людей,
которой надлежит получить некоторую помощь с Востока. Это глубоко обосновано
общим характером земного человечест-ва. Такое повторение вы можете увидеть
даже в развитии теософ-ского движения. Его мы встречаем и в четвертой
послеатлантической культуре, культуре Римлян и Греции. В некотором отношении
римляне действительно дальше ушли в развитии чем греки и, тем не менее, они
перенимают духовную жизнь живущего на восток от них и завоеванного ими
народа.
Чем западнее расположены области, тем более и более будет оправдываться
действующий здесь закон. В сущности, об этих вели-ких истинах можно говорить
только намеком. Они показывают нам то, что соответствует внутреннему
характеру нашей миссии для каждого клочка земной поверхности. И нам надо
хорошо понять наше задание, чтобы подняться над общим характером
человечества. Здесь велика ответственность того, кто захочет вмешаться в
великое движение человечества. Когда дело касается такого великого движения
человечества, — должны умолкнуть все личные симпатии и всякий личный
энтузиазм, потому что дело не в них, а в том, что обусловленовеликими
законами этого человечества. Это надо познать из этих великих законов, не
поддаваясь пристрастию в пользу того или иного. Таков, в сущности, характер
всего розенкрейцерства. Розенкрейцерство — это деятельность в смысле всего
развития человечества. Если узнаешь почву, на которой стоишь, вплоть до ее
островных и полуостровных образований, то почувствуешь тот род ощущения,
который должен охватить душу, когда желаешь быть дея-тельным в смысле
развития человечества.
Некогда силой духов Формы отсталого развития человек был низведен на
Землю и поставлен в зависимость от различных участков этой Земли; этим было
положено основание для развития рас. Затем мы видим все большее смешение
рас. В ходе развития рас мы видим возникновение развития народностей. Мы
видим, что влияние развития народностей сказывается и на развитии единичного
человека. Мы затронем. большую мистерию, если мы, например, спросим: кем был
Платон в смысле его внешнего существа, в смысле его рождения в человечестве?
Это человек, вступающий в род Солонидов, принадлежавший племени ионийцев,
народу Греции, всей кавказской расе. Что Платон был солонидом, ионийцем,
греком, кавказцем — это го-ворит, если это проглядываешь в своей
закономерности, о глубокой мистерии. Это говорит о мистерии, которая нам
показывает сотрудничество на обширной основе всей земной планеты духов
Формы, как нормального, так и отсталого развития, которые, собственно, очень
сильно заинтересованы в том, чтобы сделать человека человеком Земли. В этом
высказывается, каким образом силой этого сотрудни-чества человечество
специфицируется, как затем вступают другие существа, о которых мы уже
говорили при характеристике единичных народностей. Каждый человек принимает
своим существом участие в свершениях, благодаря которым все эти высшие
существа, эти выс-шие духи, сообща формируют мировое развитие.
Нельзя понять единичного человека, не приняв во вниманиетого, чем
он стал в своем общем развитии благодаря совместной деятельности этих
существ. Тем, что на нашей земной планете втаинственной общей деятельности
духов Формы, прошедших через нормальное развитие, с духами Формы, прошедших
через отставшееразвитие, некогда была создана кавказская раса, этим была
создана почва для того, чтобы вообще мог возникнуть Платон, В том, что в это
вершение вступают нормальные и отсталого развития ар-хангелы и вплоть до
ангелов мы видим процесс, который был необходим для возникновения Платона,
который выступает перед нами, как человеческое существо, который открывает
нам свой челове-ческий лик, который является нам с совершенно определенными
свойствами рассудка, чувства и воли. Посредине же между расой и
индивидуальностью находится народность.
Поэтому мы должны были сегодня в общих чертах охарактеризовать основные
предпосылки расы. Завтра мы рассмотрим возникновение из рас народностей,
вступление других иерархических ду-хов и, особенно, их вступление в
деятельность духов Формы.
ЛЕКЦИЯ ПЯТАЯ
Как вывод из вчерашней лекции мы должны отметить, что для
беспристрастного проникновения в факты, которые лежат в основе этих
рассмотрений, необходимо, конечно, в достаточной степени отмежеваться от
всего того, что в ином случае легко охватывает человека как чувства и
ощущения, идущие как раз из той области которую мы теперь должны объективно
характеризовать. Пока не отстранена такая склонность пристрастно принимать
объективную характеристику той или иной расы, той или иной народности и т.
п. — свободное от предрассудков понимание фактов, приводимых в этих лекциях,
будет трудно достижимо. С этим связано то, что говорить об этих вещах
возможно, встречаясь только на одной и ни на какой другой — почве: на почве
духовной науки. Потому что, что бы ни пришлось услышать о характерных
свойствах того или иного народа и, будучи включен в определенную расу, в
оп-ределенный народ, как бы сильно благодаря этому ни был затро-нут в своих
чувствах, ощущениях и т. д., как духовед обладаешь достаточным противовесом,
чтобы положить его на другую чашу весов. Это является действительно понятым
учением о карме иреинкарнации. Это дает нам прозрение, что в
последовательном потоке времен наше индивидуальное существо воплощается в
различнейших расах, в различнейших народах. Таким образом, обращаясь к этому
нашему внутреннему существу, мы можем быть уверены, что в нем мы примем
участие не только в светлых или, может быть, также и теневых сторонах всех
рас, всех народностей, но мы можем быть уверены и в том, что, воплощаясь то
там, то здесь, мы вбираем в него как вклад за вкладом благодеяния всех этих
рас и народов.
Идеей кармы и реинкарнации наше сознание, наш горизонт расширяется,
становится более объемлющим. Поэтому лишь благо-даря ней мы научаемся
выносить то, что в настоящее время должно предстать перед нашим духовным
оком как тайны, связанные с расами и народами. Таким образом, как раз
разбираемое в настоящих рассмотрениях, если оно встретит правильное
понимание, не смо-жет внести в нас чувство неудовлетворенности от своей
инкарна-ции в таком-то народе или в такой-то расе. Тем не менее, этим же
объективным рассмотрением народных и расовых характеров лю-дей, если оно не
будет принято с указанными предпосылками, в человечество сможет быть внесена
глубокая вражда и дисгармония, Благодаря учению о карме и реинкарнации
духовный ученик увидит что каждому — даже самому маленькому — народу
надлежит внести свой вклад в общее развитие человечества. В этом отношении
как раз будут значительны указания второй части этих лекций, когда будет
показано, каким образом единичные влияния народных мис-сий вливаются в общее
человечество и каким образом даже единич-ные народные осколки, рассыпанные
тут и там в больших народных массах, имеют свое значение в общей гармонии
эволюции этого че-ловечества. Но это лишь постепенно сможет взойти перед
нашим духовным оком.
Чтобы достичь полного понимания характеров единичных на-родных душ нам
придется придерживаться таких примеров, которые в некотором отношении яснее
для нас тем, что они являются на-родными характерами современности, в
которой мы сами живем со всей нашей цивилизацией; это с одной стороны; с
другой же — чтобы проработаться к пониманию того, каким образом вообще
сле-дует понимать народные характеры, народные миссии — нам придет-ся
заняться и такими народными характерами, которые несколько отдалены от нас
во времени.
То, что мы нашли в течение последних лекций — что в опре-деленной расе
должны, так сказать, сообща работать дух Формы нормального и дух Формы
отсталого развития и что в определенном народе должен работать архангельский
дух, проходящий нормальное развитие, и другой, идущий в отставшем развитии,
— это, так ска-зать, показало нам, каким образом в эволюцию вступают
существа, которые нам известны как духовные иерархии.
Теперь спросим: каким же образом конкретно сказывается деятельность
более высоких существ? Здесь нам вообще будет полезно несколько проработать
наше понимание иерархий, низшей из которых, как мы знаем, является само
человечество. Вспомнив то, о чем мы говорили уже раньше, мы приходим к
следующему их распорядку: на нижней ступени находится сам человек ( ниже
него лежат три царства природы: животное, растительное и минеральное); над
ним стоят ангелы, потом архангелы, потом первосилы или архаи. Подымаясь над
человеком, мы можем их обозначить первой иерархией
Второй будет следующая:
I. Духи Формы — власти.
2. Духи Движения — силы.
3. Духи Мудрости — господства.
И затем наивысшая из трех иерархий:
I. Духи Воли — престолы.