иным
астральным явлением, чем действие, проистекающее из ненависти.
Чувственное вожделение являет кроме себя самого еще и
отвратительный астральный противообраз, ощущение же,
направленное на что-либо высокое, — напротив, прекрасный. Эти
противообразы во время физической жизни человека видимы лишь
слабо. Ибо их сила ослабевается жизнью в физическом мире.
Желание, направленное на какой-нибудь предмет, порождает,
например, в астральном мире, кроме своего собственного
отражения, еще и упомянутый противообраз. Но если желание
получает удовлетворение через достижение этого физического
предмета или, по крайней мере, имеется в виду возможность
такого удовлетворения, тогда противообраз является в виде очень
слабого отблеска. Своей полной силы он достигает только после
смерти человека, когда душа по своей природе все еще принуждена
будет питать это желание, но уже не будет иметь возможности его
удовлетворить за отсутствием самого предмета желания, а также и
соответствующего физического органа. Чувственно настроенный
человек будет, например, и после смерти все еще жаждать
вкусового наслаждения. Но у него не будет возможности
удовлетворить это желание, так как у него не будет больше неба.
Вследствие этого желание породит особенно яркий противообраз,
который будет тогда терзать душу. Эти испытания, переживаемые
после смерти, благодаря противообразам высшей природы души,
называются переживаниями в Кама-локе, т.е. в месте вожделений.
Они прекращаются только тогда, когда душа очистится от всех,
направленных на физический мир, вожделений. Тогда лишь душа
восходит в высшую область (Девахан). — Но хотя у живущего
физической жизнью эти противообразы слабы, они все же
существуют и сопровождают его, как задаток его Кама-локи,
подобно тому, как комету сопровождает ее хвост. И ясновидящий
может их видеть, если он достиг соответствующей ступени
развития.
В таких и в родственных им переживаниях пребывает духовный
ученик на описанной ступени. К более высоким духовным
переживаниям он еще не может подняться на этой ступени
развития. Отсюда ему предстоит еще дальнейшее восхождение.
Достижение непрерывности сознания.
Жизнь человека протекает в смене трех состояний. Это суть:
бодрствование, сон со сновидениями и глубокий сон без
сновидений. Можно понять, каким образом достигают высших
познаний, если составить себе представление об изменениях,
происходящих относительно этих трех состояний у искателя высших
познаний. Пока человек не прошел через школу, ведущую к этим
познаниям, его сознание постоянно прерывается промежутками сна.
В эти промежутки душа ничего не знает, как о внешнем мире, так
и о себе самой. Только по временам из общего моря
бессознательности всплывают сновидения, имеющие связь с
процессами внешнего мира, или состояниями собственного тела.
Обычно в сновидениях видят только особое проявление жизни сна,
и поэтому вообще говорят только о двух состояниях: сна и
бодрствования. Но для тайноведения сновидение имеет
самостоятельное значение наряду с двумя другими состояниями. В
прошлой главе было описано, какое изменение происходит в жизни
сновидений у человека, начинающего восходить к высшему
познанию. Его сновидения теряют свой незначащий, бессвязный и
беспорядочный характер и все более переходят в проникнутый
правильностью и связью мир. При дальнейшем развитии этот новый
мир, родившийся из мира сновидений, не только не уступает по
своей внутренней правде внешней чувственной действительности,
но в нем открываются еще факты, представляющие собой, в полном
смысле слова, высшую действительность. В чувственном мире
повсюду скрыты загадки и тайны. В нем действительно
обнаруживается проявления некоторых высших фактов: однако,
человек, ограниченный одним чувственным восприятием, не может
проникнуть к причинам. Духовному ученику, в описанном,
возникшем из сновидений, но отнюдь у него не постоянном
состоянии частично открываются эти причины. — Правда, он не
может рассматривать эти откровения, как действительные
познания, пока те же самые вещи не явятся ему и в обыкновенной
бодрственной жизни. Но он достигает и этого. Развитие его
направляется на то, чтобы состояние, созданное им сначала из
сновидческого, переносит затем и в бодрствующее сознание. Тогда
чувственный мир обогащается для него чем-то совершенно новым.
Как для человека, родившегося слепым и после операции ставшего
зрячим, окружающий мир обогащается всеми восприятиями,
доступными глазу, так и человек, достигший таким образом
ясновидения, созерцает весь окружающий его мир наделенным
новыми свойствами, вещами, существами и т.д. Теперь ему не
нужно дожидаться сновидения, чтобы ожить в другом мире; он
может всегда, когда это будет уместно переходить в описанное
состояние, поднимаясь к высшему восприятию. Это новое состояние
имеет у него тогда , по сравнению с прежним, такое же значение,
какое в обыкновенной жизни имеет восприятие вещей при
деятельности органов чувств, по сравнению с восприятием при из
бездействии. Можно в истинном смысле сказать: духовный ученик
открывает органы чувств своей души и созерцает вещи, которые
для телесных чувств принуждены оставаться скрытыми.
Но это состояние служит ученику лишь переходом к более
высоким ступеням познания. Если он будет продолжать
предписанные ему его оккультной школой упражнения, то через
некоторое время он найдет, что не только с его ясновидческой
жизнью происходит описанная решительная перемена, но что
превращение распространяется также и на лишенный дотоле
сновидений глубокий сон. Он замечает, что полная
бессознательность, в которой он находился прежде во время
такого сна, прерывается единичными сознательными переживаниями.
Из общего мрака сна всплывают восприятия такого рада, каких он
раньше не знал. Конечно, не легко описать эти восприятия, ибо
наш язык создан ведь только для чувственного мира, и поэтому
можно только приблизительно подыскать слова для обозначения
того, что совсем не принадлежит к этому чувственному миру. Тем
не менее, для описания высших миров вначале приходится
пользоваться словами. Этого достигают только таким путем, что
многое выражают при помощи сравнений, а так как в мире все
находится в родственной связи друг с другом, то это оказывается
возможным. Вещи и существа высших миров настолько все-таки
сродни вещам чувственного мира, что при доброй воле всегда
можно составить себе известное представление об этих высших
мирах даже и при помощи слов, относящихся в чувственному миру.
Надо только всегда иметь в виду, что при подобных описаниях
сверхчувственных миров многое должно иметь значение сравнения и
символа. — Поэтому само духовное обучение производится лишь
отчасти при помощи слов обыкновенного языка; для остального же
ученик изучает при своем восхождении еще другой,
непосредственно понятый ему символический способ выражения. Его
необходимо усвоить себе во время самого духовного ученичества.
Но это не мешает тому, чтобы при помощи обыкновенных описаний,
какие даются здесь, можно было получить некоторое понятие о
природе высших миров.
Желая дать представление о вышеупомянутых переживаниях,
впервые всплывающих из моря бессознательности во время
глубокого сна, лучше всего можно сравнить их как бы своего рода
восприятиями слуха. Можно говорить о восприятии звуков и слов.
Подобно тому, как переживания сновидений, если сравнивать из с
восприятиями чувств, можно определить как своего рода
созерцания, так факты глубокого сна допускают сравнение с
впечатлениями слуха. (В качестве побочного замечания надо
сказать, что и для духовных миров созерцание стоит выше. Краски
и в этом мире являются чем-то более высоким, чем звуки и слова.
Но ученик воспринимает из этого мира при своем обучении,
вначале не высшие краски, а низшие звуки. По своему общему
развитию человек бывает несколько более приспособлен к миру,
открывающемуся ему в сновидениях, и только поэтому он сразу же
воспринимает в нем краски. Для более высокого мира, который
раскрывается в глубоком сне, он еще менее бывает готов; почему
мир и открывается ему прежде всего в звуках и словах; позднее
он может и здесь подняться до форм и красок).
Когда ученик заметит, что в глубоком сне у него появляются