Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

от угла падения на
нее сол-нечных лучей, от того, близка ли она к экватору, к жаркой поло-се,
или находится в более умеренном климате, расположена ли она в низине или в
горной области. Ведь в долине и дышишь ина-че, чем в горах. Итак, человек
находится в полной зависимости от земных условий, от места, на котором он
рожден. Так мы ви-дим, что человек совершенно срастается со своей
матерью-Землей благодаря этой его тесной связи с тем местом с той областью
Земли, в которую он вступает при каждом рождении, и в проявле-нии его
свойств мы видим деятельность тех определяющих сил Зем-ли, которые
обусловлены этой областью. Все это определяет его расовый характер и
окольным путем духи Формы отсталого развития ( те духи Формы или власти,
которые дают человеку его современное сознание в годы, лежащие до и после
его возраста от двад-цати одного до сорок третьего года жизни ) и являются
виновникамирасового различия людей по всей Земле, которое, таким об-разом,
зависит от того места Земли, на котором рожден человек.
Но в этот же период времени, который находится под господ-ством духов
Формы отсталого развития, человек достигает возмож-ности, достигает
способности воспроизведения себе подобного. Так-же и эта способность
усваивается им в период, когда на него ни-как не влияют нормальные духи
Формы, Этим создается возможность того, что человек не только остается в уже
указанной зависимости от места своего рождения, но что усвоенные им
благодаря этому свойства могут наследственно переноситься на его потомков;
что, значит, расовая сопринадлежность высказывается не только в свя-зи с
влиянием на него его места обитания, но и в том, что наследуетсяв расе. В
этом вы найдете объяснение того, почему раса передается по наследству, и нам
станет понятно указание духов-ной науки, что расовые виды, благодаря влиянию
места рождения на людей, могли возникнуть только в прошедшем. Это произошло
в последнее лемурийское и в первое атлантическое время, когда че-ловек был
зависим непосредственно от земного окружения. Позже расовое начало все
больше переносится на наследственную переда-чу, освобождаясь от местных
влияний Земли. Итак, раса есть нечто, что первоначально было связано с
определенной областью Земли и что затем, получая от нее все большую
независимость, укрепилось в человечестве на принципе наследственности.
Из сказанного теперь вам станет ясно, в какой период эволюции понятие о
расе получает смысл. Расовое понятие — в собственном смысле слова — не имеет
никакого смысла в до-лемурий-ские времена, потому что в тот период времени
человек лишь нисходит на Землю. До этого он находился в окружении Земли;
затем он спустился на Землю и в течение всего атлантического времени — как и
в нашем постатлантическом — расовый облик стал передаваться по
наследственности. Мы увидим, что в наше время в народах уже появляются
симптомы, указывающие на то, что расовый характер вновь начинает
растворяться, сглаживаться. Все это мы еще увидим позже. Мы лишь должны
остерегаться рассмат-ривать мир так, как если бы эволюция была просто
подобием ко-леса, безначально и бесконечно вращающегося вокруг своей оси.
Представление о вращающемся колесе, столь пространно приводи-мое в некоторых
мистических миросозерцаниях, вносит невероятную путаницу в понятие
собственной эволюции человечества. Представ-ляя себе эти свершения так, как
если бы, расчлененное на столько-то рас, все, так сказать, вращалось вокруг
постоянного Центра, — совершенно не считаешься с тем, что все находится в
развитии и что сами расы тоже развиваются Расы возникли и пройдут, не будут
существовать в будущем. Они не повторяются однообразно, как это неверно
представляет Синнет своем «Эзотерическом буддизме». Возникновение расовых
видов, расовых своеобразностей мы должны искать в древнем лемурийском
времени; но при этом не должны упускать из вида, что когда наша современ-ная
пятая эпоха развития сменится шестой и седьмой, — не будет больше никакой
речи о таком явлении, которое мы смогли бы от-метить как расу. Представляя
же себе это развитие в непрерывном и равномерном вращении, мы превращаем
наше мышление в своего рода ветряную мельницу, очень далеко удаляясь от
понимания то-го, что действительно происходит в мире.
Итак, мы видим, что развитие рас начинается лишь в лемурийский период
времени силой деятельности духов Формы отсталого развития. Эти духи приводят
в активность силы нашей земной пла-неты на том ее месте, где человек
проводит первые годы своей жизни, и это переносится и на его дальнейшую
жизнь, потому что человек обладает памятью и в этой своей дальнейшей жизни
пом-нит о времени, проведенном им на Земле — в сущности, под влия-нием
отсталого развития — до его двадцать первого года. Чело-век стал бы совсем
иным существом, если бы были деятельны только духи Формы нормального
развития. Но благодаря духам Формы отстало-го развития человек стал зависим
от того места на Земле, где он живет. Отклонение от закономерности
нормальных духов Формы совершилось только что указанным образом, дав этим
сначала зна-чение той местности, на которой живет человек в определенном
воплощении.
Эти явления мы поймем еще лучше, задержавшись на следующем
рассмотрении. До некоторой степени мы можем проследить, каким образом почва
и ее глубины излучают сущность их сил на поверх-ность, проникая собой весь
комплекс человека и делая его зависимым от них. В этом отношении мы можем
указать на определен-ные точки Земли, связанные с существом человека в его
историческом становлении; мы еще будем обстоятельно говорить об этом, а пока
я коснусь этого лишь абстрактно.
Возьмем, например, этот пункт, находящийся в глубинах Африки (см.
следсхему). На этом месте, как бы излучаясь из Земли, деятельны все те силы,
которые способны влиять на человека в период его раннего детства. Позже их
влияние на че-ловека ослабевает, он становится менее подвержен им но, тем не
менее, их отпечаток сильнейшим образом накладывается на него Значит, этот
земной пункт сильнейшим образом действует на чело-века, живущего на этом
месте в период его раннего детства, пре-допределяя людей, которые зависимы
от этих сил, в течение всей их жизни сохранять на себе следы этого их
раннего детства. Та-кова, приблизительно, характеристика всех тех людей — в
смысле их расового характера, — которые из этой части Земли принимают в себя
определяющее их начало. То, что мы именуем черной расой, в существенном
обусловлено этими свойствами.
Переходя дальше, в Азию, мы подходим к той точке земной поверхности, на
которой из сил Земли, из существа Земли, чело-веку на всю жизнь
запечатлеваются следы его более позднего отро-чества, особые свойства
которых дают ему его расовый характер, имеющиеся здесь в виду расы — это
современная желтая раса и раса с коричневым оттенком.
Идя еще дальше, с Востока на Запад к Европе, мы встречаем место,
которое на всю жизнь запечатлевает человеку следы его еще более позднего
отрочества, т. е. те свойства, которые какраз пробуждаются в нем в более
позднем возрасте, в следующей за отрочеством молодости; мы подходим, значит,
к той точке Земли, на которой ее силы вступают в человека не в детстве, а
тогда, когда юность переходит в более зрелый возраст. — Такие земныесилы
охватывают человека, определяя его на всю жизнь. И если мы отметим эти
единичные точки, мы получим своеобразную изогнутую линию. Эта линия
действительна и для нашего времени.

Точка в Африке соответствует тем силам Земли, которые запечат-левают
человеку следы его раннего детства; точка в Азиитем, которые удерживают в
нем следы юности; и самые зрелые следы за-печатлевает человеку
соответствующая точка в области Европы Это просто закономерность, И хотя
возможно возражение, что по отношению к черной и желтой расам европеец
обладает преимущест-вом, тем не менее — приняв во внимание, что в ряде
перевоплоще-ний все люди проходят через различные расы, — в этом,
собствен-но, нет никакой несправедливости. Хотя истина здесь иногда и
завуалирована но вы видите, что с помощью духовной науки все же узнаешь
удивительные вещи,
Продолжая эту линию, мы идем дальше на Запад в область Америки, к
местам, в которых деятельны силы, находящиеся по

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн