о вещах духовного мира может

возникнуть только при условии, что человек сам наводит на них

свет своего духа. Однако в действительности то «Я», которое

порождает этот орган восприятия, живет совсем не в физическом

теле человека, но, как было показано, вне его. Орган сердца это

— лишь место, где человек извне возжигает этот орган духовного

света. Если бы он возжег его не здесь, а где-нибудь в другом

месте, то вызванные им духовные восприятия не имели бы никакой

связи с физическим миром. Но человек должен все высшее,

духовное, относить именно к физическому миру и давать духовному

через себя воздействовать на последний. Орган сердца и есть

именно тот орган, посредством которого высшее «Я» делает «я»

чувственное своим орудием и откуда оно управляет этим

последним.

Однако ощущение, которое имеет развитый человек перед

вещами духовного мира, отлично от ощущения, свойственного

чувственному человеку перед физическим миром. Последний

чувствует себя в определенном месте чувственного мира, а

воспринимаемые им предметы — находящимися «вне» его. Духовно же

развитый человек чувствует себя напротив, как бы соединенным с

предметом своего духовного восприятия, как бы «внутри» его. И

он на самом деле странствует в духовном пространстве с места на

место. Поэтому на языке тайноведения его называют также

«странником». Вначале он нигде не бывает дома. — Если бы он

остался при этом странствовании, он не мог бы действительно

определить ни одного предмета в духовном пространстве. Как в

физическом пространстве определяют предмет или место тем, что

исходят из известной точки, также должно это происходить и в

ином мире. И там необходимо отыскать какое-либо место, которое

надо сначала подробно исследовать и духовно взять в свое

обладание. В этом месте надо основать свою духовную родину, а

затем все остальное поставить в то или иное отношение к этой

родине. Ведь и живя в физическом мире, человек видит все так,

как это влекут за собой представления его физической родины.

Берлинец невольно описывает Лондон иначе, чем парижанин.

Однако, с духовной родиной это обстоит все-таки иначе, чем с

физической. В последней человек рождается без участия со свое

стороны; в ней он инстинктивно воспринимает во время своей

юности ряд представлений, которые с тех пор невольно бросают

для него свой свет на все. Духовную же родину он с полным

сознанием образует себе сам. Поэтому исходя из нее, он и судит

с полной ясностью и свободой. — Это образование духовной родины

на языке тайноведения называется «построением хижины».

Духовное созерцание не этой ступени простирается прежде

всего на духовные противообразы физического мира, поскольку эти

противообразы находятся в так называемом мире астральном. В

этом мире находится все то, что по существу своему подобно

человеческим влечениям, чувствам, вожделениям и страстям. Ибо

ко всем окружающим человека чувственным вещам принадлежат также

и силы, родственные упомянутым человеческим силам. Кристалл,

например, слагается в форму под влиянием сил, которые для

высшего созерцания представляются подобными влечению,

действующему в человеке. Подобные же силы прогоняют сок по

сосудам растений, содействуют распусканию цветов и раскрытию

семенных коробочек. Все эти силы получают форму и цвет для

развитого органа духовного восприятия совершенно также, как

предметы физического мира имеют форму и цвет для физического

глаза. На описанной ступени развития ученик видит не только

кристалл и растение, но также и эти духовные силы. И он видит

животные и человеческие влечения не только благодаря

проявлениям физической жизни их обладателей, но и

непосредственно, как предметы подобно тому, как в физическом

мире он видит столы и стулья. Весь мир инстинктов, влечений и

страстей животного или человека превращается в астральное

облако, которым окутано существо или в ауру.

Далее, на этой ступени развития ясновидящий воспринимает

также и вещи, почти или совершенно ускользающие от чувственного

познания. Он может, например, заметить астральное различие

между пространством, наполненным преимущественно низменно

настроенными людьми и пространством, в котором присутствуют

люди высокого душевного строя. В больнице не только физическая,

но и духовная атмосфера иная, чем в танцевальном зале.

Торговому городу свойственен другой астральный воздух, чем

университетскому. Сперва способность восприятия таких вещей у

начинающего ясновидца будет развита очень слабо. Она будет

относиться к вышеназванным предметам так же, как сновидческое

сознание чувственного человека — к его бодрственному сознанию.

Но постепенно он пробудится вполне также и на этой ступени.

Высшее достижение ясновидца на описанной ступени

созерцания это — та, на которой ему являются активные

астральные противообразы животных и человеческих влечений и

страстей. Действие, исполненное любви, сопровождается

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн