Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

ступени развития, Я же их
все еще находилось в приглушенности, в сновидческом состоянии. Ко
времениполного пробуждения к самосознанию их Я индийцы были далеевсех других
продвинуты в развитии. К этому времени они ужеобладали богатой внутренней
душевной жизнью, которая уже почтиполностью вышла из тех состояний, которые
еще долгое времяпереживались народамиЕвропы. Это принадлежало уже их
прошлому. Они проснулись к самосознанию, будучи уже снабжены духовнымисилами
и духовными способностями, которые в высокой степениоткрывали им доступ в
духовные миры. Поэтому все занятие и всядеятельность над людскими душами
различных существ — ангелов и архангелов — и сама работа этих душ к их
высвобождению из состояния древнего сумеречного ясновидения — для более
продвинутых из индийского населения были, в сущности, совершенно
безразличны. Они не наблюдали непосредственно деятельностьангелов и
архангелов ивообще тех духовных существ, которыеособенно были заняты
работойв народном духе. Это было уже совершено над их душой, над их
астральным и эфирным телами, пока они, так сказать, еще совсем не
присутствовали при этом. Они пробудились, когда их душа уже достигла очень
высокойзрелости, когда наиболее продвинутые — пройдя нетрудное развитие
могли вычитать из акаша-хроники то, что произошло раньшес развитием;
человечества; так что они обращали взор на их окружение, на мир, и этим
самым могли читать в акаша-хронике происходящее в духовном мире, вычитывать
свои истекшие переживания при сумеречном, приглушенном состоянии сознания.
Они былибессознательно приведены в высшие области, они достигли- ещедо
пробуждения своего Я — духовных способностей, которые былимного богаче, чем
душевные способности западных народов. Такимобразом, эти люди
непосредственно наблюдали духовный мир. Наиболее передовые из вождей
индийского народа были настолькопродвинуты, что при про6ужденииих Я они
действительно дажене нуждались в наблюдении того, каким образом развитие
человечества, так сказать, било ключомиз деятельности духов Формы или
властей, им были ближе те, кого мы называем духами Движения или силами и
находящиеся над ними духи Мудрости. Они особенно интересовали их. Духовные
же существа, стоящие ниже, были, напротив, такими существами, в области
которых они уже находились раньше и которые поэтому больше не
представлялидля нихособенного значения. Таким образом, они обращаливзор к
тем, которых позже они суммировали в общих наименованиях для всех духов
Движения и для всех духов Мудрости, к тем, которые затем были обозначены
греческими выражениямиDynamisиKyriotetes. К ним они обращали свой взор и
говорили: «мула-пракрити»-это сумма духов Движения, и «махапуруша» — общая
сумма духов Мудрости, живущих как бы в духовном единстве. Они могли дойти до
таких воззрений, потому что люди этого народа лишь в столь позднем состоянии
развития пробудились к их Я. То, что позднейшим народам пришлось
переживатьпри наличии самосознания их Я — этим народом было пройдено раньше.
Менее продвинутыми в развитии были народы персидской культуры. Их
самобытными способностями познавания и силой пробуждения их Я на более
низкой ступени их развития они могли достигать властей или духов Формы. Эти
существа были им особенноблизки; до некоторой степени они понимали их и на
них был направлен преимущественно их интерес. Они — народы
персидскихобластей — пробудились в развитии на более низкой ступени,
чеминдийцы, но все же на ступени, подняться на которую еще лишьпредстояло
народам, Запада. Поэтому их восприятию были доступнывластиили духи Формы,
которых они охватывали общим понятием»амшаспанд». Это — излучения, которые
нам известны как духи Формы, или власти и которые — с их
точкизренияособеннохорошо могли наблюдать как раз народы персидской
культуры.
Затем мы приходим к халдейским народам. Они уже осознавали тех существ,
которых мы называем первосилами, ведущими духами времени, т. е. духов
Личности. Определенное сознание какраз об этих первосилах или духах Личности
существовало уже — хотя и иным образом — опять-таки у народов
греко-латинского периода времени. Но у них существовало еще и нечто другое
это то, что сможет нас продвинуть в познании несколько дальше. Греки
находились еще ближе к германскихнародам, но все же Я пробудилось там на
более высокой ступени, чем у германо-северных народов. То, что еще
переживалось северными народами как работа ангелов и архангелов, этого
греко-латинские народы больше не переживали непосредственно. Но они обладали
об этом отчетливым воспоминанием. Итак, различие между германскими
игреко-латинскими народами состояло в том, что греко-латинские народы еще
помнили то участие, которое ангелы и архангелы принимали в развитииих
душевной жизни к дневной ясности, т. к. их сознание неосвободилось от
состояния приглушенности. Ввоспоминании жеэто выступало перед их душами
особенно ярко. Творение всегоэтого мира, весь род и образ действия в
человеческой душе ангелов и архангелов — как отсталого, так и нормального
развития — это знали греки. В мощной картине воспоминания несли они всвоей
душе их истекшие переживания. Воспоминание всегда просветленней,
обрисованней, чем переживание. То, что сказываетсякак память, как
воспоминание — не так свежо и не так юно, нозато оно обладает болеерезкими
очертаниями, более резкими контурами. Влияние на душу человека мира ангелов
и архангелов, их импульс — это вызывалось в воспоминании греков в
резкихконтурах. Этим является греческая мифология. Кто не видит ее такой, а
лишь сравнивает одни имена с выступающими где-тодругими, кто, значит, не
считается с особыми силами в обликахАполлона, Минервы и т. д., тот
занимается лишь внешним сравнением религий, тот сравнивает только униформы.
Суть же деласостоит во всем образе воззрения того времени.
Итак, перед нами следующая картина: греки создавали своюмифологию по
воспоминанию. Египетско-халдейский период времени обладал темным,
затушеванным воспоминанием о деятельностимира ангелов и архангелов, он
переживал его как бы погружающимся в забвение, но зато ему открывался вид в
мир первосил. И, наконец, совершенному забвению предается мир ангелов и
архангелов в персидской мифологии или учении о богах, но зато открывается
вид в мир властей или духов Формы. То, что находится в греческой мифологии,
персидские народы, а тем болееиндийские, — забыли. Все эти свершения они
опять находили вакаша-хронике и создавали себе образы прошедшего из этого их
познавания, которому ужедано было быть обожествленным познаванием привысоко
развитых духовных силах. Из этого вы сможете вывести, что как раз этим
народам Востока необыкновенно трудно будетпонимание западной духовной жизни.
Отсюда эта замкнутость народов Востока по отношению к западной духовной
жизни. Они, конечно, примут западную материалистическую культуру духовнаяже
культура Запада, если они не подходят к ней путем духовной науки, остается
для них более или менее закрытой. Они находились на высокой для человека
ступени уже в те времена, когдана Земле еще не было Христа Иисуса. Он пришел
лишь в четвертой послеатлантической эпохе. Это такое событие, которое ужене
могло быть постижимо развившимися из индийского народасилами. Для этого еще
нужны были такие силы, которые были родственны менее высокому состоянию Я,
которые были ближе сущности Я в его зависимости от душевных сил.
Врабатывание ангелов и архангелов в человеческую душу вгермано-северных
областях было не простым воспоминанием, атаково, что даже еще во время
самого пребывания Христа Иисусана Земле люди могли видеть это врабатывание,
они были причастны ему, они сопереживали работу ангелов и архангелов над
ихдушой.
Подобные душевные переживания вызывали в греко-латинскихнародах
воспоминание о том, что они пережили когда-то раньше. Германские же народы
жили в них самих как в их собственных, непосредственных, их самих касающихся
интересах. Их Я пробудилось на той ступени бытия, когда в их душу
врабатывались народные духи и те духовные существа, которые находились еще в
подчинении у этих народных духов. Поэтому эти народы находилисьближе всех
других к тем событиям, которые нам известныкаксобытиядревнейАтлантиды.
Обращая свой взор к духовным силам, люди древней Атлантиды говорили о своего
рода едином божестве; те

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн